Фронтмен группы Фил Лайнотт и художник Джим Фицпатрик воплощали в жизнь свою любовь к комиксам Marvel, кельтской мифологии, ирландской поэзии и научной фантастике. Так рождались обложки альбомов THIN LIZZY
Не стоит забывать, что солистом THIN LIZZY был очень харизматичный Фил Лайнотт.
Так что неудивительно, что THIN LIZZY хотели реализовать сильную визуальную составляющую на обложках своих альбомов. И как только они зарекомендовали себя в музыкальном бизнесе как жизнеспособную коммерческую структуру, они взяли под свой контроль - во многом благодаря настойчивости Лайнотта в этом вопросе - и оформление конвертов пластинок.
Начиная с третьего альбома, группа отказалась от дизайн-студии своего лейбла и передала всю работу своему верному другу - иллюстратору из Дублина Джиму Фитцпатрику.
Вдвоем Лайнотт и Фитцпатрик привнесли в оформление обложек свою любовь к эстетике комиксов Marvel, кельтской мифологии, ирландской поэзии и литературе и научной фантастике. Фитцпатрик отлично справился с поставленной задачей, создав великолепные иллюстрации идеологии рок-группы, что встречается не так уж часто.
THIN LIZZY – Thin Lizzy (1971, дизайн разработки Decca, фотография на обложке Дэвида Веджбери)
1 декабря 1970 года THIN LIZZY подписали контракт с Decca Records, и через пять месяцев лейбл выпустил их дебютный альбом. Автором изображения объектива в стиле «рыбий глаз» на обложке является Дэвид Веджбери, первый штатный фотограф, нанятый Decca. Веджбери быстро и удачно вписался в работу над арт-дизайном для лейбла и вскоре стал менеджером студии при звукозаписыващей компании. Его креативный подход к фотографиям музыкальных талантов 1960-х годов без сомнения основательно повлиял на поп-культуру в целом.
«Работа нашего отдела, - написал Дэвид Веджбери в предисловии к своей фотокниге "Революция 60-х годов в британской Decca", - во многом поспособствовала становлению зарождающегося искусства поп-фотографии».
THIN LIZZY – Shades of a Blue Orphanage
(1972, дизайн разработки Decca, фотография обложки взята в библиотеке Radio Times Hulton Picture Library)
Фото трех босых мальчишек-бродяг явно намекает на вокалиста/басиста Филипа Лайнотта, гитариста Эрика Белла и барабанщика Брайана Дауни. Название второго альбома группы отсылает нас к предыдущим группам Лайнотта и Дауни (ORPHANAGE) и Белла (SHADES OF BLUE). Некоторые треки альбома также в некоторой степени связаны с обложкой альбома: Sarah (первая из двух песен группы с одинаковым названием) была написана для бабушки Лайнотта из Дублина, в доме которой он прожил большую часть своего детства.
Строчка из заглавного трека: «Есть такая старая фотография Дэна, я бы хотел, чтобы вы её увидели. Мальчики позировали, стоя в парке Святого Стефана» напрямую отсылает к обложке, изготовленной дублинским фотографом Роем Эсмондом.
THIN LIZZY – Vagabonds of the Western World (1973, иллюстрация Джима Фицпатрика)
Однажды друг Лайнотта и тур-менеджер THIN LIZZY Фрэнк Мюррей познакомил его в пабе Neary в центре Дублина с местным художником Джимом Фитцпатриком.
«У нас было много общего. Мы с Филипом любили американские комиксы, поэзию, Ирландию и вообще все ирландское, и у нас было похожее детство - без отца», - вспоминал Фитцпатрик.
Лайнотт предложил Джиму разработать обложку для своего третьего альбома. Фитцпатрик также работал и над лого THIN LIZZY, которым изначально занимался его коллега - ирландский иллюстратор Тим Бут. «Я просто немного приукрасил его», - объясняет Фитцпатрик.
Фитцпатрик сплел на обложке ярко выраженную идею комиксов Marvel и кельтскую эстетику дизайна, в том числе «тройную спираль», которая, согласно кельтским традициям, символизирует три сферы: землю, море и небо и три времени: прошлое, настоящее и будущее.
«Это была моя первая обложка для LIZZY и, думаю, самая «выдающаяся» обложка альбома из всех, что я сделал для них».
THIN LIZZY - Nightlife (1974, иллюстрация Джима Фицпатрика)
Вторая обложка альбома THIN LIZZY, сделанная Джимом Фитцпатриком, получилась, по его словам, «немного странной». С точки зрения музыки - это была для группы переходная работа, предвосхищающая более позднее классическое звучание LIZZY с двумя гитарами.
Можно отметить несомненное влияние английского дизайнера Роджера Дина.
А также художников комиксов Marvel - Джима Стеранко и Джека Кирби, большими поклонниками коих были Фицпатрик и Лайнотт.
«Филип был совершенно уверен в том направлении, в котором он хотел двигаться по музыке», - рассказывает Фитцпатрик: «Отсюда и такое оформление».
Он добавил, что дизайн обложки был задуман, как некоторое завуалированное политическое заявление, но они вдвоем решили держать это при себе. Черная пантера «была молчаливой данью уважения к великим афроамериканцам, таким как Мартин Лютер Кинг, Малькольм Икс, Томми Смит, Джон Карлос, и движениям «Black Power» и «Black Panther». Только думаю, нам бы пришлось изрядно потрудиться, чтобы объяснить всё это звукозаписывающей компании!»
THIN LIZZY - Jailbreak (1976, иллюстрация Джима Фицпатрика)
Обложка альбома THIN LIZZY номер три, сделанная Джимом Фитцпатриком, на тот момент полностью соответствовала амбициозным представлениям Филипа Лайнотта относительно конвертов пластинок.
Тема «Один за всех, все за одного» однозначна, плюс металлический «роботизированный» тон и еще одно ярко выраженное подражание Marvel Comics с добавочным намеком на «Войну миров» Герберта Уэллса.
Совпадение? Лайнотт появился в рок-опере 1978 года War of the Worlds.
«Филип хотел чего-то, что отражало бы все эти идеи, и результатом стало это произведение искусства», - вспоминал Фитцпатрик.
Помимо этого, по его словам, на этом конверте есть явное влияние еще одного великого американского художника комиксов, которого мы оба любили - Нила Адамса. Мне понравилось это использование серебра для основы обложки, и сначала нам пришлось бороться за дополнительный тираж, хотя в итоге звукозаписывающая компания все равно согласилась».
THIN LIZZY - Johnny The Fox (1976, иллюстрация Джима Фицпатрика)
«Самый сумасшедший из всех», - так Джим Фицпатрик описал свой четвертый дизайн обложки для студийного альбома THIN LIZZY.
Фитцпатрик отмечает, что картинка напрямую относится к названию альбома. Первоначальная дизайнерская идея с торчащей из центрального круга головой лисы была заменена продолжением пантеры пластинки Nightlife. Это, по словам Фитцпатрика, понравилось и ему, и Лайнотту. На создание сложной неокельтской металлической каймы потребовалось некоторое время, но Лайнотт попросил что-нибудь «очень ирландское и очень кельтское».
«Там достаточно этих кельтских орнаментов, чтобы получилось то, что он хотел, но всё остальное - чистое безумие. Я просто наслаждался каждым моментом, когда всё это придумывал!»
THIN LIZZY - Bad Reputation (1977, дизайн и фотография на обложке - Sutton Cooper)
В каком-то смысле это повторение обложки Shades of a Blue Orphanage 1972 года с фотографией трех человек (в данном случае - Брайан Дауни, Скотт Горэм, Филип Лайнотт).
Дизайнерское агентство Sutton Cooper разработало эту монохромную композитную обложку.
«Менеджер THIN LIZZY Крис О’Доннелл поставил задачу опробовать некоторые визуальные эффекты для обложки с участием только Скотта, Брайана и Фила», - вспоминает Роджер Купер из агентства. «Окончательный результат - это то, что называют «необходимость - мать изобретений». Подходящей фотографии трех участников группы вместе у нас не было, и не было нынешних программ вроде Photoshop, так что в 70-е годы сделать подобное было нелегко. Для названия группы и альбома мы задействовали крупный шрифт, который назывался Stencil, он тогда широко использовался для афиш гастролей».
THIN LIZZY - Live and Dangerous (1978, иллюстрация - Sutton Cooper, фотография на обложке - Чалки Дэвис, дизайн обложки разработан THIN LIZZY и фотографом Чалки Дэвисом)
Live and Dangerous вполне заслуженно считают одним из самых известных концертных альбомов в рок-музыке. Продюсер Тони Висконти использовал некоторые звуковые хитрости, включая наложения, но статус альбома от этого не снизился.
«Мы специально снова использовали шрифт Stencil», - рассказал Роджер Купер: «Чтобы придать обложке некоторую преемственность с Bad Reputation».
А знаменитая фотография для обложки была сделана на концерте THIN LIZZY 11 октября 1977 года в Municipal Auditorium в Сан-Антонио Чалки Дэвисом.
«Там была очень хорошая оркестровая яма, немного глубже тех, которые я до этого видел», - сказал Дэвис. «Есть такой старый сценический трюк, который обычно использовал Пит Таунсенд из THE WHO - он падал на колени и скользил. Когда Филип увидел меня в яме, он скользнул прямо ко мне, я нажал на спусковой крючок, и хорошо, что яма была глубокая – он чуть не врезался в меня своими коленями!»
THIN LIZZY - Black Rose: a Rock Legend (1979, иллюстрация Джима Фицпатрика)
Помимо многочастного заглавного трека, с обложкой Black Rose: a Rock Legend напрямую связана любовь Лайнотта к ирландской поэзии, в частности, к стихотворению Джеймса Кларенса Мангана Dark Rosaleen.
Полное название заглавного трека - Róisín Dubh (Black Rose): A Rock Legend.
Roísín Dubh в переводе с гэльского - Темная роза, и Фицпатрик вспоминал, что «Филип хотел, чтобы я изобразил в буквальном смысле черную розу. Он был просто наэлектризован, когда увидел окончательный результат. Он позвонил мне: «Джим, это именно то, что я себе представлял, только лучше!»
THIN LIZZY - Chinatown (1980, иллюстрация Джима Фицпатрика)
Последняя обложка, сделанная Фитцпатриком для альбома THIN LIZZY, по его словам, «одна из самых тщательно продуманных, которые я когда-либо создавал».
И вновь - прямая отсылка к заглавному треку. «Я помню, как Филип и Скотт изучали ее после того, как я прилетел в Лондон с этим произведением искусства», - вспоминал Фитцпатрик.
«Филипп был в восторге, восхищаясь силой образов, Скотт пристально посмотрел на неё, внимательно вглядываясь в каждую деталь, и сказал: «Боже, Джим, ты прорисовал на этом драконе каждую чешуйку». После этого я, конечно же, был в отличном настроении в тот день, я ведь и сам был в восторге от окончательной версии, да и звукозаписывающая компания действительно сделала все возможное».
Читать также:
.