Найти тему
История моды с Марьяной С.

Наряды смолянок: Наталья Борщева

Смолянки и их наряды - продолжаем! И раз уж в прошлый раз мы любовались Екатериной Нелидовой в роли героини пьесы "Служанка-госпожа", то пусть сегодня будет Наталья Борщева, которая играла с ней в той же пьесе. Здесь на ней костюм, в котором она выступала на выпускном балу Смольного в 1776.

Ах уж эти театральные костюмы галантного века, соединяющие и сегодня, и некое условное "давно"!.. Императрица не присутствовала на балу - тогда как раз скончалась Великая княгиня Наталья Алексеевна. Но не уверена, что костюм траурный - театральные костюмы чёрного бархата не раз красуются на портретах той эпохи, в целом любившие светлые тона.

Портрет Натальи Борщевой, Дмитрий Левицкий, 1776 (с) из коллекции Русского музея
Портрет Натальи Борщевой, Дмитрий Левицкий, 1776 (с) из коллекции Русского музея

Мне всегда нравилась бархатная элегантность этого наряда, но далеко не сразу, помнится, я разглядела, что к нему прилагается чёрная шляпка. Вы только посмотрите на эту крошечную, меньше ладони, треуголку! Не головной убор а так, милое украшение! Белые и розовые перья, веером укреплённые сзади, на пышной напудренной укладке, и то больше бросаются в глаза.

Портрет Натальи Борщевой, Дмитрий Левицкий, 1776 (с) из коллекции Русского музея. Деталь.
Портрет Натальи Борщевой, Дмитрий Левицкий, 1776 (с) из коллекции Русского музея. Деталь.

На шее у прелестной Натальи - кружевной воротник из трёх рядов кружева. Конечно, XVIII век знал толк в украшениях, которые плотно охватывали шею, но тут это, скорее, напоминает плоёные воротники эпохи Возрождения, этакую галантную фантазию на тему моды той эпохи.

Портрет Натальи Борщевой, Дмитрий Левицкий, 1776 (с) из коллекции Русского музея. Деталь.
Портрет Натальи Борщевой, Дмитрий Левицкий, 1776 (с) из коллекции Русского музея. Деталь.

И к Ренессансу же нас отсылают и прорези на рукавах, из-под которых как бы виднеется подкладка. И тут это шёлк фиолетового цвета. А плащ на фиолетовой же, только более тёмного оттенка, подкладке, тоже выглядит очень ренессансно - такие короткие плащи очень любили кавалеры XVI века. Не за практичность (отсутствующую), а за изящество.

Портрет Натальи Борщевой, Дмитрий Левицкий, 1776 (с) из коллекции Русского музея. Деталь.
Портрет Натальи Борщевой, Дмитрий Левицкий, 1776 (с) из коллекции Русского музея. Деталь.

Костюм состоит из лифа и юбки. И у лифа очень длинный острый мыс, который заходит глубоко на юбку, и широкие клапаны. По стилистике это в целом очень напоминает середину XVII века. Подобные клапаны, кстати, на лифах делались и позднее, в том же XVIII веке - длинный лиф с ними хорошо сидел поверх округлых бёдер. Только со временем они спрятались под юбкой. А здесь это скорее декоративная деталь, подчёркнутая, как и остальные, золотой тесьмой.

Портрет Натальи Борщевой, Дмитрий Левицкий, 1776 (с) из коллекции Русского музея. Деталь.
Портрет Натальи Борщевой, Дмитрий Левицкий, 1776 (с) из коллекции Русского музея. Деталь.

Подол украшен широкой золотой тесьмой. И всё это золото так прекрасно смотрится на фоне чёрной матовой ткани... Так что костюм наряден, эффектен, но всего в меру!

Портрет Натальи Борщевой, Дмитрий Левицкий, 1776 (с) из коллекции Русского музея. Деталь.
Портрет Натальи Борщевой, Дмитрий Левицкий, 1776 (с) из коллекции Русского музея. Деталь.

Кстати, тесьма, конечно, не чисто золотая, такие тогда делались с большой примесью неблагородных металлов, но всё же стоила недёшево. Да и ткани были дорогими, а они отличные. Так что можно сказать, что в театральные наряды своих учениц Смольный хорошо вкладывался!

Портрет Натальи Борщовей, Дмитрий Левицкий, 1776 (с) из коллекции Русского музея. Деталь.
Портрет Натальи Борщовей, Дмитрий Левицкий, 1776 (с) из коллекции Русского музея. Деталь.

А вот что касается туфелек... Знаете, я долго пыталась понять, чем они украшены. Не пряжкой, а некоей розеткой, и довольно пушистой, напоминающей пуховку для пудры. И знаете, я не исключаю, что это перья. Маленькие пушистые пёрышки. В конце-то концов, на голове у Натальи тоже перья! :)

Портрет Натальи Борщевой, Дмитрий Левицкий, 1776 (с) из коллекции Русского музея. Деталь.
Портрет Натальи Борщевой, Дмитрий Левицкий, 1776 (с) из коллекции Русского музея. Деталь.

Я бы сказала, что этот наряд - один из самых элегантных во всём цикле!

PS Хотите больше подобных статей? Подписывайтесь на мой канал по истории моды!