Найти в Дзене

Музыкотерапия - бред? Или действительно помогает?

Оглавление

О целительном действии музыки упоминали ещё Пифагор, Платон и Аристотель. Гиппократ утверждал, что музыкой, правильной музыкой можно лечить желудочные болезни и эпилепсию. Поэтому можно утверждать, что история музыкотерапии началась несколько столетий назад. Но первые серьезные упоминания о методе относятся лишь к 19-му веку, когда французский психиатр Жан-Этьен Доминик Эскироль стал внедрять в лечебные программы в психиатрических больницах музыкальные прослушивания.

Современные психотерапевты используют методику для лечения депрессий, невротических состояний, психозов, соматических проявлений, нарушений сна. Медики тоже активно обращаются к музыке, например, в работе с пациентами, страдающими сердечно-сосудистыми заболеваниями, заболеваниями ЖКТ или легочной системы. Музыка может служить эффективным средством для лечения. Например, для людей, страдающих от болезни Альцгеймера или деменции. Не так давно, финские ученые показали, что с помощью музыки у пациентов улучшается память и настроение.

Сегодня музыкальные композиции выступают одним из главных методов воздействия в арт-терапии. Известно, что во время прослушивания любимой музыки активируются разнообразные зоны мозга. Использование музыки для управления настроением, лечения психиатрических заболеваний или реабилитации людей после инсульта – еще одно важное преимущество музыкотерапии. Информация взята с портала «Научная Россия» (https://scientificrussia.ru/)

Начну с древних мудрецов, что уже тогда, без аппаратов и приборов понимали и осознавали целительное(И НЕ ОЧЕНЬ) воздействие музыки на человека и общество.

Теория музыкального воспитания Пифагора

-2

Древнегреческий философ Пифагор особое значение уделял музыкальному воспитанию. Он был убежден, что «музыкальная гармония мира» доступна только бескорыстному и высоконравственному исследователю(Серьезно?). Мудрец создал математическую науку о числовых законах, управляющих музыкой, состоявшую из двух частей: изучения структуры интервалов и ритмики. Первая часть (гармоника, или каноника) анализировала численные отношения, характеризующие различные интервалы в гамме. Числа, составляющие соотношение частот высоты каждого тона, используются до сих пор. Гармоника, каноника? Что это? И как действует на организм человека? Об этом я напишу в следующих статьях

Менее сложной в числах, но точной была теория ритма. Музыкальная ритмика греков выполняла свою задачу добавлением единичных неделимых величин. Это позволяло учитывать более богатые и сложные ритмы, чем современная теория сольфеджио. Серьезно? То есть моё мучение с сольфо в музыкальной школе - это ещё цветочки?

Это сейчас удивились те, кто считали тяжелым предмет сольфеджио
Это сейчас удивились те, кто считали тяжелым предмет сольфеджио

Поиск музыкальной гармонии мира рассматривался как путь к нравственному совершенству и согласию с природой. Музыка представала как элемент морального воспитания.

В древних источниках описан случай, когда Пифагор музыкой предотвратил убийство, наиграв мелодию, «изгоняющую желчь».

Одним из главных понятий в этике Пифагора была эвритмия - способность человека находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности - пении, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках, в рождении и смерти. Мудрец считал, что верный ритм человека созвучен космическому ритму мирового целого. От него пошла традиция сравнивать общественную жизнь с музыкальным ладом и музыкальным инструментом. Появилась целая доктрина, связанная с этосом различных музыкальных ладов.

О связи музыки и математики будут отдельные статьи. Да да! Несочетаемое - сочетаемо!

Теория музыкального воспитания Платона

-4

Платон (428-348 гг. до н.э.) в своем проекте идеального государства требовал самого жесткого контроля над музыкой для воспитания в гражданах суровой простоты и мужества. Он совершенно исключал те музыкальные лады, которые, по его мнению, способствовали изнеженности и чувственности: надменный гиподорийский лад, скорбный и мрачный лидийский, сладостный гиполидийский. (Что????? Что это за китайская грамота? Можно по-нормальному сказать? Если кому-то будет интересно - пишите в комментарии, я сделаю отдельную статью).

Философ разрешал употребление только двух ладов: дорического, который воспроизводил мужественные и суровые звуки воинов и вдохновенного и взволнованного фригийского, который мог использоваться в мирное время. Также скрупулезно Платон отбирал и музыкальные инструменты, допуская в городе употребление только лиры и кифары, а в деревне - свирели.

Мудрец был убежден,

музыка оказывает не только высоконравственное, но и развращающее влияние, поэтому необходимо правильно пользоваться ею. А так как музыка у греков всегда была во взаимосвязи со словом, он требовал тщательного отбора текстов.
Платон также изучал целительное и благотворное воздействие музыки на людей. Он предлагал для усиления воздействия целебных трав на головные боли использовать пение и музыку особенную. По его мнению, ритмы и лады воздействовали на мысль.

Теория музыкального воспитания Аристотеля

-5

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) - ученик Платона, считал, что одно из главных назначений музыки – познавательное и нравственно-воспитательное. В своей работе «Политика» он уделил большое внимание проблемам музыкального развития. Эстетическое образование не являлось самоцелью. Оно должно было формировать цельного, гармоничного человека, прекрас­ного душой и телом, благородного и одухотворенного. Вслед за Платоном Аристотель повторял, что "забота об этом воспитании должна быть заботою государственною". Аристотель четко постулировал цели музыкального воспитания.

Музыка в жизни человека не является просто забавой и удовольствием: она дает отдых, являясь "лекарством от грусти".

Вслед за Платоном и Пифагором о влиянии искусства на человека как средстве гармонизации личности с общественной жизнью

развивал мысль Аристотель в «учении о мимесисе», которое раскрывало представления о внутреннем мире людей и различных способах воздействия на них с помощью музыки. В этом учении была разработана

В теории мимесиса была разработана концепция «катарсиса», согласно которой в душе зрителя и слушателя древнегреческой трагедии происходило освобождение от болезненных аффектов. Когда в процессе глубокого сопереживания человек очищается духовно, его душа поднимается от своей частности, единичности до всеобщности, которая предстает в виде общественной жизни.

Музыка играла особую роль в формировании прекрасного начала. Аристотель считал, что она должна иметь преимущество перед другими видами искусства, так как оказывает влияние на человеческую психику и этику, на моральные качества человека.

Как и Платон, Аристотель производил строгий отбор ладов и музыкальных инструментов, деля лады на этические (действующие на моральные качества человека), практические (вызывающие волю к действиям) и энтузиастические (приводящие в восторженное состояние). Он указывал, в каких случаях этими ладами нужно пользоваться. Для воспитания добропорядочности рекомендовался дорийский лад. Аристотель подробно описал музыкальные лады, ведущие к изменению психики. Музыка, звучащая в одних ладах делает человека жалостливым и размягченным; звучание других ладов способствует раздражению или возбуждению. Так дорийский, фригийский, лидийский оказывают положительное воздействие на психику и здоровье человека, а музыку, написанную в других ладах, рекомендовалось до ушей молодого поколения не допускать. Аналогичные предписания касались и музыкальных инструментов.

Из музыкальных инструментов Аристотель предпочитал для воспитания детей группу струнных - кифары, лиры, наблы, считая, что исполнение музыки на авлосе, флейтах, бубнах и тимпанах приводит к необузданности и вредит нравственности слушателей.

Древние греки именовали необразованного человека «ахореутос», что в переводе означало индивида, не умеющего петь, танцевать, играть на музыкальном инструменте и, следовательно, не пригодного для участия в «хорейе» - так называлось музыкально-хореографическое действо, объединяющее всех жителей древнегреческого полиса в единое целое.

-6

Музыка чаще всего используется с настоящее время психотерапевтами в работе с клиентами, которые:

  • часто испытывают хронические болевые ощущения;
  • страдают нарушениями нервной, пищеварительной, дыхательной или сердечно-сосудистой систем;
  • плохо спят;
  • регулярно испытывают страх или повышенную тревожность;
  • имеют диагноз аутизм, психопатия, синдром Альцгеймера, задержка психического развития;
  • испытывают сильное психологическое или физическое переутомление, часто работают сверхурочно, не соблюдают распорядок дня, не умеют корректно распределить время на труд и отдых;
  • имеют отклонения сексуального характера;
  • страдают тяжелой формой депрессии;
  • склонны к суициду;
  • заикаются или имеют нарушения развития речи;
  • испытывают трудности в адаптации и общении.

Музыкальная терапия показана и здоровым людям, поскольку помогает успокоиться в сложной ситуации, значительно улучшает внимание, память, концентрацию, мышление, развивает воображение и фантазию.

В отличие от других коррекционных тактик, музыкотерапия может применяться в качестве самолечения, поскольку практически не имеет противопоказаний (исключениями являются тяжелый послеоперационный период, склонность к эпилептическим припадкам, аневризма, неадекватная реакция пациента на происходящее).

Кому понравилась статья - не забудь подписаться! И смело задавай вопросы! Желаю всем радостного и счастливого ритма в жизни! До скорой встречи с новой темой! ;-)

P.S. По секрету скажу - лечебное воздействие имеет не только классическая музыка. Моя подруга прочитала это и сказала, что ей не нравится классика, а от душевных травм, по ее мнению, лучше всего помогает рок. На самом деле... Для каждого человека - своё. Забегая вперёд - музыка ОБЯЗАТЕЛЬНО должна нравиться, только тогда она принесёт пользу. И никто вас не заставит слушать "нудную" или "скучную", или, наоборот "агрессивную" музыку. Каждому - своё.

-7

Наука
7 млн интересуются