Найти тему
Картины рассказывают...

Валентина Кропивницкая. Художница, жена художника

Нонконформизм - неофициальное искусство, альтернативное социалистическому реализму художественное движение. Оно возникло в эпоху оттепели. Конец 50-х - начало 60-х были временем, когда деятели искусства посмели говорить так, как им хочется. Жаль, долго.

Разве могли нестандартные картины художников - нонконформистов сравниться с картинами, написанными в жанре соцреализма, большими, праздничными, наполненными пафоса и прославления? Их картины были ненужными "пасынками", на которых, в лучшем случае, не стоит обращать внимания, а в худшем... Все помнят печально известную "Бульдозерную выставку".

В ненужном никому стиле работала и Валентина Кропивницкая, дочь художника-нонконформиста Евгения Кропивницкого, жена художника-нонконформиста Оскара Рабина.

Валентина Кропивницкая
Валентина Кропивницкая

Валентина Кропивницкая родилась в 1924 году. Хотя она и была дочерью художника, была знакома со многими коллегами его отца (а потом и мужа), даже являлась хозяйкой квартиры в деревянном бараке поселка Севводстрой возле станции Лианозово, где собирались художники, вошедшей в историю под названием "Лианозовская группа", она обратилась к изобразительному искусству далеко не сразу.

Валентина никогда рисовать не стремилась. "Своим творчеством" она называла своих детей — Екатерину и Александра. Однако в начале 60-х ей потребовалось что-то большее, и её желания вырвались на бумагу трогательными, таинственными и загадочными рисунками. Ни с чем несравнимыми, ни на что не похожими.

Без названия
Без названия
Брод, 1965
Брод, 1965

Возникла особая вселенная Валентины Кропивницкой. У неё нет поисков и творческих колебаний. Её мир родился сразу. Техника — бумага и итальянский карандаш. Метод работы — четкие контуры, условный объем, мелкие штрихи. Сюжеты — фантастические существа, полуживотные-полумонстрики, с несомненными проявлениями людской психологии и поведения.

Волшебная сказка, 1968
Волшебная сказка, 1968
Звери и собаки, 1967
Звери и собаки, 1967

Этих непонятных существ существа художница называла “звери”. Они лежат, сидят, общаются, молятся, а чаще просто присутствуют в пейзаже. Умные, добрые, беззаботные.

Фантастический пейзаж
Фантастический пейзаж
Вечер на реке, 1975
Вечер на реке, 1975

Удивительно то, что мир рисунков Валентины Кропивницкой возник абсолютно независимо от творчества её мужа, на тот момент уже сложившегося художника Оскара Рабина. Каким-то образом в одной маленькой комнате лианозовского барака сумели вырасти и сосуществовать два абсолютно разных автора.

Вот одна из картин Оскара Рабина.

Оскар Рабин. Неправда, 1975
Оскар Рабин. Неправда, 1975

Рабин живописал мрачную прозу барачной жизни с бутылками водки, селёдкой и тусклым светом уличного фонаря. Валентина выбрала светлый, сказочный мир, где царит добро.

Облака, 1975
Облака, 1975

Иногда Кропивницкая просила мужа подправлять её рисунки. Шёл он на это неохотно, но Валентина настаивала, и поэтому несколько работ он, по его же собственным словам, «испортил» своими правками.

О Кропивницкой-художнице знали немногие. Она редко выставляла свои работы — чтобы их увидеть, нужно было ехать в Лианозово.

Лесные существа, 1966
Лесные существа, 1966

Сложно было и с продажами. Так уж повелось, что живопись у коллекционеров зачастую ценится выше графики. А ведь на создание таких работ требуется много времени. На один лист уходило порой до двух-трех недель.

Самовар, 1976
Самовар, 1976
Корни, 1976
Корни, 1976

В 1974 году Кропивницкая была одним из организаторов легендарной выставки нонконформистов на пустыре, разогнанной бульдозерами и поливочными машинами. У художников - нонконформистов не было никакого будущего.

И в 1978 году художница вместе мужем и детьми выехала из СССР по туристической визе в Париж. Спустя шесть месяцев их лишили гражданства СССР "за поведение, порочащее звание советского гражданина".

Валентина Кропивницкая и Оскар Рабин остались жить в Париже.

Во французский период произведения Валентины Кропивницкой стали ещё более тонкими, нежными. Во многом потому, что на смену монохромным рисункам графитным и угольным карандашом пришли цветные карандаши. Эта сложная техника давала эффект пастельного, тающего, чувственного изображения. Постепенно на второй план ушли ушастые «звери» — они либо вовсе пропадают, либо прячутся в пейзаже. Появились новые образы — птицы, пейзажи французских средневековых городков, виноградников, силуэты скульптур.

Сказочный лес, 1988
Сказочный лес, 1988

Кустарник и высокая трава, 1978
Кустарник и высокая трава, 1978
Лесная поляна, 1982
Лесная поляна, 1982
Кусты роз и полевые цветы, 1982
Кусты роз и полевые цветы, 1982

Валентина Кропивницкая всегда была тихой и скромной, почти всегда молчаливой, не вступающей в споры и конфликты. Она была похожа на свои картины, глядя на которые испытываешь умиротворение.

Горизонты, 1980
Горизонты, 1980
Деревня, 1985
Деревня, 1985

Как начала, так и закончила. Однажды она просто перестала рисовать, объясняя это тем, что нарисовала уже всё, что хотела. Вскоре после этого Валентины Кропивницкой не стало. Художница умерла 23 декабря 2008 года в Париже. Её муж Оскар Рабин пережил её почти на десять лет.

В России работы Валентины Кропивницкой можно увидеть в московском музее "Другое искусство".

Зато работы Кропивницкой, особенно её доэмиграционные, пользуются спросом. Самым дорогой считается продажа картины "Звери и золота" 1966 года, ушедшая с аукциона Bonhams в 2007 году за 16 632 доллара.

Звери и золото, 1966
Звери и золото, 1966