Я продолжаю свой рассказ о том, как мы покоряли вершины-тысячники Южного Урала в рамках проекта регионального отделения Русского географического общества в Республике Башкортостан "Уральский барс". В прошлый раз я остановился на том месте, где мы с поразительной лёгкостью взошли на Курташтау. Едва спустившись, толком не переведя дух, мы сели в машину и выдвинулись в деревню Шушпа, чтобы подняться на третий тысячник за неполных два дня – Рассыпную...
Шушпа – небольшая деревня в пятнадцати километрах к северу от Белорецка, живописно раскинувшаяся на правом берегу реки Белой. Вплоть до 2007 года добраться до неё на легковом автомобиле было практически невозможно: четыре километра лесной дороги, спускающейся от трассы на Тирлянский, были преодолимы лишь для внедорожников да тракторов, а в конце смельчаков, одолевших всё это безобразие, поджидал ещё и коварный брод через Белую. Чаще всего автомобили оставляли на левом берегу, а на противоположный переправлялись на лодках. В 2007 году через Белую перекинули деревянный мост, а дорогу наконец-то привели в порядок и отсыпали щебнем. Тем не менее, в силу рельефа она по-прежнему остаётся непростой: на четыре километра по горизонтали приходится перепад высоты более 250 метров, из-за чего дорогу постоянно размывает бегущий параллельно ей ручей Дровосечный, а зимой или в гололед сюда вообще лучше не соваться. Мост тоже производит довольно сомнительное впечатление. Я бы вовсе не рискнул заезжать на него, если бы прямо на моих глазах его не преодолела грузовая "Газель", под завязку забитая какими-то стройматериалами.
Хотя постоянное население Шушпы по данным последней переписи составляет вcего четыре десятка человек, деревня не производит впечатление вымирающей. Отчасти благодаря дачникам из Магнитогорска (в основном) и Белорецка (в меньшей степени), отчасти – благодаря нескольким вполне себе приличного вида турбазам. Ко всему прочему, неподалёку располагается учебно-тренировочная база Службы спасения Республики Башкортостан. Говорят, на ней можно сравнительно недорого арендовать домик для ночёвки, а также по предварительной договоренности пройти бесплатный учебный курс по ориентированию на местности, но нас эти опции по понятным причинам не заинтересовали.
Главная местная достопримечательность – скальный останец под названием Шушпинский утес на берегу одноименной речки. Его видно практически из любой точки деревни, а с него, соответственно, открывается прекрасный вид как на саму Шушпу, так и на долину Белой, окружённую горными хребтами. Во многих путеводителях утёс ошибочно называется Марьиным. Очевидно, отсюда же пошло распространённое заблуждение, что именно здесь снимали отдельные сцены культового советского сериала "Вечный зов”.
На самом деле "настоящий" Марьин утёс из фильма находится в Свердловской области на реке Уфимке, зато в Шушпе проходили съёмки дилогии "Пропавшая экспедиция". В частности, на Шушпинском утёсе снимали сцену, где увлеченный воздухоплаванием мальчик Митя прыгает со скалы с самодельным дельтапланом. Не сочтите за чёрный юмор, но у подножия утёса бросается в глаза скромный памятник пятнадцатилетнему Славе Панькову, трагически погибшему в результате падения со скалы. Ну, такое вот совпадение. Кстати, однажды я уже рассказывал о самых известных уральских кинолокациях.
Шушпа считается одним из неофициальных туристических центров Белорецкого района наряду с Николаевкой, Верхнеаршинским и Абзаково. Отсюда берут начало маршруты, ведущие на Инзерские зубчатки, Журавлиные болота, Шикташ, а также к другим местным достопримечательностям. Всё дело в том, что долгое время Шушпа была узловой станцией Белорецкой узкоколейной железной дороги. Основной ход дороги соединял Шушпу с Белорецком, Тирлянским и Верхнеаршинским, а отдельная ветка уходила на Журавлиные болота, где добывали торф для нужд местных заводов. В наши дни узкоколейка полностью разобрана, но неплохо сохранившиеся насыпи взяли на себя функцию пешеходных туристических троп, с которой пока что отлично справляются. Говорят, в своё время по ним можно было вполне комфортно перемещаться даже на легковом автомобиле, но это было давно – с тех пор насыпи уже порядком заросли и размылись дождями и паводками. Вышеупомянутый деревянный мост через Белую, кстати, тоже сооружен в основном из шпал и рельсов старой узкоколейки.
Когда-то железная дорога, строительство которой началось в 1909 году по инициативе тогдашних арендаторов Белорецкого завода, немецкой компании "Вогау и Ко", в прямом смысле слова вдохнула новую жизнь в маленькую деревушку, которая в одночасье стала железнодорожной станцией на пути из Белорецка к Транссибу, да ещё и узловой. Первый поезд прошёл через Шушпу 6 августа 1912 года. В газетах тех лет сохранилось описание его прибытия на Тирлянский завод. Очевидно, в Шушпе поезд встречали примерно так же:
"Небывалое для Тирляна событие – прибытие первого поезда – буквально взбудоражило весь посёлок. На обширной территории вокруг станции собрались все тирлянцы от мала до велика. Уже в сумерках, когда паровоз остановился на станции в клубах дыма, его мерный рокот был перекрыт торжественным многоголосым "Ура!" многих сотен тирлянцев...".
Белорецкая узкоколейка активно развивалась вплоть до начала 60-х годов, когда суммарная протяжённость её путевой сети превысила 400 километров. Вместе с ней развивалась и Шушпа. Однако ввод в строй в 1961 году железной дороги широкой колеи, соединившей Белорецк с Магнитогорском, нанёс сокрушительный удар по узкоколейному сообщению. Грузовой поток сошёл на нет практически сразу, пассажирское сообщение оставалось актуальным чуть дольше. Отдельные участки узкоколейки начали демонтировать ещё в 80-х годах, а развал Советского Союза и последовавшая за ним ельцинская разруха девяностых этот процесс по понятным причинам ускорили. К экзистенциальным потрясениям добавились и природные: в 1994 году из-за прорыва плотины Тирлянского пруда вырвавшийся на простор Белой водяной вал буквально смёл всё, что находилось по её берегам на участке от Тирляна до Белорецка. Жилая часть Шушпы, расположенная выше по берегу, почти не пострадала, а вот станционным постройкам досталось. Тем удивительнее, что во всей системе Белорецкой УЖД именно участок от Белорецка до Тирляна действовал дольше прочих: последний поезд прошёл по нему в 2005 году.
От окраины Шушпы до вершины Рассыпной – чуть менее пяти километров, это один из самых коротких маршрутов первого этапа "Уральского барса”. Правда, далеко не самый простой, поскольку общий набор высоты на весьма коротком участке превышает 500 метров. Большая часть пути представляет собой изматывающий крутой подъём по поросшему папоротниками и чахлым смешанным лесом склону, которому, кажется, нет конца. Лишь ближе к вершине он становится чуть более пологим, а потом и вовсе сходит на нет, выводя на обширную поляну, увенчанную цепью причудливых скальных останцев. Среди туристов это живописное и по-своему уютное место известно под названием Восточный бастион, здесь часто разбивают лагеря и останавливаются на ночёвку. К сожалению, источников воды в окрестностях не наблюдается, хотя они были бы очень кстати – солнце палит нещадно, а тяжёлый подъём быстро опустошил наши фляги.
Однако Восточный бастион – ещё не вершина. Высшая точка Рассыпной (1017 метров над уровнем моря) находится примерно в пятистах метрах к северо-западу от него. На самом деле, ярко выраженной вершины у Рассыпной в принципе нет – отсюда, очевидно, и пошло её название. Вся вершина представляет собой поросшее лесом каменистое плато, образованное нагромождением останцев, скальных плит и отдельных камней. Сказать наверняка, какая из скал выше прочих, довольно сложно. В просветах между деревьями открывается вид на близлежащие горы – Кирель, Малиновую, Ялангас. Кстати, в отличие от того же Ялангаса, о восхождении на который я уже писал ранее, панорама не очень впечатляет, но некоторое количество удачных снимков сделать на Рассыпной всё же можно. Несмотря на это, в целом вершина кажется довольно заурядной, а потому, видимо, никакой собственной легенды, пусть и откровенно притянутой за уши, не имеет. Я, по крайней мере, оной в открытых источниках не обнаружил.
Путь вниз, как водится, занял гораздо меньше времени, чем подъём. На всё путешествие нам потребовалось около двух с половиной часов. Тем не менее, день уже давно перевалил за середину, а нам ещё предстоял пятичасовой путь домой. В спешке я не успел толком поснимать ни саму Шушпу, ни Белую, ни остатки старой узкоколейной железной дороги. Возможно, это повод вернуться сюда вновь. На этом первая поездка в Белорецк в рамках проекта "Уральский барс" для нас закончилась. Предстояли ещё две: в рамках одной из них мы покорили Кушай и Масим – самый южный тысячник Урала, в рамках другой – Большой Кумардак и Иремель. Об этих восхождениях я обязательно расскажу в последующих статьях, которые появятся на страницах канала в самое ближайшее время.
Ранее я уже подробно рассказал о первых двух восхождениях на тысячники Южного Урала, совершённых нами в рамках проекта регионального отделения Русского географического общества в Республике Башкортостан "Уральский барс". Первой вершиной стал Ялангас, название которого переводится некоторыми исследователями как Дочь змеи. Второй – Курташтау, имеющая явно магматическое происхождение и, по мнению ряда геологов, являющаяся жерлом древнего палеовулкана. Помимо этих рассказов, на моём канале ранее публиковались и другие истории об уральских вершинах-тысячниках. Так, я писал про овеянную легендами Юрму, на вершине которой порою творятся необъяснимые вещи...