Редко какой ребенок в наше время совсем не пользуется телефоном. Я не имею в виду телефон для связи с родными или для учебы и с целью получения полезной информации на различных учебных сайтах, а скорее я говорю о пользовании телефоном с целью развлечения, игр, просмотра роликов, мультфильмов и прочего материала, не связанного с учебой.
Ну и, конечно, это касается не только школьников, но и деток помладше, а то и вовсе малышей. Сейчас без телефонов - никуда, это все знают.
Но иногда все же встречаются такие родители, которые ограничивают взаимодействие ребенка с телефоном. И это - правильный, мудрый и полезный шаг, хотя бы даже для здоровья самого ребенка (психика, зрение и т.д.)
А еще есть такие родители, которые путают понятия "ограничивать" и "запрещать" (т.е. совсем запрещать!) И запрещают! И не только не дают самому ребенку подходить к телефону ближе чем на 3 метра, но и не разрешают окружающим пользоваться своим(!) телефоном при их ребенке.
И это не шутка
Не шутка, не преувеличение, не попытка кого-то рассердить, а сущая правда, которую не так давно наблюдали мы с коллегами-педагогами у себя на работе в социальном спецучреждении для детей с ОВЗ. А вместе с нами за этим наблюдали и другие родители деток, пребывающих у нас в стационаре на трехнедельном курсе.
Алёша и его мама
Алёша - симпатичный мальчик, 8 лет, ментальные нарушения. Говорящий, сам себя обслуживающий, с простыми тестами - справляется, агрессию - не проявляет, а даже наоборот - ребенок очень чуткий и участливый.
На наших кружковых занятиях ведет себя замечательно, все задания - старается выполнять, с соседями по парте - не конфликтует. А уже после окончания урока, когда дети радостно бегут к мамам в коридор, чтобы отправиться с ними в палату, то Алёша, пожалуй, единственный, кто отворачивается, делает грустнейшее выражение лица и говорит:
- Не хочу к маме. Не хочу в палату. Я лучше тут.
Ну, понятно, что в кружках у нас достаточно интересно, и правила работы в кружках для детей у нас очень мягкие (хочешь - трудись, не хочешь - смотри как другие трудятся, устал работать - посиди отдохни, надоело однообразие - возьми игру с полки, отвлекись ненадолго), детей никто ни к чему не принуждает, разве что когда родители сильно настаивают. А так-то это занятия не образовательные, а досуговые.
Но Алёша также не хочет уходить с довольно серьезных занятий, где нужно потрудиться, попотеть и понапрягаться (например, в кабинете дефектолога или логопеда).
Тут уже точно удивительно!
Как это так? Ведь 99 детей из 100 скорее рвутся с занятий, чтобы выхватить в коридоре у мамы телефон и вернуться к своему любимому развлечению ("телефонному"). А с Алёшей - всё не так. Он до последнего сидит за партой и дорабатывает, дорабатывает свою поделку или рисунок, тянет время, 50 раз по одному месту раскрашивает, только бы в коридор не выходить.
А почему он к телефону не стремится?
А потому что у него с собой нет его. И у мамы - тоже нет Алёшиного телефона, только свой. И, опять же, никто не видел, чтобы она сидела в интернете или слушала музыку. Она только звонила и с кем-то разговаривала, и всё. А Алёша (по крайней мере, при нас, да и при воспитателях тоже) никогда к этому телефону руки не тянул.
То есть, нет у него такой привычки, а пик всеобщей "телефономании" обошел Алёшу стороной? Ай да мама, какая молодец! Интересно, как это у нее получилось: пацан уж до 8 лет дожил и не "подсел" на этот жизненно важный для каждого жителя планеты предмет! Да о ней надо легенды писать и приглашать эту женщину на все семинары по воспитанию подрастающего поколения!
В данном случае это был вовсе не сарказм.
Хотя… интересно, а как же тогда мальчик в школе учится?
Ведь все мы знаем, что огромная часть школьного обучения ну просто повязана на различных платформах, да и чаты с учителями у детей и родителей есть с первого класса.
Но, оказывается, что школу Алёша посещает вместе с мамой, несмотря на то, что он "с головой - дружит", а новые знания получать - ему не в тягость. Как это получилось - нам не говорят. Но, видимо, всё же из-за диагноза (о котором нам тоже не говорят).
Только вот как считает мама Алёши (со слов воспитателя и курирующего психолога, которые вели с мамой беседы):
- Он и так мальчик особенный, а школа - она его испортит совсем! Вы видите, какие сейчас дети и люди? Сколько грехов и грязи кругом! Все уже погрязли и тянутся в пропасть с этими телефонами! А в школе они всей оравой в этих телефонах сидят и друг друга подзадоривают.
И тут нельзя
А однажды, когда мы захотели отправить рисунок Алёши на областной конкурс (онлайн) и попросили у мамы сделать фото (Алёши с рисунком, как требовали условия), мама наотрез отказалась:
- Не позволю никуда, ни в какие онлайны, своего сына отправлять! Вы лучше ЗДЕСЬ его наградите, а в онлайн я категорически против. Потом же будет повод за телефоны браться!
А на объяснения, что тот конкурс организует не наше учреждение, а какой-то фонд, мама ответила, что вообще тогда ничего не надо. А жаль, ведь рисунок был отличный, а Алёша мог вполне получить диплом.
Или так…
Сидят в коридоре дети с родителями на медицинском (не нашем) этаже на диванчиках. Ждут ЛФК, массаж или физиопроцедуры. Ну, разумеется, многие в телефонах сидят.
Так если кто-то из "телефонистов" окажется на диванчике рядом с Алёшей, то мама тут же начинает кричать на человека с телефоном, а уж если это - подросток, находящийся без сопровождения родителя - о, тут она его и гнать в три шеи будет, еще и обзовет вдогонку "балбесом с разжиженными от телефона мозгами".
Опять же, это не шутки! Мне об этом и воспитатели рассказывали, и сами девочки-подростки из стационара, которые непосредственно попадали (с телефонами) под горячую руку маме Алёши. А ведь они вовсе не "балбесы", а две довольно милые и воспитанные девчонки (с "мирными" диагнозами вроде расстройства учебных навыков).
И, сидя у меня на занятии, девочки не могли не поделиться своими впечатлениями о конфликте с мамой Алёши:
- Вы представляете, она нам сказала, что мы этим "пачкаем Алёшкину душу", ха! Она, наверное, немножко ненормальная, да?
- Ну, девчонки, нельзя так грубо говорить о человеке, у каждого свои тараканы. А у этих стен есть уши, так что будьте аккуратнее при разговорах.
И, как только я напомнила о стенах, девочки еще более странные вещи рассказывать начали:
- Про стены - это точно! У них палата через стену от нас. А Алёшина мама по ночам к нам в палату ходит и орёт, чтобы мы телефон выключили.
- Ну, наверное, вы что-нибудь громкое по телефону смотрите или смеетесь, отвечаю девочкам, вот мама и ругается, - говорю девчонкам.
- Нееет, - отвечает одна из девчонок, - мы в чате сидим, и на беззвучке, только вибрация. А маме и это слыхать!
А другая - поддерживает:
- Не думаю, что она от жужжания ругается. Она же орёт не из-за шума, она же нам сказала: "Перестаньте раз…ращать моего ребенка своими телефонами!" А мы же… не смотрим ничего запрещенного.
Ну а я что?
Только лишний раз напомнила им, что по ночам нужно спать, а не в чате сидеть. Ну и о том, что если об этом узнает кое-какая строгая воспитательница, то она может телефоны и забрать на ночь.
В общем…
Как я уже говорила, Алёша - мальчик очень хороший и деятельный. И к детям любого возраста - тянется, хочет вместе играть, общаться.
Но то, что эти ребята попутно еще и с телефонами своими "общаются", является красной тряпкой для мамы Алёши, и она тут же ему запрещает иметь дело с этими товарищами. Будь то "товарищу" 5 лет или 15.
И Алёша большую часть своего нерабочего времени вынужден "тухнуть" в палате, где нет детей с телефонами, а есть только пара книжек, тетради с домашними заданиями и мама, которая всегда чем-то недовольна.
А мы (ВСЕ педагоги кружкового отдела договорились между собой) даже взяли его на дополнительные занятия еще и в чужие подгруппы, пусть и "на голову". Не потому что мама ходила и выбивала (а оно тоже так было), а чтобы честно скрасить досуг Алёше! Кстати, как рассказывают "старожилы", именно с этой целью и создали более 20 лет назад кружковый отдел в учреждении! Чтобы такие как Алёша могли бы заняться чем-нибудь приятным, полезным и… в дружеской обстановке!
А ведь все мы знаем, что обстановка играет ну очень большую роль в развитии ребенка! И, если обстановочка, мягко говоря, не дружеская, а давящая, то развитие - замедляется (даже без "мозгоразжижающего" телефона), а если она - дружеская, то любой будет стремиться стать лучше, чтобы и самому порадоваться, и других порадовать.
А если там будет участвовать и телефон, то его информация, поданная небольшими порциями, будет даже полезна.
Но спорить с мамой Алёши не имею права. Хотя, если честно, что-то жалко Алёшу. И не только мне, но и сотрудникам, и другим детям и мамам тоже. И, кажется, тут не только в телефоне дело…
А Вам, дорогие читатели, всего приятного и в труде, и в отдыхе.