Найти в Дзене
Россия в контексте

Талергофское пленение русин Австро-Венгрии

Оглавление

Что такое Прикарпатская и Подкарпатская Русь и причем тут Австро-Венгрия?

Территории Прикарпатской и Подкарпатской Руси (Галиция, Волынь, часть территории современных Польши и Венгрии) испокон веков населялись русинами - самой западной частью русского народа. Долгие годы эта территория была ядром русской православной цивилизации - частью Киевского и Галицко-Волынского княжеств, однако нашествие татаро-монголов, разруха, запустение и захватнические устремления других народов оторвали русин от их собратьев из Великой и Малой Руси.

Русины-лемки в национальных костюмах
Русины-лемки в национальных костюмах

Географическая изолированность и оторванность от русского народа, горная среда обитания и влияние западнославянских и неславянских соседей обусловили этнокультурную специфику русинов, сохранивших многие архаичные черты традиционной русской культуры, но в то же время испытавших влияние западнославянского окружения. Русины на долгие столетия оказались за территориальными пределами русской цивилизации, однако в значительной степени сохранили язык, обычаи и православную веру предков, даже несмотря на неоднократные попытки привести их к подчинению Папе Римскому через Унии.

Брестская уния (1596) - решение ряда епископов Киевской митрополии Константинопольского патриархата о принятии католического вероучения и переходе в подчинение римскому папе с одновременным сохранением богослужения греческой традиции на церковнославянском языке. Ужгородская уния (1648) - акт о присоединении 63 православных священников Мукачевской епархии к Римской Католической церкви на условиях Брестской унии

Со временем большинство рассматриваемых нами территорий оказались в составе Австро-Венгерской империи. Тем не менее, широкие массы русин сохраняли существенные симпатии по отношению к Российской Империи - могущественному православному государству, населенному их русскими братьями, защищавшему и поддерживающему православные народы по всему миру. Многие русины ездили учиться в русские университеты и семинарии и, возвращаясь домой, становились проводниками русских интересов на родине.

Сильным толчком к росту прорусских настроений среди русин Австро-Венгрии было подавление венгерского восстания русским корпусом Ивана Паскевича в 1849 г. Именно тогда русины впервые вживую увидели, что из себя представляет Россия и насколько она могущественна.

Географическая изолированность и оторванность от русского народа, горная среда обитания и влияние западнославянских и неславянских соседей обусловили этнокультурную специфику русинов, сохранивших многие архаичные черты традиционной русской культуры, но в то же время испытавших влияние западнославянского окружения. Русины на долгие столетия оказались за территориальными пределами русской цивилизации, однако в значительной степени сохранили язык, обычаи и православную веру предков, даже несмотря на неоднократные попытки привести их к подчинению Папе Римскому через Унии.

Брестская уния (1596) - решение ряда епископов Киевской митрополии Константинопольского патриархата о принятии католического вероучения и переходе в подчинение римскому папе с одновременным сохранением богослужения греческой традиции на церковнославянском языке. Ужгородская уния (1648) - акт о присоединении 63 православных священников Мукачевской епархии к Римской Католической церкви на условиях Брестской унии

Со временем большинство рассматриваемых нами территорий оказались в составе Австро-Венгерской империи. Тем не менее, широкие массы русин сохраняли существенные симпатии по отношению к Российской Империи - могущественному православному государству, населенному их русскими братьями, защищавшему и поддерживающему православные народы по всему миру. Многие русины ездили учиться в русские университеты и семинарии и, возвращаясь домой, становились проводниками русских интересов на родине.

Сильным толчком к росту прорусских настроений среди русин Австро-Венгрии было подавление венгерского восстания русским корпусом Ивана Паскевича в 1849 г. Именно тогда русины впервые вживую увидели, что из себя представляет Россия и насколько она могущественна.

Капитуляция венгерской армии перед русскими войсками
Капитуляция венгерской армии перед русскими войсками

А что же из себя представляла Австро-Венгрия? Это было государство-лоскутное одеяло, где помимо титульных наций (австрийцы и венгры) жили также поляки, чехи, словаки, сербы, итальянцы, евреи и многие другие народы, в том числе и русины. В отличие от Российской империи, безболезненно интегрировавшей в себя множество различных народов, Австро-Венгрия не могла похвастаться широким включением населявших ее народов в австрийскую (читай - немецкую) или тем более венгерскую национальные парадигмы.

С течением времени, становилось понятно, что подобная государственная структура не вполне жизнеспособна. Венское правительство старалось вносить споры, заколоты, национальные, вероисповедные и партийные замешательства в славянские народы, видя в этом единственный способ избежать раскола в государстве путем лишения других народов возможности объединяться на национальной основе. Частично ему это удалось при помощи денег, хорошо оплачиваемых мест для "национальной интеллигенции" и щедрых обещаний.  Ярким примером такой деятельности было искусственно выпестованное украинство - крайне агрессивная антирусская идеология, чья основная идея выражалась в концепции «Украины-Руси», по которой украинцы и русские являются не только разными, но и разновекторными народами, с различным этногенезом и историческими государственностями.

Михаил Сергеевич Грушевский - один из идеологов украинского национализма, создатель концепции "Украина-Русь"
Михаил Сергеевич Грушевский - один из идеологов украинского национализма, создатель концепции "Украина-Русь"

При помощи этой идеологии и щедрых преференций, выделяемых Австро-Венгерским государством «украинствующим» в русинское общество был внесен глубокий раскол, разделивший их на собственно русинов-москвофилов и люто их ненавидящих украинцев. Именно в такое время в Галиции родился герой одного из наших прошлых постов в Телеграме – Василий Романович Ваврик, оставивший весьма подробное описание реалий австро-венгерского террора. Его жизненный путь, безусловно достойный экранизации, в тяжелый период Первой Мировой войны завел его в первый концентрационный лагерь на территории Европы, специально предназначенный для русин – Талергоф.

Василий Ваврик
Василий Ваврик

Как дело дошло до концлагерей?

Как я уже указал выше, метод борьбы с неизбежно возникавшими центробежными силами в Австро-Венгерской империи был один: посев раздора между различными народностями и снятие «сливок» с их исхода. Репрессии же в отношении симпатизировавших России карпатских русин начались еще задолго до начала Первой Мировой войны (см. Львовский, Первый Мармарош-Сигетский, Второй Мармарош-Сигетский процессы и дело Ольги Грабарь), однако время полномасштабного террора пришлось именно на Великую войну, когда австро-венгры, в основном терпящие поражения не только от России, но даже и от Сербии, всю злость и недовольство выместили на неблагонадежных народах, первыми в очереди которых и оказались русины. В манифестах и воззваниях военные и административные власти обещали от 50 до 500 крон каждому, кто донесет на русина. На улицах и площадях галицких городов раздавались возгласы: «Ловить шпионов! Давайте их сюда на виселицы!» И не сказать, чтобы остальные народы империи остались равнодушными: поляки, венгры, немцы и евреи с невероятным упоением принялись доносить на в основном ни в чем не повинных людей, устраивать полномасштабные погромы и бессудные казни. Вот что пишет Василий Ваврик о бешенном погроме в стратегически важном городе Перемышль:

15 сентября 1914 года на группу арестованных, состоящую из 46 человек, набросились мадьярские гонведы. Перевязанных веревками людей они загнали с улицы Дворского в угол улицы Семирадского, и тут наступил бесовский погром, какого древний город не знал в своей богатой в горе истории: били и секли саблями гонведы-уланы, кололи штыками пехотинцы, били кулаками и камнями евреи, били и вои братья-украинцы чем попало. Улица наполнилась отчаянными стонами и криками. Девушка-гимназистка пала на колени перед статуей, находившейся в углу улицы, и подняла вверх руки промолвив: «Божья Мати, спаси нас!» Внезапно к девушке подбежал мадьяр и со всего размаха ударил ее револьвером по голове, а затем выстрелил из него прямо в ее чело. Как подкошенная она упала на землю. Выстрел в девушку был сигналом к кровавой расправе прочих арестованных. Началась стрельба. Брызги крови и мозга летели на мостовую и на соседние стены домов. Из тел изрубленных людей образовалась сплошная масса размяженного мяса.

Особое рвение в этом деле проявили бывшие собратья русин – новоявленные «украинцы», чьи газеты, общественные организации, политики и чиновники принялись исполнять самые подлые, постыдные поручения своих немецких хозяев. Достаточно взять в руки украинскую газету «Дiло» или «Свобода» с 1914 года, издававшиеся для интеллигенции, чтобы убедиться в этом окончательно. От их рук страдала как интеллигенция со священством, так и обычные крестьяне. Ярче всех проявил себя украинский политик и юрист Кость Левицкий, а упоминавшийся нами ранее Василий Ваврик и сам попал в концентрационный лагерь Талергоф по доносу сельского писаря и украинского шовиниста Ивана Кецко транзитом через крепость Терезин.

Группа Украинских сечевых стрельцов - представителей соединения армии Автро-Венгрии времен Первой Мировой войны, составленного из украинских националистов
Группа Украинских сечевых стрельцов - представителей соединения армии Автро-Венгрии времен Первой Мировой войны, составленного из украинских националистов

Талергоф

В самые первые дни войны для размещения выселенных со своих земель русинов-москвофилов был выделен участок земли неподалеку от города Грац, малопригодный для сельскохозяйственных работ или иной полезной деятельности. На первых порах эту площадь солдаты отделили деревянными кольями и колючей проволокой. Лагерь охраняли солдаты в полном боевом вооружении, которым приказано было расстреливать каждого, кто приблизится к проволоке. Со временем лагерь Талергоф расширится, так как массы пленных со всех сторон Прикарпатской Руси будут стекаться именно на эту территорию. Первые партии заключенных русин прибыли туда 4 сентября 1914 г. после долгой дороги в товарных вагонах практически без воды, еды и каких-либо элементарных удобств.

«На перроне, окруженная венгерскими жандармами, стояла группа арестованных русинов. Среди них было несколько православных священников, учителей и крестьян. Руки им связали за спиной веревками, а сами они были попарно привязаны друг к другу. У большинства носы были разбиты, а на головах вздулись шишки. Поодаль забавлялся венгерский жандарм. Он привязал к левой ноге православного священника веревку, другой конец которой держал в руке и, угрожая прикладом, заставлял несчастного танцевать чардаш. Жандарм время от времени дергал за веревку, и священник падал. Так как руки у него были связаны за спиной, он не мог встать и делал отчаянные попытки перевернуться на спину, чтобы таким образом подняться. Жандарм хохотал от души, до слез…» Я. Гашек «Похождения бравого солдата Швейка»

Поначалу людей разместили на голой земле под открытым небом. Долгие месяцы люди жили в лучшем случае в шалашах или палатках в дождь и мороз. Узникам приходилось проходить через невероятные мучения и унижения даже ради того, чтобы справить свои естественные потребности. Особенно от этого страдали женщины, терпевшие издевательства со стороны немецких и венгерских надсмотрщиков. Первые бараки были возведены русскими военнопленными лишь поздней осенью 1914 года. Они представляли из себя землянки-курени, вдоль стен которых в два ряда были установлены нары. Один такой барак вмещал больше 300 человек.

Главная улица лагеря Талергоф
Главная улица лагеря Талергоф

Вполне естественно, что в условиях общей антисанитарии, такие бараки стали настоящими рассадниками заразных болезней: холеры, тифа, дифтерии, малярии, гриппа и прочих. Медицинской помощи как таковой практически не существовало, а если она и оказывалась, то без особого внимания, «для галочки». Спасала лишь личная инициатива врачей-заключенных, таких, как например доктор Владимир Могильницкий из Бучача, который, по словам Ваврика: "как отец своей заботой и неустанной работой отогревал души измученных людей. И днем, и ночью он посещал больных любой национальности". Большим авторитетом и уважением пользовался священник Владимир Венгринович, видный галицко-русский деятель. Пренебрегая неприятностями со стороны тюремных надзирателей, не обращая внимание на заразные болезни, он шел от барака к бараку и напутствовал умирающих добрым словом.

Владимир Могильницкий за работой
Владимир Могильницкий за работой

Смерть в Талергофе крайне редко бывала естественной. Помимо уже упомянутых выше болезней, заключенных косил голод, непомерные нагрузки на принудительных работах и насилие со стороны надзирателей. Ваврик пишет, что для запугивания людей, в доказательство своей силы, тюремные власти по всей талергофской площади, повбивали столбы, на которых довольно часто висели в невыносимых мучениях и без того потрепанные заключенные. Поводом для подвешивания на столбе были самые ничтожные провинности, например поимка кого-либо курящим в бараке ночью.

О справедливости в Талергофе говорить не приходилось. По словам Василия Ваврика, администрация лагеря придерживалась правила, что “изменников” следует бить по лицу, колоть штыками, убивать свинцовой пулей, сквернословить, попирать достоинство человека - словом, держать на положении скота. Не было исключений даже для женщин и священников.

Установка виселиц
Установка виселиц

Как всегда, здесь в самых ярких красках себя проявили «небратья» - украинствующие бывшие русины. Среди них была популярна песенка о мучениях русин в концентрационном лагере вот такого содержания:

Украiнцi п`ють, гуляють, А кацапи вже конають. Украiнцi п`ють на гофi, А кацапи в Талергофi. Де стоiт стовп з телефона, Висить кацап замiсть дзвона Уста йому посинiли, Чорнi очi побiлiли, Зуби в кровi закипiли, Шнури шию переiли.

Всех перещеголял украинец-панович Чировский, обер-лейтенант австрийского запаса. Излюбленным занятием этого немецкого прихвостня были постоянные ревизии и проверки в любое время дня и ночи, в результате которых людей переводили из барака в барак и часто направляли на принудительные работы. Больше всех его раздражение вызвали студенты, которых прямо из лагеря рекрутировали на фронт. Те при опросе назвали себя русскими, мимо чего украинский шовинист пройти спокойно никак не смог. Чировский всячески пытался заставить их отказаться от своей национальной идентичности, но те оставались непреклонны. В итоге обер-лейтенант сперва приговорил студентов 3-недельному заключению в одиночных камерах, а после и к подвешиванию на столбах, которое с особым удовольствием сам и провел. Варварство этого человека доходило даже до того, что он подговорил немецкое руководство лагеря спилить православные кресты на лагерном кладбище, утверждая, что в них-де таится символ русской веры и русской идеи. Впрочем, как это часто и бывает, подвела Чировского банальная жадность – он попался на мошенничестве, и немцы заключили его в тюрьму и разжаловали в солдаты.

Группа заключенных перед бараком
Группа заключенных перед бараком

Василий Ваврик сумел выйти из Талергофа в конце 1915 г., когда его призвали прямо из концлагеря на Итальянский фронт Первой Мировой войны. Однако сам лагерь простоял еще долгие два года и был закрыт лишь в марте 1917 г. рескриптом нового Австро-Венгерского императора Карла I, справедливо посчитавшего сам факт заключения людей в концлагеря полнейшим бесправием. По воспоминаниям узника Талергофа о. Григория Макара, сразу после опубликования этого рескрипта пошла лихорадочная работа, которая ознаменовалась окончательным освобождением интеллигенции 30 апреля 1917 г. 2 и 3 мая было освобождено 800 крестьян, a остальных определили на поселение по группам. В первую группу вошли принудительно конфинированные (то есть освобожденные с перспективой дальнейшей отправки на фронт) с правом выбора места жительства; во вторую вошли конфинированные с правом жительства за пределами Галичины, a в третью - конфинированные с правом возвращения в Галичину. Затем поделили узников на «bemittelt» и «unbemittelt», то есть со средствами и без средств. Последние перевозились на казенный счет, но отпускались на волю во вторую очередь.

Заключенные Талергофа под караулом
Заключенные Талергофа под караулом

По разным оценкам, через талергофский концентрационный лагерь прошло как минимум 20 000 русин. Около 3000 человек погибло и было похоронено на лагерном кладбище «Под соснами», огромное множество осталось на всю жизнь калеками или лишилось рассудка. Ваврик приводит пример двух священников: о. Бакович сошел с ума под влиянием мании преследования. Его обвинили в том, будто он на исповеди склонял своих прихожан не стрелять в русских. Священник Игнатий Гудима, сидевший 2 года в тюрьме накануне войны, был вторично арестован по доносу законоучителя Софрона Глебовицкого в начале войны, вышел из Талергофа умалишенным.

По мнению Василия Ваврика и других галицких русин-москвофилов, за Талергофом утвердилось раз и навсегда название немецкой преисподней. Страдания же русин, желавших воссоединения со своими русскими братьями из Российской Империи, стали мрачным предзнаменованием для человечества, которому в будущем еще предстоит испытать на себе ужасы тотальной войны и поставленное на поток убийство и расчеловечивание людей в многочисленных «талергофах» по всему миру.

Кладбище "Под соснами"
Кладбище "Под соснами"

Подписывайтесь на канал "Россия в контексте" и следите за нами в Телеграме - там еще больше интересных материалов.