Найти тему
Мусагет о звёздах

Она бросилась с головой в чистейшую авантюру. Трагичная судьба Веры Марецкой

Оглавление

Вера Марецкая начала свой творческий путь в сельском драмкружке подмосковной деревни Барвиха. Сохранились даже воспоминания о первом выступлении маленькой актрисы. В 1915 г. ставили пьесу «Кукольный переполох», в которой двенадцатилетняя Вера исполняла роль Гусара.

Те, кому посчастливилось стать первыми зрителями будущей великой актрисы, вспоминали, с какой гордостью в том спектакле Вера носила красный ментик и как энергично щелкала шпорами. Впрочем, не менее озорно и талантливо она исполняла роли животных, старух, танцевала и пела куплеты.

Но театр был не единственной страстью Веры. Марецкая родилась в зажиточной мещанско-купеческой семье. До революции ее отец содержал цирковой буфет. А потому девочка с детства грезила цирком. В мечтах она видела себя именно цирковой актрисой. Однако революционные события отодвинули мечты об актерстве на второй план.

Молодая Вера Марецкая - озорная хохотунья
Молодая Вера Марецкая - озорная хохотунья

Ученица Вахтангова и муза Завадского

После школы Вера поступила на философский факультет Московского университета, но не продержалась там и двух лет. Она все же решилась испытать себя в актерской профессии. Конечно же, с единственным опытом игры в сельском драмкружке ее не приняли на работу ни в один столичный театр.

Тогда Марецкая решила поступить в театральное училище, чтобы по-настоящему овладеть профессией. Будущая актриса отправилась в драматическую студию Евгения Багратионовича Вахтангова. На успешный исход своего предприятия она не надеялась, ведь претендентов было очень много, а экзаменаторы славились своей строгостью.

Но на экзамене талантливую девушку отметил режиссер Юрий Завадский, для которого Вера Марецкая станет не только лучшей ученицей, но и музой, единомышленницей, соратницей и спутницей жизни. Позже Завадский скажет:

«Я знал Веру Петровну в течение всей жизни, с тех пор как она, нескладная и озорная хохотунья, пришла поступать в театральную школу и вызвала недоумение своим каким-то неистовым чтением стихов».

Вера прекрасно вписалась в компанию вахтанговцев. Однокурсники отмечали такие качества ее характера, как жизнерадостность, одухотворенность и восторженность. Иногда смешливую студентку даже удаляли с занятий за легкомысленность и шаловливость.

Но беззаботная жизнь продолжалась недолго. В 1922 г. неожиданно умер Евгений Вахтангов, что стало огромным ударом для его студентов и коллег. Труппа разделилась, некоторые перешли в другие студии. Новый путь выбрала и Вера Марецкая.

Рабочие отношения актрисы Веры Марецкой и режиссера Юрия Завадского стремительно переходили в личные
Рабочие отношения актрисы Веры Марецкой и режиссера Юрия Завадского стремительно переходили в личные

Повороты судьбы

Она бросилась с головой в чистейшую авантюру – Завадский предложил ей создать собственную театральную студию. Кроме того, рабочие отношения актрисы и режиссера стремительно переходили в личные. Завадский и Марецкая стали мужем и женой, причем свой брак они не афишировали. Даже не устраивали каких-либо посиделок. Просто расписались по дороге в театр.

Актерская карьера Марецкой складывалась очень удачно: она работала в театре и снималась в кино. А в личной жизни снова происходили большие перемены. Братья Вера Петровны были арестованы и расстреляны. Вера взяла в свою семью племянника Сашу. С Завадским у них также был общий сын Женя.

Удивительно, но саму Марецкую власть не трогала. Правда, вся труппа Завадского была отправлена в Ростов-на-Дону, где оставалась практически до начала войны. В последний предвоенный год Марецкая вернулась в Москву, и была тепло встречена столичной публикой.

Юрий Завадский увлёкся Галиной Улановой и ушёл из семьи, оставив Марецкую с детьми
Юрий Завадский увлёкся Галиной Улановой и ушёл из семьи, оставив Марецкую с детьми

Вот только вернулся она одна. Завадский увлекся балериной Галиной Улановой и оставил супругу с малолетними детьми. Впрочем, Марецкая умела даже личные неудачи превращать в величие. Когда в спектакле «Школа неплательщиков» она вышла на сцену и произнесла:

«Господа! Совершенно не с кем жить!

Не с кем жить, господа!», зал взорвался громким смехом и бурными овациями. Все знали, что Марецкая этой фразой охарактеризовала свою личную жизнь.

Вскоре она вышла замуж за актера Юрия Троицкого. Он не был так знаменит, как Марецкая, поэтому, позволив ей блистать, взял на себя часть домашних обязанностей и воспитание дочки Машеньки, которая у них родилась. Когда началась война, Троицкий ушел на фронт. В то же время пропала сестра Марецкой. Пока актриса была занята поисками, коллеги не смели ей сказать, что муж погиб.

Волей судьбы, именно в этот период Марецкая сыграла в фильме «Она защищает родину», где исполнила одну из самых знаменитых своих ролей – партизанку Прасковью Лукьянову, потерявшую на войне мужа и ребенка. Как и ее героиня, актриса смогла стойко пережить обрушившееся на нее горе. Она много играла в театре и кино, ездила на фронт с концертами.

Советские зрители обожали Марецкую. Ее героини стали символом бескомпромиссной борьбы с врагом и воспринимались как пример для подражания.

Вера Марецкая в фильме «Она защищает родину», 1943 год
Вера Марецкая в фильме «Она защищает родину», 1943 год

Хозяйка театра

Завадский никогда не забывал о бывшей жене. Она по-прежнему играла в его театре и была самым верным соратником. Он и сам в любой трудной ситуации звал к себе свою дорогую Ве-Пе, как часто называл Марецкую. Актриса даже шутила по этому поводу: «Ребеночек требует к себе мамочку».

Марецкая и Завадский уже не были мужем и женой, зато были прекрасными коллегами. У режиссера было много увлечений, но Вера Петровна не опускалась до мелкой женской мести, не пыталась восстановить личные отношения с бывшим мужем. Завадский называл Марецкую «умной как бес», а в театре все знали, что настоящая хозяйка – она.

Когда у Марецкой диагностировали рак, Завадский, чтобы поддержать ее, отдал ей роль Любови Орловой в спектакле «Странная миссис Сэвидж». Орлова грозила Завадскому «проблемами на самом верху», а Марецкую не простила до конца жизни. Однако роль в последнем спектакле стала для Веры Петровны спасением – и это было самым главным.

Народная артистка СССР Вера Петровна Марецкая
Народная артистка СССР Вера Петровна Марецкая

Она ушла из жизни в 1972 г. в возрасте 72 лет. Народной, признанной и любимой. Коллеги вспоминали о Вере Марецкой как о непредсказуемой и парадоксальной женщине. Ей удавалось сочетать совершенно противоположные качества характера: серьезность и веселость, жесткость и жизнерадостность.

Она была постоянна лишь в одном – никогда не проявляла отчаяния и слабостей, несмотря на испытания, которые подбрасывала ей жизнь.