Смолянки и их наряды - продолжаем! И раз уж в прошлый раз мы любовались Екатериной Нелидовой в роли героини пьесы "Служанка-госпожа", то пусть сегодня будет Наталья Борщева, которая играла с ней в той же пьесе. Здесь на ней костюм, в котором она выступала на выпускном балу Смольного в 1776.
Ах уж эти театральные костюмы галантного века, соединяющие и сегодня, и некое условное "давно"!.. Императрица не присутствовала на балу - тогда как раз скончалась Великая княгиня Наталья Алексеевна. Но не уверена, что костюм траурный - театральные костюмы чёрного бархата не раз красуются на портретах той эпохи, в целом любившие светлые тона.
Мне всегда нравилась бархатная элегантность этого наряда, но далеко не сразу, помнится, я разглядела, что к нему прилагается чёрная шляпка. Вы только посмотрите на эту крошечную, меньше ладони, треуголку! Не головной убор а так, милое украшение! Белые и розовые перья, веером укреплённые сзади, на пышной напудренной укладке, и то больше бросаются в глаза.
На шее у прелестной Натальи - кружевной воротник из трёх рядов кружева. Конечно, XVIII век знал толк в украшениях, которые плотно охватывали шею, но тут это, скорее, напоминает плоёные воротники эпохи Возрождения, этакую галантную фантазию на тему моды той эпохи.
И к Ренессансу же нас отсылают и прорези на рукавах, из-под которых как бы виднеется подкладка. И тут это шёлк фиолетового цвета. А плащ на фиолетовой же, только более тёмного оттенка, подкладке, тоже выглядит очень ренессансно - такие короткие плащи очень любили кавалеры XVI века. Не за практичность (отсутствующую), а за изящество.
Костюм состоит из лифа и юбки. И у лифа очень длинный острый мыс, который заходит глубоко на юбку, и широкие клапаны. По стилистике это в целом очень напоминает середину XVII века. Подобные клапаны, кстати, на лифах делались и позднее, в том же XVIII веке - длинный лиф с ними хорошо сидел поверх округлых бёдер. Только со временем они спрятались под юбкой. А здесь это скорее декоративная деталь, подчёркнутая, как и остальные, золотой тесьмой.
Подол украшен широкой золотой тесьмой. И всё это золото так прекрасно смотрится на фоне чёрной матовой ткани... Так что костюм наряден, эффектен, но всего в меру!
Кстати, тесьма, конечно, не чисто золотая, такие тогда делались с большой примесью неблагородных металлов, но всё же стоила недёшево. Да и ткани были дорогими, а они отличные. Так что можно сказать, что в театральные наряды своих учениц Смольный хорошо вкладывался!
А вот что касается туфелек... Знаете, я долго пыталась понять, чем они украшены. Не пряжкой, а некоей розеткой, и довольно пушистой, напоминающей пуховку для пудры. И знаете, я не исключаю, что это перья. Маленькие пушистые пёрышки. В конце-то концов, на голове у Натальи тоже перья! :)
Я бы сказала, что этот наряд - один из самых элегантных во всём цикле!
PS Хотите больше подобных статей? Подписывайтесь на мой канал по истории моды!