Найти тему
Спроси учителя

Задание 6 ОГЭ по русскому языку. Лайфхак

Оглавление

Самое страшное задание! Грамотный человек не помнит правил орфографии, так как они ему не нужны - давайте будем честными. А безграмотный человек всё это запомнить никогда не сможет. Что же делать? Попробуем разобраться.

Формулировка задания 6

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ЗАРНИЦА - написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от ударения.
2) КИСЛО-СЛАДКИЙ (соус) - сложное имя прилагательное, образованное на основе подчинительного словосочетания, пишется через дефис.
3) ЗАМЕЧЕННЫЕ (недостатки) - в полном страдательном причастии прошедшего времени совершенного вида пишется НН.
4) ВСКАЧЬ (нёсся) - на конце наречия после шипящего пишется Ь.
5) ПОДРИСОВАТЬ - на конце приставки перед звонким согласным пишется буква Д.

Так например, в приведённом задании 2) (сложное имя прилагательное, образованное на основе подчинительного словосочетания, пишется через дефис) ошибка содержится в формулировке самого правила: сложное имя прилагательное, образованное на основе подчинительного словосочетания, должно писаться слитно (железнодорожный - от железная дорога), а не через дефис. Кроме того, прилагательное кисло-сладкий образовано не от подчинительного словосочетания (кислый и сладкий). Следовательно, это "правило" не соотносится с образованием данного слова.

Рассмотрим такую формулировку: ПЕРИОД - в корне с безударной чередующейся гласной пишется Е, так как после корня не суффикса -А-. Здесь формулировка правила ошибки не содержит, слово также написано без ошибки, но в слове нет корня с чередующейся гласной. Указанное правило не соотносится с данным словом.

Таким образом, проверяется не только знание формулировок, но и умение применять их на практике. Разумеется, чтобы заметить в правиле ошибку, надо знать его формулировку по возможности точно. Каков объём материала?

Проверяемые элементы содержания

Коротко говоря, программа по русскому языку за курс 5 -7 классов. Если вы хотите обозреть, конкретный список правил, откройте Кодификатор ОГЭ 2024 и посмотрите, если хватит терпения. Там полный список изученных в школьном курсе орфограмм, знание которых необходимо для выполнения орфографического анализа слов.

Совсем не обращать на него внимание не советую. А вдруг вы все правила знаете? И беспокоиться не о чем? Давайте проверим.

Вот такая дюжина, извините. Если каждое из правил в упомянутых здесь группах вам вполне себе известны, дальше можно не читать. Если вы не можете вспомнить 3-4 правила: найдите их и изучите. А если для вас тут какая-то абракадабра, просмотрите следующую группу слайдов.

Впрочем, и для знатоков орфографии слайды пригодятся: пролистайте и сформулируйте правила, намёки на которые здесь найдёте. Минимальный объём информации предполагает, что без понимания приведённых терминов невозможно применять правила.

Минимальный объём информации

Понятно, что в любом правиле говорится о том, что какая-то буква, обозначающая звук, либо гласный, либо согласный (и хотя бы это не надо путать), пишется где-то там. А где? В какой-то части слова. Их желательно тоже уметь определять.

Таким образом, получается, что пока мы разыскиваем орфограмму в приставке или корне, нам достаточно уметь видеть их границы в слове, чтобы не допустить ошибки. Но если орфограмма в суффиксе или окончании, обязательно уметь различать части речи!

Увы! чтобы разбираться во всех правилах, надо уже кое-что знать о частях речи. Так как любые написания, зависимые от части речи, требуют умения определять их отличительные признаки.

А теперь предположим, что вы совсем даже не "чайник", и даже не путаете причастие с деепричастием. Лайфхак как раз для вас! Не думаете же вы, что можно с лёгкостью справиться с заданием по орфографии, вообще не имея никаких знаний в этой области? И всё же!

Очень надеюсь, что презентация поможет вам успешно подготовиться. Первая её часть содержит общие советы по выполнению задания. Вторая - напоминания о некоторых деталях правил, которые часто забываются девятиклассниками.

Алгоритм к заданию 6

Если остались вопросы или есть замечания - пишите в комментариях. Если статья показалась полезной - ставьте лайк. Подписывайтесь на канал.