Обычно считается - и вполне справедливо - что в полевом сражении, ведущемся строй на строй, плотная коробка на такую же плотную коробку, места фехтованию нет. Точнее, не то чтобы совсем нет - оно там просто упрощено до предела: отбей-коли-руби-отбей. Порядок бьет класс, строй среднеобученных обыкновенно побивает разрозненную толпу, хоть даже состоящую сплошь из "докторов фехтования" (без шуток, был в эпоху Возрождения такой титул у выдающихся мечников).
Но есть, как говорится, нюанс. Даже не один, просто сегодня мы поговорим только про один...)
Не считая боев "куча на кучу", без строя, обыкновенно превращающихся во множество разрозненных поединков (как было у кельтов, японцев до XV-XVI века, и т.п.), есть как минимум один часто встречающийся вариант боя, когда тебе могут помочь только навыки фехтования. И ничего больше - разве что хорошие доспехи...
Это - штурм вагенбурга. Гуляй-города. Или иного подобного укрепления.
Неожиданно, да? А вы знаете, как этот штурм проходил, если у штурмующих не было пушек или хотя бы тяжелых мушкетов, с успехом игравших на средней дистанции роль малокалиберных "противодотовых" орудий?
Растаскивать связанные вместе телеги (и рогатки, если они тоже есть) руками!
А больше нечем. Разве что крымские татары, будучи всадниками, пытались иногда делать это крюками, зацепленными на длинной веревке за седло. Но это если такие крюки были, да и веревку обрубить несложно...
Так, например, при Молодях, 2 августа, они пытались растащить телеги гуляй-города вручную, но не повезло, не повезло...
«тотаровя пришли к гуляю и изымалися у города за стену руками; и тут многих тотар побили и руки пообсекли бесчисленно много»
(с) Буганов В. И. Повесть о победе над крымскими татарами в 1572 г.
А под Корсунем они пытались растащить рогатки именно крюками. Посошков:
«татары, приезжая к рогаткам, хватают крюками за рогатки и разволакивают, а иные и саблями их рубят»
Рогатки здесь - это вот эти деревянные "ежи", как здесь на реконструкции:
Кстати, самый древний из известных мне случаев применения вагенбурга или гуляй-города - это в Северной Индии, во время похода туда Александра Македонского.
Квинт Эппий Флавий Арриан. знаменитый римский военный историк, в "Походе Александра" писал:
Когда Александр получил это донесение, он стремительно пошел на кафеев. Двинувшись от Гидраота, он на второй день подошел к городу по имени Пимпрамы. Здешнее индийское племя называлось адраистами. Они добровольно покорились Александру. Александр дал своим воинам отдохнуть следующий день, а на третий подошел к Сангалам. Кафеи и соседи их, объединившиеся с ними, расположились перед городом на холме, который был обрывист не со всех сторон. Вокруг холма они поставили телеги и внутри устроили свой лагерь: он находился внутри тройного ряда телег. Александр поглядел на толпу варваров, на характер места и построил свое войско в таком порядке, какой в данных обстоятельствах он счел наилучшим. Конных лучников он сразу же с ходу выслал на врага и приказал им ездить взад и вперед вдоль лагеря, засыпая индов стрелами, чтобы они не могли сделать вылазки прежде, чем у него будет построено войско, и чтобы еще до начала битвы внутри укрепления у них оказались раненые, На правом крыле он поставил агему всадников и гиппархию Клита, рядом с ними щитоносцев, а за ними агриан. На левом крыле у него стоял Пердикка со своей гиппархией и отрядами пехотинцев-«друзей». На каждом крыле находились лучники; отряд их он разделил пополам. Пока он расставлял войско, прибыли пехотинцы и всадники из охраны, прикрывавшей войско сзади. Всадников он разделил и поставил на обоих флангах, а подошедшие пехотинцы дали ему возможность построить фалангу плотнее. Взяв конницу, выстроившуюся на правом крыле, он повел ее на телеги, стоявшие у индов на левой стороне: он рассчитывал, что дорога здесь лучше и телеги стоят не так плотно одна к другой.
Конница подошла, но инды не выбежали из-за своих телег, а, взобравшись на них, стали сверху осыпать стрелами всадников. Александр увидел, что конница тут ничего не сделает, соскочил с лошади и повел своих пехотинцев, сам спешившись. С первого ряда телег македонцы без труда сбили индов, но индам, выстроившимся перед вторым рядом, отбросить врага было легче: они составили меньший, но более плотный круг, а у македонцев не было простора развернуться: им приходилось оттаскивать телеги первого ряда и идти на врага в образовавшиеся промежутки как кому придется, в полном беспорядке. Все-таки македонская пехота оттеснила индов и отсюда. У третьего ряда телег они не остались, а во всю мочь кинулись в город и там заперлись. Александр в этот же день расположил свою пехоту лагерем вокруг города, охватив его на таком пространстве, на какое хватило фаланги. Целиком опоясать лагерем стену, протянувшуюся на большое расстояние, было невозможно. В промежутке, неподалеку от стены, находилось озеро, и он расставил вокруг этого озера своих всадников. Он узнал, что озеро неглубокое, и предполагал, что инды, устрашенные недавним поражением, ночью покинут город. Случилось так, как он предполагал. Около второй ночной стражи они высыпали из-за стен, и большинство наткнулось на передовые конные посты. Вышедших первыми перебили всадники; те, которые шли следом, поняли, что вокруг всего озера стоит стража, и вернулись обратно в город.
Обратите внимание - опять "Растаскивать телеги руками". А чем еще и как еще? Слонов у Александра тогда еще не было...)
А при чем же здесь фехтование, спросите вы? А при том, что в этом случае строевой бой волей-неволей превращается в рассыпной. Чтобы растащить телеги, необходимо, чтобы часть атакующих была занята только этим. Особенно если нужно еще рубить канаты (а если нет топоров - это непросто) или разламывать крепления цепей. Ибо цепи, конечно, металлические - а вот к возам крепятся деревянным...))
И процентная раскладка получается такая - не меньше 2 человек, растаскивающих телеги, на 2 - их прикрывающих. Потому что более плотной кучей действовать сложно, большее количество прикрывающих (в соотношении со своими растаскивающими) будет скорее мешать растаскивать телеги, чем помогать.
Человек, рубящий канат мечом и пытающийся вытолкнуть телегу (нагруженную, кстати) из строя - крайне уязвим для всего. Особенно для того, кто на этой телеге в данный момент стоит и тычет в него сверху вниз копьем или дубасит палицей. Поэтому его надо защищать. Если не от стрел (щитом), то как минимум от врагов с холодным оружием, в ближнем бою.
А строя нет. И единственное, что ты можешь, прикрывая товарищей - это вертеться бешеным кабаном, отчаянно размахивая мечом-саблей-булавой-что-там-у-тебя-есть. Длинная пехотная пика, особенно македонская сарисса (в случае с приведенным выше боем Александра против кафеев) тем более ничем тебе не поможет.
Единственное, что может помочь - умение правильно двигаться и развитые навыки боя в одиночку.
То есть - фехтование, как оно есть.