Нонконформизм - неофициальное искусство, альтернативное социалистическому реализму художественное движение. Оно возникло в эпоху оттепели. Конец 50-х - начало 60-х были временем, когда деятели искусства посмели говорить так, как им хочется. Жаль, долго.
Разве могли нестандартные картины художников - нонконформистов сравниться с картинами, написанными в жанре соцреализма, большими, праздничными, наполненными пафоса и прославления? Их картины были ненужными "пасынками", на которых, в лучшем случае, не стоит обращать внимания, а в худшем... Все помнят печально известную "Бульдозерную выставку".
В ненужном никому стиле работала и Валентина Кропивницкая, дочь художника-нонконформиста Евгения Кропивницкого, жена художника-нонконформиста Оскара Рабина.
Валентина Кропивницкая родилась в 1924 году. Хотя она и была дочерью художника, была знакома со многими коллегами его отца (а потом и мужа), даже являлась хозяйкой квартиры в деревянном бараке поселка Севводстрой возле станции Лианозово, где собирались художники, вошедшей в историю под названием "Лианозовская группа", она обратилась к изобразительному искусству далеко не сразу.
Валентина никогда рисовать не стремилась. "Своим творчеством" она называла своих детей — Екатерину и Александра. Однако в начале 60-х ей потребовалось что-то большее, и её желания вырвались на бумагу трогательными, таинственными и загадочными рисунками. Ни с чем несравнимыми, ни на что не похожими.
Возникла особая вселенная Валентины Кропивницкой. У неё нет поисков и творческих колебаний. Её мир родился сразу. Техника — бумага и итальянский карандаш. Метод работы — четкие контуры, условный объем, мелкие штрихи. Сюжеты — фантастические существа, полуживотные-полумонстрики, с несомненными проявлениями людской психологии и поведения.
Этих непонятных существ существа художница называла “звери”. Они лежат, сидят, общаются, молятся, а чаще просто присутствуют в пейзаже. Умные, добрые, беззаботные.
Удивительно то, что мир рисунков Валентины Кропивницкой возник абсолютно независимо от творчества её мужа, на тот момент уже сложившегося художника Оскара Рабина. Каким-то образом в одной маленькой комнате лианозовского барака сумели вырасти и сосуществовать два абсолютно разных автора.
Вот одна из картин Оскара Рабина.
Рабин живописал мрачную прозу барачной жизни с бутылками водки, селёдкой и тусклым светом уличного фонаря. Валентина выбрала светлый, сказочный мир, где царит добро.
Иногда Кропивницкая просила мужа подправлять её рисунки. Шёл он на это неохотно, но Валентина настаивала, и поэтому несколько работ он, по его же собственным словам, «испортил» своими правками.
О Кропивницкой-художнице знали немногие. Она редко выставляла свои работы — чтобы их увидеть, нужно было ехать в Лианозово.
Сложно было и с продажами. Так уж повелось, что живопись у коллекционеров зачастую ценится выше графики. А ведь на создание таких работ требуется много времени. На один лист уходило порой до двух-трех недель.
В 1974 году Кропивницкая была одним из организаторов легендарной выставки нонконформистов на пустыре, разогнанной бульдозерами и поливочными машинами. У художников - нонконформистов не было никакого будущего.
И в 1978 году художница вместе мужем и детьми выехала из СССР по туристической визе в Париж. Спустя шесть месяцев их лишили гражданства СССР "за поведение, порочащее звание советского гражданина".
Валентина Кропивницкая и Оскар Рабин остались жить в Париже.
Во французский период произведения Валентины Кропивницкой стали ещё более тонкими, нежными. Во многом потому, что на смену монохромным рисункам графитным и угольным карандашом пришли цветные карандаши. Эта сложная техника давала эффект пастельного, тающего, чувственного изображения. Постепенно на второй план ушли ушастые «звери» — они либо вовсе пропадают, либо прячутся в пейзаже. Появились новые образы — птицы, пейзажи французских средневековых городков, виноградников, силуэты скульптур.
Валентина Кропивницкая всегда была тихой и скромной, почти всегда молчаливой, не вступающей в споры и конфликты. Она была похожа на свои картины, глядя на которые испытываешь умиротворение.
Как начала, так и закончила. Однажды она просто перестала рисовать, объясняя это тем, что нарисовала уже всё, что хотела. Вскоре после этого Валентины Кропивницкой не стало. Художница умерла 23 декабря 2008 года в Париже. Её муж Оскар Рабин пережил её почти на десять лет.
В России работы Валентины Кропивницкой можно увидеть в московском музее "Другое искусство".
Зато работы Кропивницкой, особенно её доэмиграционные, пользуются спросом. Самым дорогой считается продажа картины "Звери и золота" 1966 года, ушедшая с аукциона Bonhams в 2007 году за 16 632 доллара.