Это только на первый взгляд кажется, что все что происходит с нашей страной - впервые. Но откроешь учебник истории - ба! Параллели очевидные
В середине 19 века во время Крымской войны против России объединились крупнейшие европейские державы — Великобритания — давний недруг, Франция, которая жаждала реванша после наполеоновского поражения, Австрия, которая опасалась появления независимых балканских государств. В конце войны к ним даже намеревалась присоединиться Пруссия и, кто бы мог подумать, Сардинское королевство, которое хоть и не имело никаких особых претензий, тем не менее поддалось посулам сильных союзников. В общем, Россия оказалась практически в международной изоляции.
«Надо вырвать клыки у медведя… Пока его флот и морской арсенал на Чёрном море не разрушен, не будет в безопасности Константинополь, не будет мира в Европе», - призывал Лидер Палаты Общин Джон Рассел.
Согласитесь, словно под копирку.
Крымская война тяжело ударила по бюджету России. Отношения с европейскими странами были испорчены. Страна не принимала участие во Всемирной выставке, которая прошла в Париже в 1855 году. Однако вскоре после Крымской войны Франция и Россия начали сближаться. Наполеон III отправил Александру II приглашение выставить свой павильон в следующей Всемирной выставке, которая была намечена на 1867 год.
И Российское государство воспользовалось ситуацией, чтобы показать всему миру свои технические достижения и красоту своей культуры.
Всемирные выставки и сейчас-то большое событие в мире. А что говорить про середину 19 века, когда ни телевидения, ни интернета не было. В Париж стекались не только французы, американцы ехали за океан, чтобы посетить экспозиции, увидеть диковинки со всего мира.
Выставочное здание расположилось на Марсовом поле. Несмотря на финансовые трудности казны, Российское государство тем не менее вложилось в строительство национальной экспозиции максимально. В Париж привезли 1300 экспонатов: меха, фарфор, драгоценные камни, ковры с Кавказа, мозаичные панно, технику.
Кроме того, русские доставили в Париж срубы и без единого гвоздя собрали традиционные избы, украшенные резьбой. Поставили киргизскую юрту и якутскую урасу — своеобразный шалаш из жердей и бересты.
А еще в соответствии с русским гостеприимством особенно налегали на угощения.
«Купец Корещенко прославил себя на оба полушария. Его ресторан торговал бойко. И русских наезжало очень много в Париж; да и посетителей других национальностей влекло кулинарное и этнографическое любопытство. Во-первых — еда; во-вторых — цветные шёлковые рубашки московских половых; в-третьих — две „самоварницы“, в сарафанах и кокошниках. Из них Авдотья стала быстро очень популярной, особенно между французскими любителями женского пола»
Русский писатель Петр Боборыкин.
Кроме изделий промышленности и продуктов сельского хозяйства в Париже так же продемонстрировали и русскую живопись. Причем, не только ту, что показывала историческое прошлое, батальные сцены, но и остро-социальную. К примеру, картина Василия Перова "Проводы покойника", которая поразила многих до глубины души.
Казалось бы, Россию все представляли тиранической, варварской страной, где не может быть оппозиции официальной власти, но такая живопись демонстрировала высокое социальное значение искусства.
В результате русские завоевали 467 различных наград. А Гран-при выставки получил инженер-изобретатель Борис Якоби и император Александр II. Да-да, его наградили за улучшение конских пород.
Кроме того, что русские развеяли миф о своей необразованности и невежественности, о чем практически с 40-х годов твердила газетная пропаганда, так они еще укрепили научные и культурные связи, немало экспонатов были приобретены европейскими музеями. Стала популярна и выросла в цене русская живопись. Многие были очарованы уникальным сплавом Востока и Запада, который своеобразно отразился в русской культуре.
Cамое главное, что участие во Всемирной выставке окупилось. Русским участникам удалось договориться о создании магазинов по продаже русского фарфора. И это во Франции, где был и свой Лимож, и Мейсен неподалеку но тем не менее изделия русских ремесленников не уступали ни в качестве, ни в художественной ценности. Это была бесспорная победа.
Были проданы даже все павильоны. До сих пор в Париже стоит русская изба с той выставки.