Петрос Дурян — трагический гений армянской поэзии
Бедрос Змбаян родился 1 июня 1851 года в Константинополе, в районе Скютар, в семье бедного кузнеца. Петрос, как и все классики лирического жанра, был очень близок со своей матерью. В возрасте шести лет поступает в училище Скютара, которое оканчивает в 1867 году. Его учителем в школе был известный армянский писатель Акоп Паронян, который очень любил Дуряна и оказал на него глубокое влияние. В шестнадцать лет пытается устроиться на работу, чтобы помочь бедной семье. Сперва был учеником у аптекаря, потом секретарём и домашним учителем. Однако это не было то, о чём он мечтал. Петрос хотел быть поэтом и заниматься только поэзией. Ещё в училище он влюбился в литературу, и решил до конца жизни писать стихи. На его творчество в значительной мере повлияли Гюго и Ламартин.
Его мечта почти сбылась, когда он связал жизнь с театром. Но и здесь он чувствовал себя одиноким. Хотя театр приносил ему удовольствие. Он писал пьесы и иногда вынужденно, постоянно нуждаясь в деньгах, сам выходил на сцену. Петрос считал, что армянский театр должен перестать быть местом развлечения, и наконец стать самодостаточным и независимым от турецкого. Не только призывы, но и пьесы Дуряна способствовали развитию армянской драматургии.
В 1871 году у поэта появились первые симптомы туберкулёза. Сначала он не обращал внимания на болезнь и продолжал писать, однако болезнь сломила его. Последний год жизни он прожил прикованным к постели. В ночь на 21 января 1872 года в возрасте 20 лет выдающийся армянский поэт скончался. К великому сожалению, большая часть литературного наследия Петроса Дуряна не сохранилась, однако то немногое что сохранилось говорит о том, что армянская литература лишилась крупного поэта. Вместе с Мкртычем Пешикташляном основоположник новой западноармянской литературы, так называемой константинопольской школы.
Жестокая нищета, болезнь и несчастная любовь вызывали у него гневный протест, готовность к борьбе, сменяющиеся глубоким пессимизмом. Размышляя о сущности социального неравенства, Дурян ищет причину его в мести высших сил, в Боге, которому он посылает свои проклятия. Стихи его не чужды и национальных мотивов. Он также автор исторических трагедий, насыщенных пафосом национально-освободительной борьбы, социальной драмы. Его стихи переведены на русский, французский, английский, немецкий, итальянский и другие языки. Был также переводчиком, перевёл «Король забавляется» Гюго и «Макбет» Шекспира. Будучи патриотом, его собственные исторические пьесы были вдохновлены стремлением к национальному освобождению. Литературоведы называют Дуряна создателем новой лирики в армянской поэзии.
Судьба великого армянского поэта крайне трагична. Вся жизнь в нищете, отчего неуважение со стороны всех и каждого, это и многое другое, о чём уже было сказано выше, вызывало в нём постоянную тревожность, что в итоге привело к ранней смерти. За день до своей смерти, 20-летний будущий классик армянской поэзии, сказал эти слова: “Они не уважали меня, но они будут искать меня”.
В своих трагедиях Петрос отстаивал традиционный менталитет, он был убежден, что единственная причина прошлых и нынешних бедствий, постигших армянский народ, это разобщенность и предательство. Петрос считал, что армянскому народу нужно работать над сегодняшними проблемами, а не жить прошлыми неудачами. Он считал, что только просвещение и единение могут спасти армянский народ. Он призывал свой народ к самообороне.