Найти тему
Перо и Пыль Истории

Хуфу и волшебник (и еще 3 египетские сказки от Папируса Весткара)

Оглавление

Сказка о Хуфу и волшебнике из папируса Весткара полна древней атмосферы, магии, пророчеств и чудес, что делает ее увлекательным введением в оригинальную египетскую литературу.

В 1825 году британский авантюрист Генри Весткар купил свиток из папируса в качестве сувенира из своего путешествия в Египет. Заинтригованный иероглифическим текстом и желая узнать, что он в себе содержит, Весткар поручил его перевод немецкому египтологу Рихарду Лепсиусу. Рихард сразу понял, что перед ним не обычный египетский текст. Папирус содержал серию вымышленных и поучительных историй, которые происходили во времена царя Хеопса (Хуфу), примерно за тысячу лет до его создания. Все истории, содержащиеся в свитке папируса, включая историю Хуфу и Волшебника, рассказывают об использовании магии, о пророчествах и чудесах, что делает его увлекательным документом свидетельствующим о различных египетских верованиях и магических знаниях того периода.

Правление Хуфу и папирус Весткара

Фрагмент рельефа со скотом короля Хуфу, Древнее царство, ок. 2550 г. до н. э., через Метрополитен-музей.
Фрагмент рельефа со скотом короля Хуфу, Древнее царство, ок. 2550 г. до н. э., через Метрополитен-музей.

Хуфу был вторым фараоном IV династии египетских царей. Его величайшее достижение - Великая пирамида в Гизе, до сих пор является памятником инженерных знаний и навыков, затраченной рабочей силы, которые могли привлечь древние фараоны Египта. Он правил в середине того периода, что сейчас известен как Золотой век пирамид. Это было время, когда были воздвигнуты некоторые из самых впечатляющих памятников Древнего Египта, и обычно считается периодом расцвета египетской цивилизации.

Статуя короля Хуфу, ок. 2580 г. до н.э., Министерство туризма и древностей Египта.
Статуя короля Хуфу, ок. 2580 г. до н.э., Министерство туризма и древностей Египта.

Известны 3 Хуфу. Первый - "настоящий", настоящий человек/бог, правивший Египтом. Мы мало что знаем о его характере, кроме того, что он построил Великую пирамиду и правил сразу после фараона Снеферу. Затем есть второй Хуфу, который упоминается в отчетах Манефона и Геродота. В их работах Хуфу изображается в негативном свете как хладнокровный тиран, который, не колеблясь, принуждал собственную дочь заниматься проституцией только для того, чтобы получить средства для строительства Пирамиды. Есть все основания сомневаться в таких сведениях. Наконец, третий и последний Хуфу - тот, который изображен на папирусе Весткара. Это был персонаж художественного произведения.

Кем был Генри Весткар?

Копия иератического письма из папируса Весткара, 17-я династия, ок. 1580–1550 гг. До н.э., Старый музей, Берлин.
Копия иератического письма из папируса Весткара, 17-я династия, ок. 1580–1550 гг. До н.э., Старый музей, Берлин.

В Британии Египтомания достигла своего пика в викторианский период. Богатые светские люди постоянно ездили в Египет в поисках сокровищ и загадок. Хотя по большей части им не хватало образования в области археологии или египтологии, иногда они совершали важные открытия, которые изменили наше представление о Древнем Египте.

Сэр Уильям Уайльд, отец Оскара, был одним из таких исследователей и обнаружил тысячи мумий животных. Но еще до того, как королева Виктория взошла на трон в 1837 году, нашлось несколько англичан, заинтересованных в путешествии в далекие экзотические страны. В частности, хобби лондонской элиты, похоже, было коллекционирование малоизвестных египетских папирусов. Хотя никто не знал, о чем они говорят (первые успешные попытки расшифровать египетское письмо были предприняты Жаном-Франсуа Шампольоном в 1822 году), они представляли собой изысканные и экзотические диковинки в кабинетах дворян и врачей.

Семья Генри Весткара дружила с доктором Джоном Ли, юристом и антикваром, который имел в своем распоряжении интересный папирус, но его содержания он не знал. Генри взял на себя задачу отправиться в Египет и попытаться приобрести аналогичный предмет коллекции, что сделать ему было несложно, поскольку то, что мы теперь знаем как папирус Весткара, было предложено ему уличным торговцем. Известен год его приобретения: 1825. После расшифровки иероглифов и стремления наконец узнать, какие скрытые знания содержал его папирус, Весткар передал свиток длиной около 2 метров немецкому египтологу Рихарду Лепсиусу, который приложил огромные усилия для перевода. После смерти Лепсиуса папирус был передан в дар Египетскому музею в Берлине, где и находится по сей день.

История и повествование в Древнем Египте

Изображение Тота в Книге Мертвых, Новое Царство, ок. 1550–1069 гг. До н.э., музей Гарштанг.
Изображение Тота в Книге Мертвых, Новое Царство, ок. 1550–1069 гг. До н.э., музей Гарштанг.

Папирус Весткар, как выяснилось, содержал несколько слабо связанных друг с другом историй, в которых главную роль играл король Хуфу. Однако дата его создания была намного позже смерти Хуфу (около 1782-1570 гг. до н. э.), поэтому очень интересно то, что это художественное произведение, действие которого происходит в далеком прошлом. Вполне возможно, что это первая известная историческая фантастика, а также первый известный магический текст.

Египтяне прекрасно знали свою богатую историю. Они вели учет своих царей, например, как в Абидосском списке. Самый ранний известный список египетских царей содержится в так называемом Палермском камне, артефакте, в котором подробно записаны не только цари и годы их правления, но также важные факты, происходящие каждый год их правления, а также ежегодный уровень разлива реки Нил.

Но настоящая «литература» в Древнем Египте родилась только в Среднем царстве. Развился ряд жанров, включая пророческие тексты, плачи по усопшим, беседы-размышления, апокалиптические тексты, исповедания и, конечно же, повествования об исторических событиях и персонажах. Так обстоит дело и с текстом, написанным на папирусе Весткара, артефакте 13-й династии, в котором рассказываются истории, которые предположительно произошли во время 4-й династии. Главными героями были цари Хуфу, Сахуре и Нефериркаре, а также царский архитектор Имхотеп.

История первая – Магия Имхотепа

Письмо Хеканахт №1, образец египетской литературы Среднего царства 1961–1917 гг. До н.э., Музей Метрополитена.
Письмо Хеканахт №1, образец египетской литературы Среднего царства 1961–1917 гг. До н.э., Музей Метрополитена.

Хотя в тех немногих сохранившихся частях, которые можно прочитать (папирус сильно поврежден в начале и в конце), его имя не упоминается, Имхотеп, по всей вероятности, является главным героем этого первого рассказа. История рассказана с точки зрения одного из сыновей Хуфу, вероятно, Джедефре, и, похоже, рассказывает о том, как царский архитектор Имхотеп совершил для царя какое-то чудо. Затем текст подробно описывает количество и типы подношений, которые царь Хуфу сделал другому царю, Джосеру и Имхотепу. Утверждается, что Хуфу был очень впечатлен мастерством египетской магии или Геки, проявленной Имхотепом, но, к сожалению, ничего не известно об этом чуде.

История вторая – Восковой крокодил

Основание статуи царя Джосера с упоминанием архитектора Имхотепа, Древнее царство, ок. 2300 г. до н.э., через Американский исследовательский центр в Египте.
Основание статуи царя Джосера с упоминанием архитектора Имхотепа, Древнее царство, ок. 2300 г. до н.э., через Американский исследовательский центр в Египте.

Вторая история, также неполная, рассказана с точки зрения другого строителя пирамиды, Хафра. Но хотя он рассказывает эту историю, действие ее происходит во времена правления Небки, а это подразумевает, что короли хорошо разбирались в королевской истории. Один из главных царских священников узнал, что одна из жен Небки закрутила роман с незнакомцем из Мемфиса. И не только, это происходило прямо перед носом правителя, так как, видимо, незнакомец любил купаться бассейне дворца. Священник создал крокодила из воска и поручил помощнику бросить куклу-крокодила в воду, как только тот увидит, что в нее залезает незнакомец. Помощник так и сделал, и при контакте с водой крокодил ожил и поймал человека в ловушку, удерживая его на дне бассейна в течение 7 дней.

По прошествии 7 дней священник сообщил его величеству о случившемся. Небка тотчас же попросил, чтобы человека привели во дворец. Затем священник попросил крокодила выпустить человека, ступив на землю крокодил вернулся в исходное состояние в виде восковой фигуры. Допросив мужчину, Небка решает его судьбу, а также судьбу своей жены. Мужчину должны были съесть крокодилы, а жену отвезти на участок земли к северу от их дворца, где ее сожгли и бросили в реку.

История третья – Бирюзовое ожерелье

Сцена жертвоприношения животных, Среднее царство, ок. 2060 г. до н.э., Хьюстонский музей естествознания.
Сцена жертвоприношения животных, Среднее царство, ок. 2060 г. до н.э., Хьюстонский музей естествознания.

Далее рассказывается более легкая история. Действие происходит во время правления Снефру и рассказывается сыном Хуфу по имени Бауефре. В один день, когда королю стало скучно, его главный священник предложил совершить морскую экскурсию в сопровождении 20 молодых девушек. Однако вскоре прогулка приняла печальный поворот: одна из девушек потеряла свое драгоценное бирюзовое ожерелье в коричневых водах озера, по которому они плыли. Король предложил ей взять из дворца любое количество драгоценностей-заменителей.

Однако именно это ожерелье было слишком важно для девушки, чтобы его можно было просто обменять на другое, и она отказалась возобновлять экскурсию, пока не вернет свое ожерелье. Отчаявшийся король обратился к своему главному жрецу-чтецу, которому пришла в голову идея, заключавшаяся в использовании одного из его лучших магических трюков. Он произнес заклинание, которое «положило одну сторону воды озера поверх другой», обнажив дно озера, где было прекрасно видно ожерелье в форме маленьких рыбок. Священник спокойно прошел по дну озера, нашел потерянное ожерелье и произнес еще одно заклинание, которое вернуло воду в нормальное состояние. Тогда они все могли возрадоваться, и день был спасен.

Четвертая история папируса Весткара – Хуфу и волшебник

Бронзовая статуэтка богини Исиды, кормящей младенца Гора, поздний период, 664–332 гг. До н.э., из музея Гленкэрн.
Бронзовая статуэтка богини Исиды, кормящей младенца Гора, поздний период, 664–332 гг. До н.э., из музея Гленкэрн.

Другой сын Хуфу, Хардедеф, рассказывает 4 историю. Это история, действие которой происходит во времена правления Хуфу. Хардедеф сообщает своему отцу о чудотворце, живущем в земле Египта. Его зовут Джеди, и среди его способностей — есть способности прикреплять отрубленную голову животного, приручать львов и других опасных животных, а также мог знать точное количество тайных комнат в святилище Тота. Король особенно был заинтересован в этом человеке и немедленно приказал доставить его во дворец. Он также заказывает гуся, быка, водоплавающую птицу и преступника, которого собирались обезглавить. Хуфу сначала просит Джеди обезглавить преступника, а затем снова пришить ему голову, но маг отказывается. Однако он совершает этот подвиг с животными, присутствующими в комнате, вызывая трепет у большинства свидетелей.

После этого король спрашивает о святилище Тота, но Джеди отвечает, что короля дезинформировали. Он не знает количества помещений, но знает их местонахождение. Именно тогда история превращается в пророчество, потому что, когда король спрашивает его о точном местонахождении тайных покоев Тота, Джеди снова говорит ему, что не ему рассказывать об этой тайне. Его пророчество таково: в Египте есть женщина по имени Редджедет. Эта женщина родит троих благочестивых мальчиков, которые станут королями. К моменту написания папируса Весткара имена королей уже были известны: это Усеркаф, Сахуре и Нефериркаре. Поскольку Усеркаф был первым царем 5-й династии, обычно считается, что в пророчестве подробно описано, как начнется 5-я династия.

К сожалению, история чудесного рождения трёх царей неполна, так как конец рукописи утерян. Несмотря на это, папирус Весткара и «История Хуфу и волшебника» по сей день считаются одними из лучших и наиболее важных произведений древнеегипетской литературы.

Статьи публикуются ежедневно! Если вам понравилась статья, ставьте пальцы вверх и подписывайтесь на канал!
#history #story #история #рассказы #пирамиды #древность