В.Д.Поленов «Московский дворик», 1878 год, холст, масло. Государственная Третьяковская Галерея.
Наверное, сложно найти человека, который никогда не видел этой картины.
В 1878 году была выставлена на 6-й выставке Товарищества передвижников. В том же 1878 году, после окончания выставки картина, была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым лично у автора Василия Дмитриевича Поленова.
На картине изображена существующая по настоящее время церковь – Храм Спаса Преображения Господня на Песках близ Арбата. Современный адрес - Спасопесковский переулок, дом 4А.
Сам художник считал картину малозначительной, не имеющей особой ценности. И потому практически не оставил воспоминаний о работе над полотном. За прошедшие почти 150 лет со дня написания картины, это обстоятельство породило множество версий о создании полотна.
Версия первая. Рассказана экскурсоводом «Третьяковки» (Государственной Третьяковской Галереи).
Вернувшись в 1876 году в Россию после долгого европейского путешествия, В.Д.Поленов поселился в доме друзей на углу Трубниковского и Дурновского переулков. С вокзала художник приехал уже затемно. А утром, выглянув в окно, он увидел двор около старинной церкви. Его так поразило, то, что в Москве, в самом центре города, такой тихий, зелёный, почти деревенский пейзаж. Запущенный сад, мирно пасущаяся лошадь, прислуга, кормящая домашнюю птицу, её дети, беззаботно играющие на давно некошеной траве. Всё это резко контрастировало с дворами европейских городов, в которых художник жил несколько лет. В.Д.Поленов тут же сделал набросок будущей картины. В 1878 году он представил картину на выставке как образец настоящей русского пейзажа.
Версия вторая. Романтическая. Прочитана в детском художественном журнале.
Московский дворик изображён на трёх картинах В.Д.Поленова.
В 1879 году на VII выставке передвижников В.Д. Поленов выставил две своих картины «Бабушкин сад» и «Заросший пруд». На этих картинах изображён тот же усадебный дом с садом и прудом, что и на картине «Московский дворик». В то время художник был влюблён в юную героиню свой картины. Чтобы чаще видеть свою возлюбленную, Поленов снял квартиру рядом с её домом. Часто бывал в усадьбе, сватался к девушке, долго ждал ответа. Чтобы как-то заполнить время ожидания написал три эти картины «Московский дворик», «Бабушкин сад» и «Заросший пруд». Но, согласия на брак от родственников возлюбленной так и не получил. Поэтому картины «Бабушкин сад» и «Заросший пруд» такие грустные. Все три картины следует считать триптихом.
Версия третья. «Рассказана» самим автором.
Почти через 40 лет после написания картины, в начале XX века, в «интервью» сотрудникам общества «Старая Москва» Василий Дмитриевич рассказывал: «Этого дома уже больше нет. Он находился на углу Дурновского и Трубниковского переулков. Я ходил искать квартиру, увидел на двери записку и зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его».
Ну, что ж… В каждой легенде есть доля правды. Самой правильной следовало бы считать версию художника, но… и в его рассказе есть неточности.
Василий Дмитриевич Поленов родился 1 июня 1844 года в Санкт-Петербурге в семье потомственных дворян Дмитрия Васильевича и Марии Алексеевны Поленовых. В этот день в семье Поленовых случилось двойное счастье - Вася родился не один, а вместе с сестрой-близнецом Верой.
Кроме Васи и Веры у Дмитрия Васильевича и Марии Алексеевны было еще 3 детей: 2 сына - Алексей и Константин, и младшая дочь Елена – Лиля, как звали её дома.
До женитьбы Дмитрий Васильевич Поленов был дипломатом, служил в русской миссии (то есть в Посольстве) в Греции. К моменту рождения детей Поленов - старший находился уже в отставке, занимался домом и просветительской деятельностью. На общественной должности секретаря Русского археологического общества способствовал сохранению архитектурных ценностей и продвижению археологии как науки.
Все летние месяцы младшие Поленовы проводили в имении «Ольшанка» своей бабушки – «бабаши» - вдовы генерал-майора, героя Войны 1812 года Веры Николаевны Воейковой. Вера Николаевна была человеком образованным, деятельным и властным. Она лично занималась образованием сначала своих детей, а потом внуков. Именно «бабаша» начала преподавать азы рисования Васе и его братьям и сёстрам. До самой своей кончины Вера Николаевна Воейкова практически была главой семьи Поленовых.
В 1872 году, окончив Академию художеств в Санкт-Петербурге, и получив Золотую медаль за свою «дипломную работу» «Воскрешение дочери Иаира», Василий Дмитриевич уезжает, как сказали бы сейчас, на стажировку заграницу. В течение последующих 4 лет Поленов живет и работает в Италии, Германии, Австрии, Франции, Великобритании, бывая в России наездами.
В Париже Василий Дмитриевич знакомится с Иваном Сергеевичем Тургеневым. Их дружба продлится до самой смерти писателя.
В начале лета 1876 года стажировка заканчивается, и Поленов возвращается в Россию.
В июле 1875 года на Балканах вспыхнуло восстание против Турецкого господства.
Осенью 1876 года, с негласного разрешения императора Александра II,в Сербию хлынул поток русских добровольцев. Среди них и Василий Дмитриевич. Почти 2 месяца Поленов воюет в передовом летучем отряде. За участие в боевых действиях Василий Дмитриевич был награжден сербской медалью «За храбрость» и золотым «Та́ковским крестом» с надписью «За веру, князя и Отечество».
В конце ноября 1876 года, после наступления временного перемирия, Поленов возвращается в Санкт-Петербург. Прожив всю зиму и весну с семьёй, Василий Дмитриевич решается окончательно покинуть родительский дом и перебраться в Москву, вслед за своим другом и однокашником Ильёй Ефимовичем Репиным.
В начале лета 1877 года вместе с товарищем, художником Рафаилом Сергеевичем Левицким, Поленов приезжает в Москву и поселяется у старого друга семьи Фёдора Васильевича Чижова. Несколько недель молодые художники ищут подходящую квартиру, в которой можно было бы не только жить, но и устроить студию. Именно в это время Василий Дмитриевич и находит квартиру в Арбатских переулках на углу Трубниковского и Дурновского переулков.
« …Прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его»,- говорит Поленов в своём «интервью». «…Сел и написал…». Вряд ли Василий Дмитриевич ходил по городу в поисках квартиры с тяжёлым этюдником на плече. Наверное, за давностью лет это были, как говорят сегодня, «наведённые» воспоминания. Скорее всего, вид из окна и стал причиной, по которой Поленов и Левицкий сняли именно эту квартиру. А этюд, сначала это был именно этюд, был написан немного позднее, в июле 1877 года.
В августе 1877 года Василий Дмитриевич уезжает погостить в имение Петрушки под Киевом, которое на лето сняла вместе с мужем его сестра Вера – теперь уже Вера Дмитриевна Хрущова. Там в Петрушках Поленов пишет этюд «Заросший пруд».
Возвращаясь в конце августа, домой в Москву, в поезде Василий Дмитриевич знакомиться с очаровательной девушкой Марией Николаевной Климентовой. Как пишут в любовных романах – это была любовь с первого взгляда. За несколько часов проведенных в поезде художник безоглядно влюбился в начинающую оперную певицу. Начинается долгий, сложный, выматывающий любовный роман.
Дома, в Москве, на Трубниковском переулке Василия Дмитриевича ждёт письмо от дяди. В 1873 году умерла «бабаша» - Вера Николаевна Воейкова. Её имение «Ольшанка» перешло по наследству к сыну Леониду Алексеевичу Воейкову. И вот теперь, в конце лета 1877 года, дядя просит племянника Васю приехать в имение и помочь с проектом нового дома.
Весь сентябрь Поленов проводит в тамбовской «Ольшанке». Он работает над проектом нового хозяйского дома. Живет в старом «бабушкином» доме. Чудесная тёплая осень, художник гуляет по парку, у пруда. Вспоминает любимую «бабашу», её рассказы о дедушке – герое 1812 года, весёлые детские забавы, милых сестёр Веру и Лилю, которые теперь взрослые дамы и живут далеко от него. Поленов делает несколько набросков старого господского дома, в котором прошло детство и который дядя теперь намерен снести. Дом чем- то напоминает ему саму «бабашу». Пишет этюд «Пруд в Ольшанке».
Вернувшись 1 октября 1877 года, Василий Дмитриевич находит новое письмо. 24 апреля 1877 года Россия объявила войну Турции. И вот теперь, наследник престола цесаревич Александр Александрович, будущий царь Александр III, назначенный командующим одной из русских армий, вызывает художника Василия Поленова к себе в ставку, на Балканы. Отказаться от такой «чести» нельзя.
И вновь Василий Дмитриевич на войне. Но это уже другая война-более страшная, более кровавая. Бездарные военноначальники, устаревшее оружие, горы изуродованных тел, и тысячи, тысячи бессмысленно погибших русских солдат. И Поленов рисует и рисует этих безвинно погибших.
9 февраля 1878 года Турция капитулировала.
В начале марта 1878 года художник возвращается в Москву. Наконец-то он дома в своей студии в Дурновском переулке. Рядом с добрым товарищем. Вместе с Левицким они много работают. Часто их мастерскую посещает Мария Николаевна Климентова. Она позирует, они пишут. После работы она поёт для них. В это время, в течение марта 1878 года Василий Дмитриевич возвращается к своему этюду годичной давности, к « Дворику», к «Арбатскому уголку» - такого было начальное название этюду.
Каждое утро он видит этот двор из окна. Сейчас весна и двор выглядит по-другому. Еще лежит снег. Художник пишет по памяти и наброску. Другое время года, другой свет на улице и в студии. Пишет картину уже «другой» человек, чем был год назад. Прошедший страшную войну, находящийся в любовной тоске… И картина получается совершенно другая. Все исследователи творчества В.Д.Поленова отмечают его удивительный талант, умение изображать Солнечный Свет на картинах, даже на самых темных. Считается, что не до него, не после - это не удавалось больше никому.
На этюде ранее утро, на картине около полудня. Это видно по теням, которые отбрасывают люди и предметы. Картина написана с другой точки зрения: этюд – со второго этажа дома, картина – с точки зрения человека, стоящего « на земле», во дворе. Этюд – вертикален, вид из узкого окна. Картина – горизонтальна, это большая панорама. Появляются новые «объекты»: в глубине, справа виднеется еще один Храм – Церковь Николая Чудотворца в Плотниках (ныне несуществующая, снесена в 1932 году, современный адрес улица Арбат дом 45/24). И все остальные здания выглядят по-другому.
Этюд – «красивая фотография», картина «оживает», появляются люди. Это уже жанровая картинка.
13 апреля 1878 года И.Н. Крамской получает письмо: «…Картина моя на Передвижную выставку готова (т.е. картинка готова давно, а рама только теперь). К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи…».
Выставка открылась 7 мая в Москве. Картина имела успех, была куплена Третьяковым. Даже пресса встретила работу доброжелательно. В «Московских ведомостях» появилась статья с подробным разбором картины. Но, автор почему-то посвятил большую часть статьи жизни в старом дворянском доме…
Эта глупая писанина подала Василию Дмитриевичу идею для новой картины. Старый барский особняк… Каждый день он смотрит на него из окна, проходит мимо. Дом чем-то напоминает дом «бабаши» в «Ольшанке». Поленов вспоминает, как осенью прошлого года последний раз был в имении. Прошло меньше года, но как много событий, как всё изменилось.
Он пишет «Бабушкин сад», пишет любимую «бабашу»,
её старый дом, запущенный сад, а рядом с «бабашей» Веру – любимую сестрёнку, половинку-близняшку. Он не видел её уже целый год. Вера далеко сейчас от него. Вместе с Лилей в фамильной усадьбе Поленовых «И́моченецы» в Олонецкой губернии (ныне Лодейнопольский район Ленинградской области) организовали госпиталь для раненых на Турецкой войне.
Картина получается грустная, но это светлая грусть, грусть о любимых, которые далеко…
В июле 1878 года Поленов и Левицкий переезжают на новую квартиру, во флигель в усадьбе Олсуфьевых вблизи Девичьего Поля в Хамовниках. Здесь Василий Дмитриевич дописывает «Бабушкин сад» - зелень в саду.
В середине октября 1878 года в Петербурге умирает отец Дмитрий Васильевич Поленов. Василий Дмитриевич срочно выезжает в столицу. И после похорон несколько месяцев живёт в Петербурге с матерью и сёстрами. Наконец-то впервые за долгое время вся семья собралась вместе. Жаль, что повод печальный…
Зимой 1879 года он отсылает в Петербург на следующую VII Выставку Передвижников «Бабушкин сад». А сам начинает работать над новой картиной, наброски к которой он сделал еще летом 1877 года, когда гостил у Веры в Петрушках.
«Заросший пруд». Опять «стареющая» барская усадьба, заросший сад, превращающийся в болото пруд. И в глубине сада, на скамейки, как лёгкая тень, как светлое воспоминание Она. Опять она – любимая модель – Вера… На первом варианте картины девушка в светлом платье стояла на мостике. В окончательном – она спрятана в глубине сада.
Искусствоведы, исследующие творчество В.Д.Поленова, все 3 картины объединяют в триптих и пишут о завершении этапа становления Василия Дмитриевича как художника и наступления творческой зрелости.
Я – не искусствовед, я просто зритель. Но я выскажу своё мнение.
Объединяет ли, что-то эти три картины? Да – художник и место их написания - Москва. Место, изображённое на картинах? Нет. «Московский дворик» - это совершенно определенное место в Москве – Арбатский двор. «Бабушкин сад» - это собирательный образ дома на Арбате, имения в Ольшанке и усадьбы в Хамовниках. «Заросший пруд» - это тоже собирательный образ имения «Петрушки» и Хамовнической усадьбы. Натурщица? Пожалуй, что да. Но Вера Дмитриевна присутствует только на двух картинах. Настроение? Не знаю. На мой взгляд, оно разное. «Московский дворик» - это воздушный солнечный свет, наполненный умиротворением. Возможно, попытка забыть о страшных военных событиях и отвлечься от мучительных любовных переживаний. «Бабушкин сад» - светлая грусть о прошлом, попытка вернуть былое. «Заросший пруд» - тёплое воспоминание о лете.
Вряд ли работая над этими картинами, Василий Дмитриевич думал о каком-то периоде своего творчества. Скорее писал, то к чему лежала душа.
На мой взгляд, вообще рассуждения о том, что хотел сказать художник (или писатель) глупы и бесполезны. Всё равно, сколько бы не «копались» в биографии автора, мы никогда не узнаем, что было на душе у автора, когда он творил своё произведение. Мне кажется, что великие произведения искусства потому и великие, что каждый находит в них что-то своё…
Послесловие
Вера Дмитриевна Поленова (в замужестве Хрущова) скончалась 7 марта 1881 года в Петербурге после тяжёлой и продолжительной болезни лёгких. Была похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище. Сразу после похорон сестры Василий Дмитриевич продолжает работу над начатой ранее картиной «Больная». Эта картина стала последней, на которой Вера Дмитриевна «позировала» брату.
Мучительный роман с Марией Николаевной Климентовой продолжался около 5 лет. Певица не отвечала взаимностью художнику, но и не отпускала его от себя. Как стало известно впоследствии, Поленову она предпочла высокопоставленного женатого театрального чиновника. После расставания с этим человеком её карьера оперной примы пошла на спад. Чтобы как-то выбраться из двусмысленного положения, в конце 1881 года Климентова вышла замуж за первого, кто посватался – адвоката Сергея Андреевича Муромцева. Несмотря на рождение 3х детей брак был несчастливым, супруги практически постоянно жили отдельно. По некоторым сведениям, о своих неудачах в карьере и семейной жизни Мария Николаевна предпочитала забывать в компании с зелёным Змием.
В конце весны 1882, после всех пережитых потрясений Василий Дмитриевич уезжает в имение Мамонтовых – Абрамцево. Там он вместе с Репиным, Врубелем и Васнецовым работает над постройкой Храма Спаса Нерукотворного Образа. Вместе с художниками трудится и Наташа Якунчикова, двоюродная сестра хозяйки усадьбы Елизаветы Григорьевны Мамонтовой.
6 сентября 1882 года Наталья Васильевна Якунчикова и Василий Дмитриевич Поленов обвенчались в построенном ими Храме. Это была тихая домашняя свадьба. Свидетелями при венчании со стороны жениха стали: его родной дядя штабс-капитан Леонид Алексеевич Воейков и потомственный почётный гражданин, художник Виктор Михайлович Васнецов. Супруги Поленовы прожили вместе 45 лет. «Пока смерть не разлучит нас»…
На сегодня всё.
Байки травил Арбатский Фенёк.
При написании статьи использованы материалы биографической книги Марка Копшицера «Поленов», Москва, издательство «Молодая гвардия», 2020 г.