Сказка о Хуфу и волшебнике из папируса Весткара полна древней атмосферы, магии, пророчеств и чудес, что делает ее увлекательным введением в оригинальную египетскую литературу.
В 1825 году британский авантюрист Генри Весткар купил свиток из папируса в качестве сувенира из своего путешествия в Египет. Заинтригованный иероглифическим текстом и желая узнать, что он в себе содержит, Весткар поручил его перевод немецкому египтологу Рихарду Лепсиусу. Рихард сразу понял, что перед ним не обычный египетский текст. Папирус содержал серию вымышленных и поучительных историй, которые происходили во времена царя Хеопса (Хуфу), примерно за тысячу лет до его создания. Все истории, содержащиеся в свитке папируса, включая историю Хуфу и Волшебника, рассказывают об использовании магии, о пророчествах и чудесах, что делает его увлекательным документом свидетельствующим о различных египетских верованиях и магических знаниях того периода.
Правление Хуфу и папирус Весткара
Хуфу был вторым фараоном IV династии египетских царей. Его величайшее достижение - Великая пирамида в Гизе, до сих пор является памятником инженерных знаний и навыков, затраченной рабочей силы, которые могли привлечь древние фараоны Египта. Он правил в середине того периода, что сейчас известен как Золотой век пирамид. Это было время, когда были воздвигнуты некоторые из самых впечатляющих памятников Древнего Египта, и обычно считается периодом расцвета египетской цивилизации.
Известны 3 Хуфу. Первый - "настоящий", настоящий человек/бог, правивший Египтом. Мы мало что знаем о его характере, кроме того, что он построил Великую пирамиду и правил сразу после фараона Снеферу. Затем есть второй Хуфу, который упоминается в отчетах Манефона и Геродота. В их работах Хуфу изображается в негативном свете как хладнокровный тиран, который, не колеблясь, принуждал собственную дочь заниматься проституцией только для того, чтобы получить средства для строительства Пирамиды. Есть все основания сомневаться в таких сведениях. Наконец, третий и последний Хуфу - тот, который изображен на папирусе Весткара. Это был персонаж художественного произведения.
Кем был Генри Весткар?
В Британии Египтомания достигла своего пика в викторианский период. Богатые светские люди постоянно ездили в Египет в поисках сокровищ и загадок. Хотя по большей части им не хватало образования в области археологии или египтологии, иногда они совершали важные открытия, которые изменили наше представление о Древнем Египте.
Сэр Уильям Уайльд, отец Оскара, был одним из таких исследователей и обнаружил тысячи мумий животных. Но еще до того, как королева Виктория взошла на трон в 1837 году, нашлось несколько англичан, заинтересованных в путешествии в далекие экзотические страны. В частности, хобби лондонской элиты, похоже, было коллекционирование малоизвестных египетских папирусов. Хотя никто не знал, о чем они говорят (первые успешные попытки расшифровать египетское письмо были предприняты Жаном-Франсуа Шампольоном в 1822 году), они представляли собой изысканные и экзотические диковинки в кабинетах дворян и врачей.
Семья Генри Весткара дружила с доктором Джоном Ли, юристом и антикваром, который имел в своем распоряжении интересный папирус, но его содержания он не знал. Генри взял на себя задачу отправиться в Египет и попытаться приобрести аналогичный предмет коллекции, что сделать ему было несложно, поскольку то, что мы теперь знаем как папирус Весткара, было предложено ему уличным торговцем. Известен год его приобретения: 1825. После расшифровки иероглифов и стремления наконец узнать, какие скрытые знания содержал его папирус, Весткар передал свиток длиной около 2 метров немецкому египтологу Рихарду Лепсиусу, который приложил огромные усилия для перевода. После смерти Лепсиуса папирус был передан в дар Египетскому музею в Берлине, где и находится по сей день.
История и повествование в Древнем Египте
Папирус Весткар, как выяснилось, содержал несколько слабо связанных друг с другом историй, в которых главную роль играл король Хуфу. Однако дата его создания была намного позже смерти Хуфу (около 1782-1570 гг. до н. э.), поэтому очень интересно то, что это художественное произведение, действие которого происходит в далеком прошлом. Вполне возможно, что это первая известная историческая фантастика, а также первый известный магический текст.
Египтяне прекрасно знали свою богатую историю. Они вели учет своих царей, например, как в Абидосском списке. Самый ранний известный список египетских царей содержится в так называемом Палермском камне, артефакте, в котором подробно записаны не только цари и годы их правления, но также важные факты, происходящие каждый год их правления, а также ежегодный уровень разлива реки Нил.
Но настоящая «литература» в Древнем Египте родилась только в Среднем царстве. Развился ряд жанров, включая пророческие тексты, плачи по усопшим, беседы-размышления, апокалиптические тексты, исповедания и, конечно же, повествования об исторических событиях и персонажах. Так обстоит дело и с текстом, написанным на папирусе Весткара, артефакте 13-й династии, в котором рассказываются истории, которые предположительно произошли во время 4-й династии. Главными героями были цари Хуфу, Сахуре и Нефериркаре, а также царский архитектор Имхотеп.
История первая – Магия Имхотепа
Хотя в тех немногих сохранившихся частях, которые можно прочитать (папирус сильно поврежден в начале и в конце), его имя не упоминается, Имхотеп, по всей вероятности, является главным героем этого первого рассказа. История рассказана с точки зрения одного из сыновей Хуфу, вероятно, Джедефре, и, похоже, рассказывает о том, как царский архитектор Имхотеп совершил для царя какое-то чудо. Затем текст подробно описывает количество и типы подношений, которые царь Хуфу сделал другому царю, Джосеру и Имхотепу. Утверждается, что Хуфу был очень впечатлен мастерством египетской магии или Геки, проявленной Имхотепом, но, к сожалению, ничего не известно об этом чуде.
История вторая – Восковой крокодил
Вторая история, также неполная, рассказана с точки зрения другого строителя пирамиды, Хафра. Но хотя он рассказывает эту историю, действие ее происходит во времена правления Небки, а это подразумевает, что короли хорошо разбирались в королевской истории. Один из главных царских священников узнал, что одна из жен Небки закрутила роман с незнакомцем из Мемфиса. И не только, это происходило прямо перед носом правителя, так как, видимо, незнакомец любил купаться бассейне дворца. Священник создал крокодила из воска и поручил помощнику бросить куклу-крокодила в воду, как только тот увидит, что в нее залезает незнакомец. Помощник так и сделал, и при контакте с водой крокодил ожил и поймал человека в ловушку, удерживая его на дне бассейна в течение 7 дней.
По прошествии 7 дней священник сообщил его величеству о случившемся. Небка тотчас же попросил, чтобы человека привели во дворец. Затем священник попросил крокодила выпустить человека, ступив на землю крокодил вернулся в исходное состояние в виде восковой фигуры. Допросив мужчину, Небка решает его судьбу, а также судьбу своей жены. Мужчину должны были съесть крокодилы, а жену отвезти на участок земли к северу от их дворца, где ее сожгли и бросили в реку.
История третья – Бирюзовое ожерелье
Далее рассказывается более легкая история. Действие происходит во время правления Снефру и рассказывается сыном Хуфу по имени Бауефре. В один день, когда королю стало скучно, его главный священник предложил совершить морскую экскурсию в сопровождении 20 молодых девушек. Однако вскоре прогулка приняла печальный поворот: одна из девушек потеряла свое драгоценное бирюзовое ожерелье в коричневых водах озера, по которому они плыли. Король предложил ей взять из дворца любое количество драгоценностей-заменителей.
Однако именно это ожерелье было слишком важно для девушки, чтобы его можно было просто обменять на другое, и она отказалась возобновлять экскурсию, пока не вернет свое ожерелье. Отчаявшийся король обратился к своему главному жрецу-чтецу, которому пришла в голову идея, заключавшаяся в использовании одного из его лучших магических трюков. Он произнес заклинание, которое «положило одну сторону воды озера поверх другой», обнажив дно озера, где было прекрасно видно ожерелье в форме маленьких рыбок. Священник спокойно прошел по дну озера, нашел потерянное ожерелье и произнес еще одно заклинание, которое вернуло воду в нормальное состояние. Тогда они все могли возрадоваться, и день был спасен.
Четвертая история папируса Весткара – Хуфу и волшебник
Другой сын Хуфу, Хардедеф, рассказывает 4 историю. Это история, действие которой происходит во времена правления Хуфу. Хардедеф сообщает своему отцу о чудотворце, живущем в земле Египта. Его зовут Джеди, и среди его способностей — есть способности прикреплять отрубленную голову животного, приручать львов и других опасных животных, а также мог знать точное количество тайных комнат в святилище Тота. Король особенно был заинтересован в этом человеке и немедленно приказал доставить его во дворец. Он также заказывает гуся, быка, водоплавающую птицу и преступника, которого собирались обезглавить. Хуфу сначала просит Джеди обезглавить преступника, а затем снова пришить ему голову, но маг отказывается. Однако он совершает этот подвиг с животными, присутствующими в комнате, вызывая трепет у большинства свидетелей.
После этого король спрашивает о святилище Тота, но Джеди отвечает, что короля дезинформировали. Он не знает количества помещений, но знает их местонахождение. Именно тогда история превращается в пророчество, потому что, когда король спрашивает его о точном местонахождении тайных покоев Тота, Джеди снова говорит ему, что не ему рассказывать об этой тайне. Его пророчество таково: в Египте есть женщина по имени Редджедет. Эта женщина родит троих благочестивых мальчиков, которые станут королями. К моменту написания папируса Весткара имена королей уже были известны: это Усеркаф, Сахуре и Нефериркаре. Поскольку Усеркаф был первым царем 5-й династии, обычно считается, что в пророчестве подробно описано, как начнется 5-я династия.
К сожалению, история чудесного рождения трёх царей неполна, так как конец рукописи утерян. Несмотря на это, папирус Весткара и «История Хуфу и волшебника» по сей день считаются одними из лучших и наиболее важных произведений древнеегипетской литературы.
Статьи публикуются ежедневно! Если вам понравилась статья, ставьте пальцы вверх и подписывайтесь на канал!
#history #story #история #рассказы #пирамиды #древность