Представьте, что вы член королевской семьи Европы 17 века. После того, как вы пригласили нескольких друзей на ужин, вам не о чем поговорить. Итак, чем можно развлечь гостей? Хорошей идеей было бы показать им свою кунсткамеру и произвести на них впечатление...
На самом деле Кунсткамера была предшественником современного музея и, как следует из названия, настоящим миром чудес, коллекцией редких древностей и экзотических природных образцов.
В этом примере показан только один вариант использования того, что чаще всего называли Wunderkammer (кому вундервафля вспомнилась?)) или, с английского, кунсткамерой.
Конечно, кабинет был гораздо большим, чем просто средством развлечения сытых гостей. Это также был домодернистский предшественник музея. Фактически, многие из самых известных музеев Европы возникли из кабинетов могущественных монархов.
Так что же это была за кунсткамера и что в ней такого важного? Эта статья ответит на эти вопросы и позволит вам заглянуть в некоторые из самых известных шкафов в истории.
Что такое Кунсткамера?
В Европе XVI и XVII веков был разработан уникальный способ сбора и организации коллекций. Это было kunst- или wunderkammer, что буквально переводится как «комната искусства» или «комната чудес», или, как ее чаще всего называют на английском языке, «кабинет раритетов» . На итальянском полуострове кабинет также назывался studiolo, museo, stanzino или Galleria.
Купцы, аристократы, ученые и другие представители элиты создавали свои собственные кабинеты, наполненные всякого рода диковинками. В отличие от музеев, имеющих научную основу и рациональную коллекционерскую деятельность, кабинет главным образом ставил перед собой задачу накопления коллекций... диковинок.
Зачастую единственное, что объединяло предметы шкафа, — это их редкость. От научных инструментов до предметов старины, от экзотических животных до произведений искусства — шкаф был местом, куда можно было положить все, что угодно, лишь бы оно обладало необходимым «вау-эффектом».
Очень распространенным использованием вундеркамеры было воспроизведение мира в энциклопедической манере. Артефакты использовались для обозначения четырех времен года, месяцев года, континентов или даже отношений между человеком и богом.
В вундеркамере наука, философия, теология и народное воображение гармонично работали вместе, оживляя мировоззрение коллекционера.
Конечно, также возможно, что коллекция может иметь научную направленность, направленную на обучение или поддержку исследований. Однако коллекция всегда была частной инициативой, в отличие от музеев, которые стремятся сделать свои коллекции доступными для публики.
В кабинете человек эпохи Возрождения и Барокко мог определить свое место во вселенной. Воссоздание мира дало уникальный шанс взять на себя контроль над, казалось бы, бессмысленным существованием в хаотическом космосе.
Какие предметы попали в шкаф?
Содержимое шкафа могло сильно различаться в зависимости от коллекционера. Ученый из Амстердама сформировал бы коллекцию, отличную от коллекции британского аристократа .
Важно понимать, что коллекции того времени не были рационально структурированы. Артефакт найдет свое место в коллекции из-за своей уникальности, причудливой природы или способности отражать более широкую идею.
В целом в вундеркамеру попали два типа объектов; naturalia (естественные образцы и существа) и Artificialia (искусственные образцы). Давайте рассмотрим их по отдельности.
Naturalia и Artificalia
Naturalia теоретически включала в себя все, что не было создано или обработано человеком; животные, растения, минералы и все остальное, что можно найти в природе.
Обычными предметами коллекционирования были скелеты зверей и других деформированных или странных существ. Их часто создавали, как скелеты мифических существ, созданных путем слияния разных животных и/или людей. Подкатегорией naturalia была экзотика, включавшая экзотические растения и животных.
Кроме того, многие редкие натуралии были тщательно переработаны в сложные объекты, стирающие границы между естественным и искусственным. Подобные предметы можно считать натуральными или искусственными, в зависимости от коллекционера и шкафа.
Искусственные предметы включали в себя всевозможные предметы старины, произведения искусства, культурные артефакты и т. д. Особой категорией искусственных материалов были научные инструменты, называемые научными . Они были чрезвычайно популярны и считались очень важными. В мире, который еще не так сильно полагался на науку, как мы сегодня, инструменты, способные измерять пространство и время, казались почти волшебными. Эти инструменты также продемонстрировали силу человека и его способность доминировать над природой.
Как выглядел кабинет?
Поначалу кунсткамера могла представлять собой целую комнату, посвященную экспонированию предметов. Однако со временем он стал именно тем, что следует из названия: предметом мебели, предназначенным для хранения и демонстрации коллекций. Они могли стоять отдельно или быть частью более широкой вундеркамеры, состоящей из одной или нескольких комнат.
Конечно, правильного способа спроектировать или организовать кабинет не существовало. Было так много дизайнов кабинетов, как и коллекционеров с разными потребностями и идеологиями.
Во многих случаях шкафы были тщательно продуманы и имели потайные ящики и потайные места. Таким образом они предложили зрителю открыть для себя раритеты, спрятанные внутри мебели. Эти кабинеты были интерактивными и предлагали уникальный опыт, когда любопытство было вознаграждено трепетом и удивлением.
Многие современные музеи начинались как кунсткамеры
К 18 веку шкафы вышли из моды, поскольку музеи набрали обороты. Публичный доступ к музею оказался более важным, чем создание престижной частной коллекции.
Некоторые из самых известных музейных коллекций Европы возникли из кабинетов отдельных коллекционеров. Лучшим примером является первый в мире публичный музей. В 1677 году Элиас Эшмол подарил Оксфордскому университету кабинет раритетов, который он приобрел у Джона Традесканта. В коллекцию вошли древние артефакты, в основном монеты, книги, гравюры, геологические и зоологические образцы. Ашмоловский музей открылся год спустя, сделав кабинет Традесканта доступным для всеобщего обозрения.
Некоторые другие известные музеи со всей Европы, возникшие на базе знаменитых кабинетов, включают:
- Британский музей из коллекции врача Ганса Слоана.
- Первый в России музей, Кунсткамера в Санкт-Петербурге, из Кунсткамеры Петра Великого.
- Галерея Уффици во Флоренции из личной коллекции Козимо Медичи, значительно расширенной его потомками.
- Прадо в Мадриде из кабинета естественной истории Карла III Испании.
- Замок Амбрас в Австрии из Вундеркамеры эрцгерцога Фердинанда II.
- Музей Тейлера в Харлеме из коллекции Питера Тейлера ван дер Хюльста.
- Дейроль в Париже из коллекции Жана-Батиста Дейролля.
Шкаф, содержащий космос
Давайте поближе познакомимся с вундеркамерой габсбургского императора Рудольфа II (1552-1612). Его коллекция хранилась в Пражском Граде, пока после смерти его преемники не разогнали ее.
Огромная коллекция императора была известна по всей Европе, и он знал, как использовать ее для применения мягкой силы.
Вундеркамера Рудольфа состояла из нескольких комнат, наполненных всевозможными диковинками: магическими артефактами, астрономическим оборудованием, таким как небесные глобусы и астролябии, итальянскими картинами, природными образцами и многим другим.
Его натуралии были выставлены в 37 кабинетах, включая знаменитую коллекцию минералов и драгоценных камней. Если были животные, которых он не мог достать, он заменял их картинами.
Что касается его коллекции произведений искусства, то сюда вошли шедевры Альбрехта Дюрера, Тициана, Арчимбольдо, Брейгеля, Веронезе и многих других.
Кабинет Рудольфа был организован энциклопедически с помощью его придворного врача Ансельма Боэция де Будта. С помощью своей коллекции император стремился воссоздать вселенную в миниатюре. Он также позаботился о том, чтобы эта микроскопическая вселенная была сосредоточена вокруг его собственной имперской власти. В результате его коллекция стала не просто инструментом культурной «мягкой силы», но и имперской пропаганды. Обладая этим микрокосмом, Рудольф символически заявлял о своем господстве над реальным миром.
Император также использовал коллекцию, чтобы привлечь к своему двору известных деятелей литературы и искусства, пытаясь представить себя культурным покровителем искусств и наук.
Стоит отметить его большой зверинец экзотических животных и ботанический сад. Кроме того, тигру и льву разрешили свободно бродить по замку.
Современный Кунсткамера
Кунсткамера вышла из моды в эпоху, когда достижения науки вызывали полную реорганизацию европейского идеологического ландшафта.
В то время как кабинет давал возможность взглянуть на то, как отдельный коллекционер видел мир, музей претендовал на рациональное понимание мира, что отражалось в организации его экспонатов.
Таксономия Линнея и эволюция Дарвина стали навязчивой идеей для музеев, которые начали соответствующим образом размещать свои естественные образцы, произведения искусства и даже культурно-исторические объекты. Цивилизации в музее теперь были разделены во времени и пространстве на примитивные и развитые. Природа и человек тоже были прочно разделены.
Ранняя идентичность и методология музея представляют собой проблемное наследие по ряду причин. Часто обсуждаемый вопрос заключается в том, что он завещал колониалистскую и националистическую идеологию, которую музейные коллекции хранят до сих пор. Другая причина заключается в том, что новый способ расстановки коллекций лишил вещи первоначального расположения в шкафу. Это вызвало проблемы происхождения и интерпретации.
Накануне ХХ века кунсткамера вновь стала популярной среди многих хранителей музеев. Некоторые пытались воссоздать кабинеты, чтобы лучше понять коллекцию своего музея. Другие бросили вызов устоявшейся музейной системе экспонирования коллекций. Многие музеи также считали, что, вернув старый дизайн шкафов, они смогут изучить свое собственное происхождение и идентичность, а также решить сложные проблемы.
Во многих отношениях сегодня кунсткамера вновь предстает как привлекательная альтернатива, обещающая восстановить трепет и мистицизм музейного опыта. В эпоху, когда наше внимание и способность производить впечатление сокращаются, шкаф может быть именно тем, чего нам не хватает.
Статьи публикуются ежедневно! Если вам понравилась статья, ставьте пальцы вверх и подписывайтесь на канал!
#history #story #история #рассказы #музей #кунсткамера #диковинки #естествознание #средниевека