Наши подписчики прислали много историй про армию, публикую некоторые из них:
**
У нас командир парашютного звена был в УАЦ - истребитель на пенсии. Амбиции. При отлёте с полевого лагеря на Ан-2 показывал заход на лагерь. На максимальной скорости, над лагерем, с высоты 10 метров - горка, поворот на горке; крутое пикирование обратно на лагерь; вывод, снова на высоте 10-15 метров и тогда уже - уход на базу.
Самолёт был хорошо так гружёный. Я стоял, в окошечко двери смотрел. Тогда казалось - ух ты! Теперь понимаю, что всё-таки повезло. Понятно, что умение у лётчика было невероятное, он такое не раз проделывал. Светлая память командиру и безмерная благодарность.
Его именем учебный центр в одном городе справедливо назван. Но хулиганил, конечно... С риском для жизни и не только для своей. С другой стороны, зачем тогда этим заниматься, если не рисковать? Безумству храбрых...
**
На первом курсе в 1982-ом году у нас погиб курсант, сорвавшись в штопор. При полёте по маршруту сорвался в штопор, вывел из штопора; но при выводе из пикирования вновь сорвался в штопор и разбился. Понял, как вероятнее всего произошла катастрофа на самом деле в прошлом году, после того, как прочитал книгу В. В. Григорьева "Обречены на подвиг". В книге он описывает, как курсанты спорили, кто при полёте по маршруту привезёт большую перегрузку.
Автор книги привёз около 12-ти. В наших экипажах подобных споров не было, а ребята из окружения погибшего курсанта даже фотографировали свои лица во время высокой перегрузки.
**
Мне даже переучиваться не пришлось. Капитан, мучаясь с больными ногами (тромбофлебит - профессиональная болезнь), попросил несколько раз постоять вахту. У нас тогда не хватало штатных штурманов. Пароход маленький "РС-300". Корочки подходят. Те, которые при СССР ДОСААФ выдавал.
По приходу домой отвёл меня к капитану Ялтинского порта, побеседовали. На основании моего диплома об окончании Ейского рыбопромышленного техникума по специальности "Радиосвязь и электрорадионавигационные приборы" выписал он мне Квалификационное свидетельство судоводителя-механика, вкладной талон и подтверждение диплома. У меня были тогда ещё корочки ДОСААФ рулевого-сигнальщика и моториста второго класса.
У наших штурманов знаний было меньше, чем у меня. Некоторые даже карты корректировать не умели. Примешь прибрежные предупреждения, отнесёшь на мост. Второй помощник стоит и глазами моргает: «А что с этим делать?» Пришлось объяснять, как делать корректуру. Я периодически привозил им откорректированные карты из Севастополя.
На днях наткнулся на конверты, которые нам на Московскую присылали с извещениями из в/ч 51393 и так всё нахлынуло. Год это был, по-моему, 1995-й. У нас тогда ещё и "корочек" украинских не было. Вот так к моему заслуженному рабочему диплому радиооператора первого класса добавилась корочка судоводителя-механика.
В 2000-м на пароходе творились «тёмные дела». В тюрьму не хотелось, ушёл на берег. Так и лежат на полке дипломы, паспорта, даже "выездное дело" на визу, которое после заката СССР у нас выдали на руки, правда не в полном объёме. Нет доносов и характеристик от замполитов и особистов, помполиты были в гражданском флоте.
**
1979-1981, Камчатка, РВСН. Снабжение части было отличное. Колбасы разные, сыры, постоянно покупали сгущёнку, которую дома по блату доставали; халву в пачках, которую я до армии и не видел.
Читайте также: Заметки про субординацию на флоте и другие армейские байки
Присылайте свои истории про армию, также прошу подписаться на мой канал, дальше будет интересно! Делитесь статьёй в социальных сетях и ставьте лайки.