Волна забастовок немецких рабочих, испытывающих на себе последствия инфляции и стагнации экономического роста, является последним признаком мрачных перспектив для экономического центра Европы.
Для тех, кто бастует у ворот завода по переработке металлолома SRW, расположенного недалеко от восточного города Германии Лейпцига, время исчисляется не только днями — на данный момент их 136, — но и тысячами сыгранных карточных игр, выпитыми литрами кофе и сожженными охапками дров.
Десятки работников центра переработки ТРО говорят, что их забастовка стала самой продолжительной в послевоенной истории Германии — сомнительная честь для страны с историей гармоничных трудовых отношений. (Предыдущий рекорд, 114 дней, был установлен рабочими верфи в северном городе Киль, которые бастовали в 1950-х годах.)
В то время как многомесячные забастовки могут быть обычным явлением в некоторых других европейских странах, таких как Испания, Бельгия или Франция, где протесты рабочих являются чем-то вроде национального времяпрепровождения, Германия долгое время гордилась продуктивными коллективными переговорами.
Волна забастовок в этом году заставила немцев задуматься, меняется ли это сейчас. По некоторым оценкам, в первые три месяца 2024 года в стране было проведено больше забастовок, чем за последние 25 лет.
Бастующие рабочие остановили работу железных дорог и аэропортов. Врачи покинули больницы. Банковские служащие на несколько дней ушли с работы.
“Германия — забастовочная нация?” - таков недавний заголовок их немецкого журнала Der Spiegel. Забастовки - это последняя глава в истории о том, как Германия, “экономическое чудо” 20-го века, рискует стать поучительной историей для 21-го.
Долгое время бывшая экономическим локомотивом Европы, Германия в настоящее время растет самыми медленными темпами среди 20 стран, использующих евро. В 2023 году она вступила в рецессию, и, по прогнозам, в 2024 году произойдет стагнация. Из-за резкого роста цен на энергоносители и падения производства в прошлом году в стране наблюдалась самая высокая инфляция за последние 50 лет.
В то же время Германия сталкивается со все более острой нехваткой рабочей силы и старением населения: по оценкам чиновников, к 2035 году будет не хватать семи миллионов работников. Это создает проблемы для щедрой системы социального обеспечения, от которой долгое время зависели граждане Германии.
“Германия выходит из кризиса медленнее, чем ожидалось”, - заявил на прошлой неделе министр экономики Роберт Хайбек, раскритиковав то, что он назвал “слишком частыми забастовками”. “Мы действительно не можем себе этого позволить”, - сказал он.
На протяжении десятилетий экономика Германии развивалась с прибылью, опираясь на экспорт в Китай и дешевый газ из России. Но агрессия Москвы побудила Европу отказаться от российского газа, который питал немецкую промышленность. А углубляющаяся стратегия Пекина “Сделано в Китае” превращает огромный азиатский рынок, который когда-то был источником роста для Германии, в промышленного конкурента.
Последствия для Германии были хуже, чем для других стран Европы, именно из-за ее огромной обрабатывающей промышленности, которая составляет пятую часть общего объема производства в экономике страны - почти вдвое больше, чем во Франции или Великобритании.
Работникам с низкими доходами, которые сейчас готовятся к будущему, менее благополучному, чем настоящее, не на что опереться. Около 40 процентов домохозяйств имеют небольшие чистые сбережения или вообще не имеют их, сказал Марсель Фрацшер, президент Немецкого института экономических исследований.
“Опасения, неудовлетворенность и страхи молодых людей полностью оправданы — и, конечно, родителей, которые боятся за своих детей”, - сказал он.
“Люди верили, что социальное обеспечение может обеспечить“, - добавил он. “Оно больше не может обеспечить то, что было раньше”.
Однако, проблема заключается не только в оплате. Работники также требуют улучшения условий труда, возможности планировать рабочие смены и отпуска заблаговременно, лучшего баланса между работой и личной жизнью и меньшего количества часов.
“Работник стал более уверенным в себе”, - сказала Катрин Хеллер, 61-летняя сотрудница службы безопасности, которая на прошлой неделе вместе с сотнями бастующих коллег прошла маршем в жилетах Day-Glo по сверкающему новому залу вылета берлинского аэропорта, что привело к отмене рейсов.
“Мы знаем, что представляем ценность для работодателей, поэтому ожидаем справедливого отношения”, - сказала она. Официально работники службы безопасности аэропортов требуют 15-процентной надбавки, чтобы не отставать от инфляции, но многие, похоже, больше разочарованы сменным графиком, который вынуждает их стоять до шести часов без перерыва.
56-летний Роберт Вегенер, 19 лет проработавший в службе безопасности, предупредил, что работа, подобная его, больше не привлекательна для молодежи: “Если мы не получим этих дополнительных услуг, у нас не будет особого стимула работать здесь”.
Его работодатель, Securitas, согласен. Йонас Тимм, представитель компании, сказал, что после пандемии подбор персонала становился все более трудным делом, когда он начал замечать “изменение менталитета” в отношении сменной работы.
Многие работодатели выразили разочарование тем, что все больше соискателей, например, требуют сокращенный рабочий день или четырехдневную рабочую неделю.
Аналитики расходятся во мнениях относительно того, почему немцы хотят работать меньше, но многие говорят, что серьезной проблемой является налоговая система Германии, которая облагает доходы гораздо более высокими налогами, чем частное богатство, непропорционально сильно влияя на работников с низким и средним уровнем дохода.
Клеменс Фойст, президент Института экономических исследований Ifo, говорит, что работа полный рабочий день может обойтись дороже, чем пребывание дома. Исследование Ifo показало, что из-за того, как структурированы налоги для супружеских пар, семья, в которой один партнер работает полный рабочий день, а другой - неполный рабочий день, в конце месяца имела больший доход, чем два родителя, работающих полный рабочий день.
“Тот факт, что в наших странах со средним уровнем дохода работать не стоит, действительно является проблемой”, - сказал он.
Поскольку бастующие рабочие напрягают все свои силы, издержки для экономики в целом рискуют возрасти, поскольку критически важная инфраструктура по всей Германии останавливается.
С ЧЕМ МЫ НЕМЦЕВ И ПОЗДРАВЛЯЕМ...