Сегодняшние события на Украине приковали к себе взгляды со всего мира. Впрочем, чтобы понять всю их подоплеку недостаточно лишь проанализировать отношения России с НАТО или динамику развития государств постсоветского пространства. Как и всегда, истина зарыта глубоко в толще веков. Именно поэтому сегодня мы с вами перенесемся в XVII в. и рассмотрим определяющее событие истории России и территорий современного государства Украина - Переяславскую раду 1654 г., на которой запорожские казаки во главе с Богданом Хмельницким приняли решение сбросить с себя ярмо иноверческой власти и присоединиться к своим братьям по крови и вере из Русского царства.
В первую очередь, разберёмся с понятиями. В советской историографии существовало представление об этом событии либо как о воссоединении Украины с Россией либо вовсе как о борьбе некого украинского народа за независимость. И то и другое является явным искажением.
Во-первых, словом "украина" в русском языке называлась вообще любая окраина страны. Примером может послужить "Окская украйна" XV-XVI вв., а на определенном этапе вообще вся Сибирь также именовалась "украиной", что разумеется не означало того, что там живут какие-то люди, дякующие Богу "шо они нэ москалi".
Во-вторых, территория, на котором разгорелись события восстания Богдана Хмельницкого, считалась именно частью России как казаками и их собратьями из Московского царства, так и поляками.
А рассматриваемая территория и вовсе называлась Малой Русью или Малороссией, слово же "украинец" применительно к ее жителям в те времена не использовалось.
Название "Малая Русь" появилось в начале XIV века как византийское церковно-административное определение Галицко-Волынского и Турово-Пинского княжеств. С XVI века "Малая Россия" — православно-книжное название всех западнорусских земель в составе Речи Посполитой, из которых позже выделили Белую Русь. Вышло из употребления во времена проведения советской властью политики насильственной коренизации и украинизации региона в XX в.
Таким образом, события восстания Хмельницкого и Переяславской рады - были очередным актом русской реконкисты, т.е. отвоевания отторгнутых от неё Польшей и Литвой исконных территорий.
О прошлом Богдана Хмельницкого известно мало. Поляки считали его русским по происхождению, а иностранцы и вовсе писали, что он-де "приехал из глубин России". Нам известно, что он был хорошо образован, знал несколько языков, находился на польской службе, имел неплохой достаток и жил в собственном имении Субботово.
В это время Малороссию сотрясали многочисленные бунты православных казаков и крестьян - они были недовольны своим положением «быдла» (читай - скота), притеснением Православной веры и навязыванием унии. Хмельницкий в этих восстаниях не участвовал. Тем не менее, в 1640-ых его положение резко пошатнулось - у него отняли имение и лишили титулов. Наш герой решил искать справедливости у польского короля, который порекомендовал тому "искать помощи сабли" и вручил своё знамя. Странный совет? В реалиях Речи Посполитой 17 века вполне нормальный, так как король сам не мог совладать со своими "шляхтичами" и постоянно с ними враждовал. В 1648 Хмельницкий возглавил восстание под флагом польского короля.
Это было далеко не первое восстание и поначалу восставшим казакам и присоединившимся к ним тысячам крестьян сопутствовал успех. Противостояли им в основном наемники и силы князя Иеремии Вишневецкого (русского шляхтича, перешедшего в католичество). Некоторые православные шляхтичи также остались на стороне противников Хмельницкого. Так или иначе, армии польских коронных гетманов были несколько раз разбиты и по итогам этих успехов был заключён выгодный для казаков Збровский мир.
Новый польский король пытался наладить отношения с Хмельницким. Он передал с послами знамя, булаву и гетманский титул Хмельницкому. Так он и стал официально гетманом в 1649. Наш герой хотел было уже завершить восстание, так как своих целей добился, но часть православной шляхты, обычные казаки и крестьяне не желали останавливаться. Они вовсе не планировали и дальше жить под гнетом иноверцев-поляков.
Война возобновилась в 1651 г. и в ней Хмельницкого постигли неудачи. Проиграв ряд сражений (не в последнюю очередь из-за предательства союзника - Крымского хана), Хмельницкий был вынужден пойти на позорное Белоцерковское перемирие, отменившее все привилегии по Збровскому миру. Несмотря на это, крестьяне и обычные казаки были все равно мотивированы продолжать войну до полной победы. Неожиданным миротворцем на этот раз выступила эпидемия чумы, из-за которой военные действия пришлось прекратить.
Отдельно следует отметить жестокость обеих сторон в ходе восстания. В порядке вещей для казаков было вырезать целиком польское население захваченных ими городов и сел. Поляки отплачивали тем же самым. Больше же всего доставалось жившим в великом множестве в тех краях иудеям. Казаки и крестьяне хорошо помнили, что поляки часто отдавали в аренду свои земли и имения с крестьянами арендаторам-иудеям. Те же никогда не отказывали себе в том, чтобы содрать с крестьян три шкуры. Порой доходило до совершенно вопиющих историй, когда евреи-арендаторы брали с крестьян и священства плату за посещение церквей и совершение в них богослужений. Исходя из этого, можно легко представить уровень ресентимента православного населения по отношению к иудеям. Из-за этого, большинство евреев и по сей день называют Богдана Хмельницкого не иначе как "Хмелем-злодеем"
Хмельницкий с самого начала восстания искал возможности перейти в подданство к русскому царю-единоверцу Алексею Михайловичу Романову. Ещё в 1649 г. он направил первое послание русскому царю. Впрочем Царь не хотел нарушать Деулинский мир с Польшей, да и средств на войну с таким мощным соперником пока не было.
Но поляки не были бы поляками, если бы не дали Алексею Михайловичу воз и маленькую тележку поводов объявить себе войну. В Польше постоянно коверкали титулы русского царя (что было страшным оскорблением), распространяли русофобскую пропаганду и притесняли православное население, навязывая унию. Русский царь же считался защитником православных по всему миру, поэтому не уже не мог не вступиться за своих братьев по вере. Богдан Хмельницкий также смог легко найти повод нарушить присягу королю, так как тот нарушил свою клятву защищать православное население от притеснений.
Наконец, в 1653 г. царь принял посольство Хмельницкого и вынес вопрос о принятии казаков и их земель "под высокую руку Царя Московского" на Земский собор. Там решение поддержали.
Интересный факт: переговоры и обмен документами проводились без использования услуг переводчиков. Все прекрасно понимали друг друга даже несмотря на то, что не жили в едином государстве уже несколько сотен лет.
Хмельницкий также вынес это решение на Раду, на которой представители Запорожского казачества принародно согласились вступить в подданство к русскому царю. Алексей Михайлович же сохранил все имевшиеся тогда привилегии казачества.
В итоге, к России присоединились обширные территории Западной Руси, включая древние города Киев и Чернигов. Был изменён царский титул: вместо "всеа Руси" царь именовался "всеа Великий и Малые Русии", также к титулу добавлено "Киевский" и "Черниговский". Опять же заметим, что речи о присоединении некой "Украины" не шло - Россия воссоединялась с отторгнутыми от нее исконно русскими землями, населенными русским православным народом.
Таким образом, примерно к 1655 г. территория России стала включать в себя почти все древние территории расселения русских от Карпат до Волги. Малая Россия навсегда станет духовно, культурно, этнически и лингвистически частью Великой России и в будущем ещё подарит нашей истории множество великих сынов и дочерей, таких как например героев наших прошлых постов на этом канале: уроженца Киева Игоря Сикорского, уроженца Николаева Степана Макарова, уроженца Полтавщины Ивана Поддубного и многих других.
Подписывайтесь на канал "Россия в контексте" и следите за нами в Телеграме - там еще больше интересных материалов.