Тише едешь - дальше будешь. Это особенно актуально в непогоду. В моменты, когда аэропорт закрывается на день-другой, многие жалеют, что не выбрали поезд. Я не исключение. А ведь долгих мучительных часов ожидания задержанного рейса можно избежать, если учитывать сезонные риски при выборе средства передвижения. Сегодня поговорим о том, в какие месяцы брать авиабилет особенно рискованно.
Суточный перелет из Москвы в Саратов
Для начала - случай из практики. Однажды направлялся в командировку из Москвы в Саратов. На дворе декабрь. Утро. Регистрация в Шереметьеве по расписанию. Ожидание вылета. И вдруг рейс переносят на час. Как и все остальные рейсы. Оказывается, на воздушную гавань внезапно напала плохая погода. Сильный боковой ветер и снег. В общем все вылеты временно приостановили.
Час этот затянулся до обеда. Как и водится в таких случаях, перенос делают не сразу на полдня, а передвигают все время на час-два. А вдруг погодные условия улучшатся и самолет сможет вылететь?
Зал ожидания в "чистой" зоне забит до отказа. Негде сесть. В туалетах очереди. В кафе не протолкнуться. Пассажиры набились в аэровокзал как селедки в бочке.
И вот, наконец, вылеты начались: объявляют посадку на Мурманск, Кемерово, Сочи, Пермь.
А рейс в Саратов... опять переносят на час. Потом еще на час. Потом еще. Оказывается, пока пассажиры в Шереметьеве ждали улучшения метеоусловий в Москве, нелетная погода завладела уже саратовским аэропортом.
Еще на час. Еще на час. И еще. И...
Около 23.00 объявляют о том что вылет переносится на следующий день на 8 утра. Гостиницы не предлагают. Пассажирам остается ночевать на железных стульях в аэропорту или ехать по домам за свой счет. Я выбрал последнее.
Утром вернулся в Шереметьево и улетел. Очень пожалел, что не поехал на поезде. Перелет в Саратов обычно длится один час двадцать минут. А у меня авиапутешествие заняло сутки. Поезд для сравнения: 16-17 часов. После этого я зарекся, что в месяцы с неустойчивой погодой при прочих равных буду выбирать поезд.
Бури летают по планете
Пики метеорисков для авиаперелетов в разных регионах приходятся на разное время года. Например, летом в Приморье и вообще на Дальнем Востоке часто бушуют тайфуны: сильный порывистый ветер, дожди, грозы. Все это регулярно приводит к отменам рейсов. Правда даже в этом случае далеко не каждый отважится поменять авиабилет на недельную поездку поездом из европейской части страны.
В западном полушарии - свои особенности. Например, на восточном побережье США, а также в Карибском море с конца лета до конца ноября - сезон ураганов. В это время отели на популярных курортах Доминиканы, Кубы и Майами резко дешевеют. Как и перелеты в этих направлениях. Но стоит учесть, что даже если ваш самолет приземлится по расписанию в аэропорту назначения, есть опасность, что весь отпуск вы будете сидеть, не выходя из номера. Все вокруг может просто затопить. А эвакуировать вас придется спасателям. Не случайно на этих популярных тропических курортах у каждого лестничного пролета висит схема эвакуации постояльцев на случай урагана. На форумах путешественников много таких историй от любителей рискнуть и сэкономить.
А что у нас?
По моему опыту, самый опасный с точки зрения задержки рейсов по метеоусловиям в европейской части России и на Урале - это декабрь. Также в зоне риска ноябрь, февраль и март. Именно в этим месяцы у меня происходили самые длительные задержки рейсов из-за погоды, а также срывы и сокращения стыковок и как следствие - потери багажа. Часто его потом авиакомпании разыскивали неделями.
Февраль. В этом месяце очень неустойчивая погода. В европейской части, особенно на юге, начинается переход от зимы к лету - здесь могут быть и риски зимы (снегопад, гололед), так опасности и весны (дожди, туманы). Вот, например, именно в феврале у меня был опыт перелета из Екатеринбурга в Москву с двумя посадками в Петербурге.
В то же время февраль и март в авиации считаются низким сезоном, и в эти месяцы существенно ниже вероятность зависнуть в ожидании рейса из-за нехватки воздушного судна. (В пиковые месяцы малейшая поломка часто приводит к длительным задержкам, поскольку весь парк авиакомпаний может быть максимально плотно задействован в расписании, и резервы для подстраховки минимальны или вообще отсутствуют).
Ноябрь. Похожая ситуация с февралем. Общий спад авиаперевозок, но при этом пограничная погода из-за смены сезонов - и повышенные риски задержек по этой причине.
Декабрь. Обильные снегопады ежегодно нарушают работу аэропортов даже в тех регионах, где, казалось бы, все должны привыкнуть и подготовиться к особенностям эксплуатации самолетов в зимнее время года. Плотный снег может повлиять на видимость полосы, низкая облачность - тоже. Кроме того, обильные снегопады часто приводят к тому, что ВПП, рулежки и стоянки не успевает очищать техника, и не хватает машин, которые проводят антиобледенительную обработку. К тому же в конце декабря начинается предновогодний и рождественский ажиотаж - к погодным рискам добавляются технические и организационные - отсутствие свободных резервных судов на случай поломки.
У пассажиров всегда возникает вопрос: если обильные снегопады происходят ежегодно, почему нельзя заранее закупить достаточно необходимой техники. Авиаторы в приватных беседах объясняют так: ради трех-четырех пиковых дней в декабре аэропорты не идут на большие траты. Им проще подержать людей в залах ожидания. К тому же, неустойку за задержку пассажирам оплачивают не аэропорты, а авиакомпании. А перевозчикам доказать, что задержка произошла по вине аэропорта очень непросто.
Статистика задержек по месяцам
Росавиация не публикует статистику задержек рейсов по месяцам. Но некоторые подсчеты все-таки проводились. Например, журналисты "Известий" запросили данные у OAG - международной организации, которая суммирует и анализирует информацию в сфере авиации. Вот цифры за 2019 и 2021 гг. В таблице правда отсутствует январь. И собраны все задержки вместе: как по метеоусловиям, так и по техническим, организационным причинам. Но в целом по году картина ясна.
В каком аэропорту высок шанс застрять на 20 часов?
И еще информация к размышлению. В 2023 году одна из страховых компаний опубликовала данные по аэропортам, где происходили самые длительные задержки рейсов за январь-март. Антирекорд принадлежит аэропорту Норильска - 27% рейсов вылетали оттуда с опозданием более чем на 20 часов. На втором месте - авиагавань Сочи - 18% рейсов отправлялись с таким огромным опозданием. Третье место у московского Домодедова - 16 %.
А в вашем регионе, когда самый большой риск зависнуть в аэропорту из-за плохой погоды?
Поделитесь в комментариях!
Спасибо за внимание! Подпишитесь на канал, чтобы читать новые публикации!
"Коллекцию впечатлений" также удобно читать в телеграме: https://t.me/Zhestkov_Travel