Найти тему
В закрома истории

Эпоха массового бродяжничества в США. Когда? Почему? Кто? Часть 1.

Бродяжничество явление глобальное. А как это было в США между 1865 и 1914 годами, то есть между Гражданской и Первой мировой войнами? Давайте посмотрим.

Ролик по статье тут: https://youtu.be/nN-FWatEn2M

«Кто раз поддался соблазну американского бродяжничества, редко бывает в силах освободиться от него. Там за одной далью­ открывается другая голубая даль, там за прериями, горами и потоками, за шумными многомиллионными городами и безмолвными пустынями простираются ледяные области, где шумят снежные бури, и покрытые пышной растительностью земли, осенённые знойным тропическим небом. Неутомимый бродяга привыкает к богатству и смене впечатлений, и жизнь без них теряет для него всякую прелесть.»

Товарный поезд движется по эстакаде. На крыше стоят двое мужчин. США. 1895 г.
Товарный поезд движется по эстакаде. На крыше стоят двое мужчин. США. 1895 г.

Так писал Артур Гайе – немецкий путешественник и писатель. Он знал, о чем пишет, так как бродяжничал по Америке в 1902 – 1907 годах по собственной воле после работы на флоте. Бродягами Америки в юности были издатель, именем которого названа премия в области журналистики Джозеф Пулитцер, классик мировой литературы Джек Лондон.

Вообще, освоение новых территорий, которыми были заняты европейцы с 1492 года в Америках, не предполагало оседлого образа жизни. Кроме того, периодически возникавшие золотые и серебряные лихорадки приводили к перемещению потоков людей в разных направлениях. Но то были перемещения с определенной целью и наличием некоторых средств к существованию, в отличие от бродяжничества, которое преследовалось по закону.

Да и вообще в жизни бродяги Америки было далеко не все так же прекрасно как смена пейзажей, описанная Артуром Гайе.

Но с 60-х годов 19 века и вплоть до Первой мировой войны бродяжничество стало массовым социальным явлением в США. За это время у миллионов людей появился опыт жизни в качестве бродяги. С чем это было связано?

Часть I. Почему и кто?

В этот исторический период американское общество характеризуется глубоким социальным расслоением. В 1890 году 10 % населения – богатейшие люди Америки – контролировали 75 % всего достояния страны.

Обоснованием и оправданием этого служила популярная тогда теория социал-дарвинизма. Законы биологии, открытые Дарвином, эта теория переносит на человеческое общество. Согласно социал-дарвинизму все люди борются за существование друг с другом, что приводит к выживанию «более приспособленных» и к гибели «наименее приспособленных».

Идеи социал-дарвинизма проповедовались с кафедр университетов, в массовой печати. Так, после Гражданской войны человек по имени Рассел Конуэлл - выпускник Йельского университета и священник выступал с лекцией «Бриллиантовые поля». Его идея состояла в том, что разбогатеть может любой, если достаточно постарается, а вокруг лежат «бриллиантовые поля». Он считал, что 98 из 100 богачей честные люди, потому они и богаты, потому им и доверяют деньги, поэтому они и руководят огромными предприятиями. Он говорил, что сочувствует бедным, но число тех кому можно сочувствовать невелико, т.к. большинство господь покарал за их грехи. Говорил, что в США нет ни одного бедняка, который стал таковым ни в силу своих собственных недостатков.

Поскольку здесь идет речь о наибеднейших из бедных американцев давайте посмотрим, что же все-таки выгоняло людей на Дорогу, и откуда брались те недостатки, жертвами которых они, по утверждению Конуэлла, были.

В США того времени можно выделить несколько групп бродяг, первая из них – Бродяги войны. Их появление связано с окончанием Гражданской войны между Севером и Югом.

Прежде всего – это бродяги-вольноотпущенники. После Гражданской войны рабы были формально освобождены, но земли им не дали, они искали работу, многие были разлучены с семьями и искали их, пытаясь воссоединиться. Передвигаться приходилось как придется, денег не было. Но экономике Юга нужен был даровой труд, и бывшие рабовладельцы принимали так называемые «Черные кодексы», которые контролировали передвижение вольноотпущенников. Отличительной чертой «Черных кодексов» был закон о бродяжничестве, позволяющий властям арестовывать освобожденных рабов за мелкие проступки, под предлогом бродяжничества. Американский закон о бродяжничестве превращал «отсутствие видимых средств поддержки» в проступок, который использовался как предлог для заключения под стражу. Бродяг отправляли на принудительные работы. Заключенные, как черные, так и белые, становились заменой рабов.

Вторая часть бродяг войны -это бродяги- демобилизованные. Ряды вынужденных бродяг наряду с бывшими рабами пополняли и их освободители - демобилизованные солдаты, которым государство не стало оплачивать проезд домой, предоставив им разбираться с этим самостоятельно. Распущенные по домам военные оказались на улице, искали работу. Их не спешили снова брать на производство, их места во время войны заняли женщины и подростки, которым платили существенно меньше. В июне 1865 года одна из газет писала: «Как и следовало ожидать солдаты, вернувшиеся с фронта, уже заполнили улицы в поисках работы.» Как раз таким бродягой, возвращающимся с войны и был венгерский иммигрант и демобилизованный солдат Пулитцер.

Однако, последствия войны – это только одна из причин массового развития, можно сказать «взлета» бродяжничества в США второй половины 19 века. Главным представителем мира бродяг тогда был не бродяга войны, а «Экономический бродяга» - назовем его так.

Период с 1865 по 1914 год – это период величайшего рывка в экономическом развитии США. Строятся железные дороги, повсеместно используется паровая тяга, машинизируется сельское хозяйство, появляется электричество, растут города. И парадоксальным образом растет бродяжничество.

Во-первых, появляются иммигранты – бродяги.

Группа итальянских иммигрантов, о.Эллис, 1905 г.
Группа итальянских иммигрантов, о.Эллис, 1905 г.

Для того, чтобы промышленность развивалась, нужен был приток людей, способных выполнять изнурительную, вредную для здоровья и опасную для жизни работу, на которую не хватало местных жителей. Ряды рабочей силы пополнялись иммигрантами из стран Южной и Восточной Европы – итальянцами, русскими, евреями, греками и выходцами из Китая.

Примером служит сооружение к 1869 г. первой трансконтинентальной железной дороги, которая пересекла страну от Атлантического до Тихого океана. Строили магистраль 3 000 ирландцев и 10 000 китайцев, получавшие 1-2 доллара в день. И это были относительно хорошие деньги, в прачечных тогда получали 2-3 доллара в неделю.

В 80-х годах в Америку прибыло 5,5 млн. иммигрантов, в 90-е – 4 млн. Многие из них в поисках работы вынуждены были передвигаться вглубь страны. Эти люди были гораздо беднее местных жителей, они не знали языка и соглашались работать практически за любые деньги, их часто использовали в качестве штрейкбрехеров при забастовках для давления на рабочих.

Новые иммигранты работали на самых тяжелых и грязных работах в каменоломнях, горнорудных шахтах, рыли канавы. Часто подрядчики ввозили их специально в массовом порядке для конкретных работ. Часто их обманывали с местом работы. Так одного итальянца с товарищами вместо работы на железной дороге в Коннектикуте (северо-востоке США) перевезли на сульфатные шахты Юга. Там работники жили в бараках под вооруженной охраной, а денег едва хватало на еду. Вместе с другими рабочими этот обманутый итальянец решил бежать. Их схватили и под угрозой оружия предложили либо продолжить работать, либо умереть. Когда беглецы отказались работать, их привезли к судье, заковали в кандалы и отпустили только через пять месяцев работ. Вот что рассказывал тот итальянец: «Мои товарищи поехали поездом в Нью-Йорк. У меня был лишь один доллар, и ни зная ни страну, ни язык, мне пришлось идти туда пешком. Спустя 42 дня, в конце концов, я добрался до города совершенно изможденным.»

Говоря об экономических бродягах конечно же нужно выделить рабочих – бродяг.

Стекольный завод  в Индиане. Фото на рубеже 19-20 веков.
Стекольный завод в Индиане. Фото на рубеже 19-20 веков.

Американцам не в первом поколении приходилось также тяжко. Периодические экономические кризисы 1873, 1893, 1907 годов, являющиеся неизбежностью экономического хаоса капитализма, влияли на всех и вносили свою лепту в увеличение количества бродяг. В периоды экономического роста рабочие, что местные, что вновь прибывшие, подвергались нещадной эксплуатации, а в периоды спада выбрасывались на улицу.

Так, в результате кризиса 1873 г. 5 тысяч компаний закрылись, а их работники оказались на улице. Депрессия продолжалась в течении 70-х годов. В первые три месяца 1874 г. около 90 000 рабочих, из них более половины женщины были вынуждены ночевать в полицейских участках Нью-Йорка. Этих людей называли «барабанами», поскольку они имели право провести одну или две ночи в месяц в любом участке, дальше им приходилось «вертеться».

В 1893 г. – снова крупнейший экономический кризис в истории страны. Вроде и производство растет, но низкие зарплаты большинства людей не дают возможности воспользоваться благами, произведенными их же руками. Из общего числа занятых в 15 млн. человек, 3 млн. остались без работы. Ни одно из правительств штатов не приняло решения об оказании помощи. По некоторым данным в Чикаго насчитывалось около 200 000 безработных. Каждую ночь на полу и пролетах муниципалитетов и полицейских участков снова, как и в 1873 г. устраивались на ночлег бездомные.

Конечно же, каждый экономический кризис увеличивал количество бродяг. Люди шли, ехали на поездах «зайцами» в поисках работы. Некоторых такая вольная жизнь затягивала, они не могли с ней расстаться, и они превращались в настоящих бродяг, жителей Хобо Лэнда.

Но многие становились бродягами по той причине, что их в буквальном смысле слова пугала сама мысль возвратиться в беспросветный кошмар трудового дня. Чтобы понять этих людей нужно знать, что в нечеловеческих условиях трудились не только рабочие иммигранты, о чем уже говорилось ранее.

Большинство рабочих трудилось по 10-12 часов в день шесть дней в неделю при ставке 20-30 центов в час, еле сводя концы с концами. Были отрасли, где выходные не предусматривались, а рабочий день мог доходить до 20 часов в день.

Условия труда большинства рабочих были тяжелыми: промышленные предприятия нередко ютились в малоприспособленных помещениях, отсутствовала техника безопасности, не соблюдались санитарные условия. Тяжелой была и система надомного труда. Такую работу выполняли многие иммигранты в крупных промышленных городах США.

Большинство же тех рабочих, у которых было где жить, жили в чудовищных условиях перенаселенных неблагоустроенных городов. Люди ютились в 4-8-этажных многоквартирных домах практически без всяких удобств. Квартиры были без ванных, канализации и прочих благ цивилизации. Вообще, до конца XIX века города страдали от недостаточного водоснабжения и отсутствия канализации.

Девочку моют и одновременно стирают белье. Фото на рубеже 19-20 вв.
Девочку моют и одновременно стирают белье. Фото на рубеже 19-20 вв.

В большинстве штатов не существовало охраны труда. Вследствие этого сотни рабочих гибли или получали увечья на заводах и железных дорогах, на стройках и в шахтах. В конце своего путешествия по Америке, в 1907 году, когда начался новый экономический кризис, Артур Гайе смог найти работу только на сталелитейном заводе, который рабочие называли «последняя ставка», так как туда шли те, кому совершенно не на что было рассчитывать. Принадлежал этот завод из воспоминаний Артура Гайе одному из богатейших магнатов и филантропу Эндрю Карнеги. И вот как Артур Гайе свою описывает работ на том заводе:

«Хитро продуманная контрольно-поощрительная система выжимала последний пот из рабочих… Наличные деньги никогда не попадали нам в руки, наш скудный заработок нам выплачивали в бонах. На них мы закупали все необходимое в заводских магазинах, что было крайне выгодно для Карнеги. Ими же мы оплачивали и помещения в грязных бараках, причем Карнеги опять-таки наживался. За малейшую неисполнительность или строптивость с нас взимали денежный штраф, опять-таки обогащавший Карнеги.

Больных немедленно увольняли. Забастовавшие рабочие избивались и выгонялись из бараков сыскной полицией, состоявшей на службе у завода. Если доведенная до отчаяния кучка несчастных рабочих пыталась сопротивляться, в нее стреляли.

Никаких мер охраны труда не существовало. В моем отделении в течении трех месяцев в пудлинговых печах погибли четырнадцать человек; искалеченных я не сосчитал. Ежегодно стальные заводы Карнеги покидают тысячи калек, убитые насчитываются сотнями….

Весь мир знает о миллионах, даруемых благотворительным учреждениям, но он не знает, как эти миллионы добываются.»

Фонд Эндрю Карнеги существует до сих пор.

Вернуться в этот ужас никто не хотел и многие уходили в «свободное плавание» - становились бродягами.

Особая группа – это Бродяги-дети. Дети рабочих были вынуждены работать часто наравне с родителями, чтобы помочь выжить семье. Работали они в тех же ужасных условиях, что и взрослые.

Дети-шахтеры в Пенсильвании. Фото на рубеже 19-20 веков.
Дети-шахтеры в Пенсильвании. Фото на рубеже 19-20 веков.

Так, женщина-врач из г. Лоренс (Канзас) Элизабет Шапли писала о работниках фабрик по производству шерстяных тканей «American Woolen Company» (Американ вулен компани): «Значительное число мальчиков и девочек умирает в течении первых двух-трех лет со дня начала работы…36 из каждых 100 мужчин и женщин, которые трудятся на фабрике не доживают до 25 лет или умирают лишь, достигнув этого возраста.» В начале 20 века дети работали на текстильных фабриках по 60 часов в неделю.

Поскольку рабочий день был очень длинен между членами семьи часто возникало отчуждение. Гладильщик брюк Моррис Розенфельд написал стихотворение «Мой мальчик», которое часто перепечатывали и декламировали:

Есть дома мальчик у меня,

Сынок мой дорогой.

В нём вера и любовь моя,

И целый мир земной.

В труде с рассвета спину гну,

Кончаю с темнотой:

Чужой я сыну своему,

И мне он как чужой.

Дети таких городских работяг часто и сами работали на фабриках, на улицах, как помощники уличных музыкантов, городских нищих, чистильщики обуви, торговали в разнос всякой мелочью, а уличные продавцы газет – это в большинстве случаев мальчишки, которые практически не жили дома или у них не было дома. Само слово «газетчик» было не обращением к человеку, продающему газеты, но было обозначением для любого ребенка мальчика или девочки, которым приходилось выживать на улице.

Три часа ночи в офисе газеты "Сан". Мальчишки-газетчики спят на полу.
Три часа ночи в офисе газеты "Сан". Мальчишки-газетчики спят на полу.

Часто их можно было найти ночующими на паровых решетках, которые они называли железными кроватями. Они общались с приезжими бродягами, которые описывали им вольную жизнь в Дороге совершенно не похожую на тот беспросветный мрак, в котором жили те дети. И они уходили в Дорогу либо как сподручные взрослых бродяг, (детям лучше подавали), либо убегали в самостоятельное путешествие.

Крайне бедные, в основном иммигрантские семьи, отправляли детей на улицу, чтобы выжить или сдавали детей на прокат взрослым нищим, чтобы вызвать больше сочувствия. В некоторых городах были целые биржи или можно сказать невольничьи рынки, где нищие матери сдавали своих детей на прокат профессиональным нищим.

Другие дети уходили на дорогу в поисках приключений, из-за желания увидеть этот мир своими глазами - это уже дети постарше. Иногда один и тот же паренек появлялся несколько лет подряд на Дороге на несколько недель в году. Взрослые бродяги считали, что эти ребята одержимы «железнодорожной лихорадкой» или жаждой странствий. Они хотят выйти в мир, увидеть его и в определенные периоды желание настолько сильно, а дорога настолько удобна, что они просто не могут устоять перед искушением исследовать ее. Нескольких недель обычно хватает, чтобы охладить их пыл, и тогда они бегут домой так же поспешно, как и уехали, чтобы вернуться на Дорогу снова, когда нахлынет новая жажда приключений. Но как правило такие дети из очень бедных или неблагополучных семей и жизнь дома для них тяжелее, чем жизнь в бродяжничестве. Поэтому часто у них наступает переломный момент, когда они окончательно покидают семью и страсть к путешествиям становится хронической.

Были дети, заманенные в Хобо Лэнд. Правда, и они в какой-то мере охвачены этой самой страстью к путешествиям, и без этого бродяге невозможно было бы воздействовать на них. Бродяга останавливался в каком-нибудь городе на несколько часов, рассказывал истории Дороги и сманивал какого-нибудь мальчика с собой в Дорогу. Этих мальчиков называли «прошунами» – они помогали взрослым бродягам выпрашивать деньги и жили практически в состоянии добровольных рабов, обязанных выполнять все задания своего хозяина. Потом они вырастали и сами заводили себе таких «прошунов».

Разумеется, эти пять источников бродяжничества: бывшие рабы, демобилизованные солдаты, иммигранты, рабочие, дети; и те социально-экономические причины, обозначенные здесь, не абсолютно исчерпывающий список, а лишь базовый каркас, который можно расширять и усложнять.

Здесь я не говорю о разоряющихся фермерах, о законе о гомстедах, о закрытии фронтира в 1890 году и других причинах, внесших свою лепту в распространенность бродяжничества.

Тем не менее ясно, что на Дорогу бродяжничества людей толкала не какая-то абстрактная личная испорченность согласно теории социал-дарвинизма, а вполне объективные социально-экономические причины.

Это была первая часть рассказа об эпохе массового бродяжничества в США.

Перейдите по ссылке на вторую часть и вы узнаете как бродяжничали.

Некоторые использованные источники:

1. «История США» в 4-х томах. Тт. 1-2. Глав. ред. Севастьянов Г.Н. Москва, 1985 2. Артур Гайе «Дорога приключений» (Сборник «Сафари»), Москва, 1995 г.

https://royallib.com/book/gaye_artur/safari.html?ysclid=ltbhy3614m35281492

3. Байер А. Окобок П. «Изгнание: бродяжничество и бездомность в глобальной и исторической перспективе», Огайо, 2008 г.

https://www.jstor.org/stable/j.ctt1rfsq2g

4. Макинерни Д. «США. История страны» , 2009 г.

https://archive.org/details/rita_mail9_land_2009

5. Вард Г. «История США». Подробный справочник по истории, Москва, 2009 г.

6. Зинн Г. «Американская империя. С 1492 года до наших дней», Москва, 2014 г.

7. Костылева А.С. — Социально-экономические факторы возникновения

преступности в среде «новой» иммиграции в США (конец XIX – начало XX в.) // Исторический журнал: научные исследования. – 2020. – № 4.

https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-ekonomicheskie-faktory-vozniknoveniya-prestupnosti-v-srede-novoy-immigratsii-v-ssha-konets-xix-nachalo-xx-v?ysclid=ltbh9u2xva512447942

8. https://web.archive.org/web/20100617154529/http://xroads.virginia.edu/~MA01/white/hobo/firstpage.html

9. Жозефина Каннистра. «Выселение: обращение с бродячими детьми в Америке 19 века», Портленд , 2022 г.