Вторая часть «Дюны» от Дени Вильнёва разительно отличается от предыдущих попыток экранизировать роман Фрэнка Герберта, включая и первую часть того же режиссёра. Она намного динамичнее, но оттого смотрится более скомкано, а еще она в большей мере отличается от первоисточника, нежели первый фильм. В чем же состоят эти отличия? Давайте рассмотрим.
Отличие первое. «Такие разные фримены»
В отличие от романа Герберта, где Пола и леди Джессику приняли в ситче Табор, пусть и с недоверием, но без откровенной вражды (тем более когда Пол сумел одолеть в честном поединке Джемиса), в экранизации мнение фрименов о внезапных пришельцах резко разнится. Одни молятся и называют Пола Махди, а другие выказывают ненависть и явно негативное отношение к чужакам. Также крайне не едины фримены в вопросах верования в «Лисан аль-Гаиба». Здесь они поделены на условных южан, являющихся религиозными фанатиками, и условных северян, куда более прагматичных в вопросах верований товарищей. Причем нигилисты-северяне (представленные здесь молодыми людьми) откровенно посмеиваются над «фундаменталистами» южанами. Подобного острого разделения в романе не прослеживалось.
Отличие второе. «Вырезанные персонажи»
Несмотря на то, что второй фильм затрагивает лишь заключительную треть романа, множество персонажей книги были из него вырезаны. Так, в экранизацию не попала жена Джеймиса Хара, ставшая формальной наложницей Муад'Диба. Та, которую Алия, сестра Пола (о ней чуть позже), называла «гханимой» (военной добычей).
Из романа также пропал достаточно интересный персонаж — Хасимир Фенринг, близкий друг падишах-императора Шаддама IV. Именно он мог стать тем самым Квизац Хадерачем, а не Пол, и именно он отказал императору в его последней просьбе — убить Муад'Диба. Зато осталась его супруга.
Помимо Хазимира Фенринга из второй части пропал Суфир Хават — ментат дома Атрейдесов.
Также во второй фильм не были включены родственники Пола: сестра Алия, и их с Чани первенец Лето II Старший.
Отличие третье. «Не прошло и нескольких лет»
События заключительной части романа (той самой, что была экранизирована) затрагивают несколько лет. Леди Джессика успела родить дочь, и та успела вырасти. Чани и Пол также создали полноценную ячейку общества, родив сына. Поскольку события фильма проходят в течение нескольких месяцев, а не лет, то леди Джессика к финалу так и остается беременной, а Чани не рожает маленького Лето II. В результате из фильма пропадает душещипательный момент, во время которого сардаукары императора вторгаются в ситч Табор и убивают сына Пола и Чани. Хотя само нападение на ситч в фильме осталось, пусть и в иной форме.
Отличие четвертое. Не рассказывай — показывай
Есть в кинематографе такое правило: «Не рассказывай — показывай». И второй фильм отлично ему следует. События, которые лишь упоминались, в фильме показаны достаточно объемно. Есть куча нападений фрименов на краулеры Харконненов, и они достаточно зрелищны! Также больше времени уделили императорской семье Коррино. Моментов с императором и принцессой Ирулан прибавилось.
Отличие пятое. «Сильная и независимая»
Очень сильно изменился персонаж Чани. В угоду сегодняшней повестке, она стала сильной и независимой. Помимо того, что она смеет в кругу совета вождей открывать свой поганый рот, откровенно и открыто насмехается над религиозными воззрениями наиба (вождя) Стилгара, так в конце и вовсе обижается на Пола, презрев саму суть своего персонажа. После того как Пол объявляет, что женится на принцессе Ирулан, она многозначительно покидает Арракин и уезжает на черве в пустыню. Речи про то, что мужчины и женщины у нас равны прилагаются. Странно, но не упоминается, что она дочь планетолога планеты Лайета Кайнса. (в первой части – черной женщины)
Отличие шестое. Несчастные Харконнены
Кому не повезло в новой экранизации, так это главным антагонистам — Харконненам. Раббан из сурового воина превратился в какую-то мясистую нелепость, убегающую с поля боя, а также целующую ноги своему брату. Фейд-Раута из умного, прагматичного бойца, попытавшегося избавиться от ненужного дяди, превратился в обычного бойца-психопата. Но больше всего изменился барон Владимир Харконнен. Он больше не страшен, теперь он нелеп. И смерть им, за исключением Фейд-Рауты, досталась также неканоничной. Поскольку в фильме нет Алии, то барона убивает лично Пол, а до этого он, как побитая собака, ползает в ногах у императора. Раббана же убивает Гарни Холлик.
Отличие седьмое. Конец, да не тот…
В некотором роде изменен финал фильма. Великие дома не поддались на угрозу Пола – сжечь поля специи ядерными взрывами. А Пол показал, что это был блеф. Вместо уничтожения полей специи он посылает отряды фрименов на бойню в космос. Красные линии есть не только в нашем мире, но и в мире Дюны. Нет, не все признали власть Пола и в романе. Но не в этот самый момент. Ну и Чани не так сильно любит Пола, гораздо сильнее она ценит свою силу и независимость!
На этом все, ждем экранизации «Мессии дюны».
Дюна. Отличия романа Фрэнка Герберта от экранизации Дени Вильнёва
Дюна. Отличия романа Фрэнка Герберта от экранизации Дэвида Линча
Дюна. Отличия романа Фрэнка Герберта от мини-сериала 2000-го года
Отличия Романа Фрэнка Герберта "Мессия Дюны" и мини-сериала "Дети Дюны"
Дети Дюны. Отличия романа Фрэнка Герберта от мини-сериала Грега Яйтанса