Найти тему

Рецензия: Last Epoch

Оглавление

В этом году 21 февраля запомнилось не только ожиданием привычного водопада новеньких носков и принадлежностей для бритья, который должен был вот-вот пролиться на сильную половину играющего человечества. Но и тем, что в этот день вышла (а точнее – выбралась из раннего доступа, в котором пребывала аж с весны 2019 года) Last Epoch. Игра в жанре «изометрическая экшен-RPG» или в просторечье – «Диабла». С учетом того, что великий и ужасный его родоначальник нынче что-то совсем захирел, а релиз Path of Exile 2 по-прежнему прячется где-то за горизонтом, у инди-разработчики из Eleventh Hour Games имелся неплохой шанс, что называется, «застолбить поляну».

– Сова, открывай, медведи пришли!
– Сова, открывай, медведи пришли!

Первое слово, которое приходит на ум при взгляде на Last Epoch – «бюджетно»: тут нет ни потрясающей красоты видеороликов, ни передовой графики. Добротно, но ничего сверхъестественного. Не тормозит – и на том спасибо. Схожие эмоции вызывает и сюжет: есть Оробисс, некое Вселенское Зло, которое непременно надо поставить на колени и зверски убить, есть загибающийся от подозрительной фиолетово-тентаклиевой заразы мир Этерра, который надо спасать. В общем, поди туда, прибей тех и постарайся не загнуться сам.

КЛАССОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

По части геймплея все привычно и знакомо: свежесозданный герой отправляется топать по лесу в поисках неприятностей, а неприятности хищно клацают жвалами уже за первым поворотом тропинки. Дальше начинается милое сердцу любого поклонника жанра рукоприкладство. Первый штабель тушек противников, второй, level up, еще один, первый навык, первый level-up навыка… И вот тут уже все становится интереснее, но не будем забегать вперед.

Ресторан «У конца Вселенной»
Ресторан «У конца Вселенной»

При создании персонажа на выбор дается пятерка классов (маг, аколит, убийца, страж и некий дикарь, смахивающий не то на варвара, не то на друида). В процессе прокачки каждый из них сперва осваивает базовый набор абилок, а затем выбирает одну из трех специализаций, которые, как правило, кардинально меняют игровой процесс. И если, скажем, деревом пассивок нынче никого не удивишь, то вот наличие уровней прокачки и собственного дерева талантов у каждого(!) навыка уже впечатляет. И ладно бы там были какие-нибудь руны, дающие небольшие приятные бонусы, как в Diablo 3 – но нет, «забравшись под капот», все можно перекурочить так, что родная мать не узнает.

Если вы из тех старожилов, кто четверть века назад играл на Super Nintendo в отличную JRPG Chrono Trigger (ну или хотя бы в ее РС-версию, вышедшую в Steam в 2018 году), то основная локация-хаб Last Epoch, The End of Time, вам может показаться знакомой. Схожее название, за главного – все так же старичок Гаспар, а машина времени хоть и скукожилась до карманного артефакта и больше не способна с комфортом перевозить ваш личный гарем анимешных героинь (да и гарема-то нет, если на то пошло), по-прежнему зовется Epoch.
Если вы из тех старожилов, кто четверть века назад играл на Super Nintendo в отличную JRPG Chrono Trigger (ну или хотя бы в ее РС-версию, вышедшую в Steam в 2018 году), то основная локация-хаб Last Epoch, The End of Time, вам может показаться знакомой. Схожее название, за главного – все так же старичок Гаспар, а машина времени хоть и скукожилась до карманного артефакта и больше не способна с комфортом перевозить ваш личный гарем анимешных героинь (да и гарема-то нет, если на то пошло), по-прежнему зовется Epoch.

Взять, к примеру, обычный такой скилл Healing Hands. В базовой версии это копеечная «аптечка», на которую не каждый паладин позарится – места на панели быстрого доступа все же немного. Однако при прокачке «хилка» начинает жечь противников огнем и автоматом кастоваться при ударах в ближнем бою. А то и вовсе может обездвижить врага или превратиться в «рывок», позволяющий догнать убегающего моба или выскочить в последний момент из-под мощного удара босса – и все это без утраты базового функционала. Схожим образом можно настроить любой навык без исключения, что дает огромный простор при построении билдов.

Самое приятное – в отличие от той же Path of Exile, где человек, играющий без гайда, потратив десяток-другой часов на прокачку рискует понять, что билд вышел кривой, персонаж безнадежно «запорот» и проще создать нового, чем «починить» имеющегося – в Last Epoch все, кроме выбора класса и специализации можно безболезненно пересобрать практически «на ходу». Сброс пассивок стоит копейки, а прокачка новых навыков с нуля занимает совсем немного времени – экспериментировать можно сколько угодно.

Говорила мне мама, настрой лут-фильтр по-человечески…
Говорила мне мама, настрой лут-фильтр по-человечески…

Не меньший простор тут и в том, что касается подбора экипировки. Можно прокачивать снаряжение, менять и добавлять предметам свойства... Словом, делать кучу всего. Лута при этом в игре неприлично много, так что настоятельно рекомендуется настроить фильтр, благо делается это сравнительно просто, при помощи встроенного меню.

КУДА ПОЙТИ, КОГО УБИТЬ

Теперь давайте разберемся с тем, куда можно нашего терминатора направить. Есть довольно продолжительная сюжетная кампания (если бы она еще не обрывалась в версии 1.0 на самом интересном месте – цены бы ей не было), есть арена, на которой череда схваток с мобами попроще завершается битвой с боссом, есть несколько подземелий разного уровня сложности. Плюс, пожалуй, главное развлечение для прокачанных персонажей – система Монолитов, эдаких изолированных параллельных вселенных, в которых по тем или иным причинам случился конец света, а герою предлагается ситуацию если не исправить, то хотя бы примерно наказать очередного сбрендившего бога или всесильного мага.

Шаг влево, шаг вправо – расстрел!
Шаг влево, шаг вправо – расстрел!

Оформлено это по схожему с Атласом из Path of Exile принципу. Игрока запускают на скрытую «туманом войны» карту, которая состоит из висящих в бесконечном «ничто» островков. На каждом необходимо выполнить некое задание, чаще всего – перебить указанное количество противников или пришить какого-нибудь мини-босса. Набрав таким образом требуемое количество очков «стабильности» и выполнив пару квестов, вы получаете право бросить вызов главному плохишу. Затягивает это дело со страшной силой.

Также нельзя не упомянуть о довольно изящном решении по части игровой экономики, которую в Last Epoch увязали с системой фракций. Работает оно следующим образом. Любой лут, выпадающий, пока вы бегаете с кем-то в группе, можно свободно передавать другим членам этой группы. Плюс при нахождении в группе время от времени попадаются особые предметы, т.н. «резонансы», которые действуют, как подарочные купоны на имя конкретного игрока, позволяющие подарить ему (и только ему) какой-нибудь предмет, который вы раздобыли в сольных походах. То есть, если условный Вася по вечерам бегает с не менее условным Петей и фармит Монолиты, у Васи будут копиться «резонансы Пети», а у Пети, соответственно, «резонансы Васи». И если Вася потом за утренним кофе решит побегать в одиночку и внезапно выбьет меч-кладенец, о котором уже неделю мечтал Петя, потратив один «резонанс» можно сделать другу подарок.

Может и не шестикрылый серафим, но хоть в люди выйти не стыдно!
Может и не шестикрылый серафим, но хоть в люди выйти не стыдно!

А вот доступ к полноценному аукциону имеют только игроки, вступившие в Merchant’s Guild. Причем продать любой предмет можно лишь единожды, а использовать – только будучи членом этой гильдии. Учитывается тут и репутация: никто не даст новичку нахапать легендарок, сначала придется торговать чем попроще.

Казалось бы, беспроигрышный вариант, здорово расширяющий способы получения экипировки, но есть у него и не менее притягательная альтернатива: местный клуб звездочетов, Circle of Fortune. Астрологи наловчились манипулировать вероятностями и члены этой фракции гребут лут практически двумя руками. Им выпадает в разы больше уникальных предметов, свойства на выбитой экипировке – мощнее, да еще имеется и доступ к пророчествам, читай – мини-квестам с крайне вкусными наградами. Из ограничений – выпавший «по блату» лут могут использовать опять-таки только свои. Да и самые приятные бонусы, вроде возможности заполучить все недостающие куски из какого-нибудь набора, как только вам выпадет хотя бы один предмет из него, доступны только на высших уровнях фракции.

Если собираетесь отправиться в Last Epoch вместе с друзьями, то вопросом «к кому примкнуть?» лучше определиться заранее. Хоть решение и можно поменять, но больно долго придется копить репутацию для получения самых жирных «плюшек».

– Извините, а в Мордоре этот орел останавливается?
– Извините, а в Мордоре этот орел останавливается?

ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ

Есть у игры и минусы, куда ж без них. Во-первых, не то аппаратные мощности были закуплены довольно средние, не то сетевой код подкачал, но первые несколько дней сервера под наплывом желающих постоянно падали и пробиться в Last Epoch было практически невозможно, а пробившись, игроки нередко вылетали с ошибкой при первой же смене локации. Во-вторых, просто отвратительная русская локализация. Тут и несовпадающие термины в описаниях однотипных навыков, и не самый удачный шрифт… В общем, если вы хоть что-то помните из школьного курса английского, играть лучше на нем – сэкономите нервные клетки. В-третьих, и это, пожалуй, самое важное, несмотря на гордое «версия 1.0» в названии, здесь еще хватает контента, который к релизу доделать банально не успели. Ни внятного окончания сюжета, ни ПвП-арены, ни каких-то глобальных целей в Last Epoch на сегодняшний день еще нет. Да, Монолит и подземелья на высоком уровне сложности способны занять на приличное количество часов, но не более того, а дальше останется только качать других персонажей. В-четвертых, уже упомянутая графика, которую никак не назовешь впечатляющей.

Стоит ли играть в свете вышесказанного? Скорее да, чем нет. Геймплей приятен и довольно разнообразен. Не может не радовать и тот факт, что в здешнем магазине за реальную денюжку и в самом деле можно прикупить исключительно не влияющую на игровой процесс косметику. Так что если жанр как таковой вам по душе – Last Epoch можно смело покупать и осваивать. Шансы понравиться у нее очень даже неплохие.

Рейтинг - 8.0

-8