Найти тему
История моды с Марьяной С.

Наряды смолянок: Екатерина Нелидова

Легендарные "Смолянки" Левицкого! У каждого из нас, я уверена, есть своя любимая. И у меня это портрет Екатерины Нелидовой. Впереди у неё длинная насыщенная жизнь, а пока она совсем юная девушка, и в этом образе - не прилежной институтки, а танцующей очаровательной плутовки - она просто-таки воплощает собой всё кокетство и прелесть той эпохи. Все сложности и беды - за сценой, а на сцене - талантливая пленительная юность.

Ну как же не приглядеться к её наряду? Глафиру Алымову рассмотрели в прошлый раз, а там и до других дело дойдёт. Но сегодня с нами Екатерина, вернее, её героиня Серпина!

Портрет Екатерины Нелидовой, Дмитрий Левицкий, 1773 (с) из коллекции Русского музея
Портрет Екатерины Нелидовой, Дмитрий Левицкий, 1773 (с) из коллекции Русского музея

Наряд, конечно, сценический, но вполне "современный" и по силуэту, и по многим деталям.

Волосы Нелидовой зачёсаны в умеренно-высокую причёску начала 1770-х, и напудрены. Вероятно, у пудры серый оттенок, волосы кажутся седыми, но в то время это было интересным приёмом, оттеняющим свежесть лица.

Обратите внимание на брови - тёмные, выделяющиеся на фоне сияющей кожи... и там явно виднеются две линии, а не одна! Сценический грим и попытка изменения естественной формы в буквальном смысле налицо. :) А щёки тронуты румянами.

Причёску венчает соломенная шляпка с низкой тульей, украшенная широкими (и дорогими) лентами из плотного шёлка нежнейшего розового оттенка.

Узкая чёрная лента на шее подчёркивает белизну кожи, и, судя по тому, как высоко она повязана, не исключаю, что сзади её не просто завязали, а прихватили прядь волос, что и позволяло ей не сползать ниже, не перехватывая при этом горло слишком туго.

Всего два украшения у нашей героини. Крестик и серьги - в форме банта с грушевидной жемчужиной.

Портрет Екатерины Нелидовой, Дмитрий Левицкий, 1773 (с) из коллекции Русского музея. Деталь.
Портрет Екатерины Нелидовой, Дмитрий Левицкий, 1773 (с) из коллекции Русского музея. Деталь.

Сочетание сложного серо-коричневого и сложного розового оттенков просто завораживает... Костюм состоит из юбки и жакета с баской, относительно удобного варианта для горожанки той поры. А героиня Нелидовой - служанка, хотя и ведёт себя, как госпожа.

Рукава длиной три четверти, и такую длину обожали женщины на протяжении большей части XVIII века. У Нелидовой они украшены широкими отворотами - те были модными в первой половине века, и на момент написания портрета в реальной жизни их уже не носили. Из-под них и из-под выреза выглядывает кружево, не слишком роскошное. В самый раз для служанки-госпожи.

И очень интересно отделан лифт - розовая лента нашита зигзагообразно, имитируя шнуровку! Более узкой лентой того же оттенка отделаны и рукава, и баска, а широкая лента на рукавах, кажется, такая же, как и на шляпке.

Портрет Екатерины Нелидовой, Дмитрий Левицкий, 1773 (с) из коллекции Русского музея. Деталь.
Портрет Екатерины Нелидовой, Дмитрий Левицкий, 1773 (с) из коллекции Русского музея. Деталь.

И на подоле юбки, в два ряда. Кажется, что можно даже различить крохотные стежки, которыми пришиты ленты...

Наряд дополнен передником - всё-таки служанка. Зато из воздушного вышитого тюля - всё-таки госпожа!

Портрет Екатерины Нелидовой, Дмитрий Левицкий, 1773 (с) из коллекции Русского музея. Деталь.
Портрет Екатерины Нелидовой, Дмитрий Левицкий, 1773 (с) из коллекции Русского музея. Деталь.

Из-под подола виднеются ноги в белых чулках и белых туфельках с серебряными пряжками. Смотрите, каблучок невысокий, и можно представить, как порхали по сцене эти ловко, просто и со вкусом обутые ножки!

Портрет Екатерины Нелидовой, Дмитрий Левицкий, 1773 (с) из коллекции Русского музея. Деталь.
Портрет Екатерины Нелидовой, Дмитрий Левицкий, 1773 (с) из коллекции Русского музея. Деталь.

"Как ты, Нелидова, Сербину представляла,
Ты маску Талии самой в лице являла..."

Нет, тому, что Нелидова в этой роли очаровала многих, я не удивлена!

PS Хотите больше подобных статей? Подписывайтесь на мой канал по истории моды!