Старенькая эмалированная чашечка оказалась пустой. Несколько сливок и ежевика были выкинуты. Бизнес прогорел, не успев начаться.
Вспомнилась летняя история…
Негодования, мягко говоря, она вызвала тогда немало.
Однажды теплым летним вечером забегает сын и с невероятным воодушевлением говорит: «Мама, а мы решили ягоду продавать!»
На мой удивленный вопрос, какую?!
Ребенок все с тем же энтузиазмом ответил - ежевику. Понятно, значит, с соседским мальчонкой, с которым они растут с самых малых лет, набрали у него во дворе. У них много ее, а у нас нет.
Порадовалась за сына. Пожелала удачи!
На душе стало тепло и гордо, потому что впервые была проявлена такая инициатива. Обычно более предприимчивая у нас дочка, которая старше его на год. От нее я бы даже не удивилась такой новости, ибо она человек-идея.
Все тем же летом Ева умудрилась продавать изделия из бисера в центре села.
Сама придумала, сама сплела, сама написала на листе объявление и сама украсила простую коробку, сложив туда все свое добро. И ведь у нее, правда, покупали! Потому что девочка с плакатом и коробкой на земле привлекала внимание.
Такой маркетинг даже в агентстве, где я работаю, не придумать)
Люди подходили с желанием понять, что же там написано на плакате, и что или кто лежит в коробке. Полагаю, большинство
думало, что у нее котята или щенята. И, таким образом, она пыталась их пристроить.
Но, нет. У нее был бизнес)
Столько гордости я не испытывала никогда. А ведь с ней поводов всегда было много - передовичка, отличница, победительница разных конкурсов, участница и ведущая мероприятий. Она даже на дзюдо стала показывать результаты, которые быстро отметил тренер.
Ева смотрит вперед, никогда не сдается, имеет правильные ценности и веру в себя, и в нашу поддержку.
Но то - школа, а тут одна посреди большого села, районного центра. Вокруг много людей. А ей всего 11 и это первое лето, когда мы ей стали разрешать уходить от дома и нашей улицы.
Она плела, брала коробку, плакат и ехала продавать. И так по кругу - плела, ехала. В жару, вечером, утром. Неважно!
Этим летом ее узнали многие.
Я была горда, но все ж привыкла, что девочка у нас инициативная и пробивная. Сын другой. Он более домашний, более ребенок, что ли. Как любят в таком случае говорить - мальчишка)
Он просто живет и радуется жизни, ни о чем не задумываясь. Порой меня это беспокоит, ведь у мужчины должна быть инициативность, но порой я просто понимаю, что сын, и правда, ребенок.
Он настоящий мальчишка с содранными коленками, карманами, как у Тома Сойера и бесконечной фантазией, где палка - это меч, а рабочие перчатки - супергерои.
И ребенок замечательный - звезд с неба не хватает, но у него тоже есть важные для меня ценности - он добрый, нежадный, учится хорошо, помогает другим, жалеет животных. Ласковый к своим родителям.
У него превосходный юмор, которого я мало у кого встречала. От природы дар. Ни с ним, ни с дочкой никогда не было никаких проблем.
И вот эти горящие глаза, полные надежды, гордости собой: «Мамочка, мы пойдем продавать ягодку!»
Я с радостью поддержала, пожелала удачи и дальше продолжила работать, погрузившись в свои тексты. Прошло примерно минут сорок, мы с мужем вышли из дома - мне нужно было его отвезти на работу.
И тут я вижу своего ребёнка, совершенно потерянного, стоящего во дворе. На вопрос, что случилось, последовал машинальный ответ - ничего. Но сразу было понятно, что сыну очень обидно.
Торопясь, ведь нужно уезжать, спрашиваю ещё раз, вспоминая, что ребенок пошел продавать ягоду.
- Не получилось продать?! Ты из-за этого расстроился.
- Да…
- Никого не встретили?!
- Нет… Нет там никого нормального. Злые все.
Понимаю, что причина не в том, что не было людей, а в том, что им что-то сказали! Но, боже, нужно уже уезжать. Снова спрашиваю. Наспех выясняю…
Они пошли на соседнюю улицу со своей чашечкой ежевики и слив. Увидев людей, они радостно спросили, не нужна ли им ягода?! На что получили ответ: «Нам не нужно ничего, пошли вон отсюда!»
А ведь это село, где все всех знают. И я примерно понимаю, где и кто сказал им эти слова. И я понимаю, что это не какие-нибудь молодые ребята, а взрослые, даже пожилые люди. Послали детей с маленькой баночкой ягодок.
Которую в итоге ребятишки от обиды просто выкинули. Потому что попался ещё мужик, который взял несколько слив, проехал вперед и выкинул их в кусты… А ведь им так мало нужно было для улыбки и счастья…
Я человек горячий, темпераментный. Хотелось рвать и метать, но нужно было уже ехать, мы опаздывали.
Пока ездила, крутила гневные мысли в голове, прокручивая диалог с неадекватными людьми. Так хотелось спросить, чем так они не состоялись, чтобы посылать детей и наносить им душевную рану. Ведь такие фразы, поступки очень прочно могут засесть в голове, оставшись блоком на много лет.
Я ребенок сложного детства и юности. Я знаю, о чем говорю…
Приехав домой, сына я увидела все таким же, рядом был его маленький друг - Пашка, чумазенький в пятнах ежевики. Они ровесник, но Пашка ниже росточком. В руках пустая эмалированная чашечка. Ягоды уже в ней не было…
Посмотрела я на них, и так сердце сжалось. Тошно стало за этот мир, хотя я с рождения знаю, чего от него ждать можно.
- Мальчики, а продайте мне ягоды. У нас же ежевика не растет.
- Да, мы выкинули все… - помявшись отвечают ребята.
- А можете нарвать ещё?! Так хочется ягодку поесть!
Вижу проблеск надежды в глазах. Ребятишки ринулись за сливой и ежевикой снова. И вот заветная эмалированная чашечка, со сколотым бочком, протянута мне. А в ней немного темных ягод.
Даю по денежке каждому. Они счастливые, засунули их в карманы с пятнами и дырками и начали планировать, каких же гостинцев купить на вырученные, заработанные деньги.
Так мало нужно для счастья детям. Так легко они прощают нам наши обиды, непроработки и неудовлетворенности жизни.
Так много боли мы - взрослые, адекватные, человек-разумные можем им нанести, не следя за своими поступками и словами. А потом плачемся, что же поколение такое безразличное, ничего в них нет святого!
Только поколение это мы своими руками и вылепили.
Дети приходят чистыми ангелами. А то, что из них вырастет далее - это уже наша вина, ведь это мы сливаем свое дно на них, понимая, что они - маленькие пока не могут дать сдачи и все равно простят.
Как собака, на которую наорали, а она снова виляет хвостом и смотрит добрыми глазами на своего человека…