Недавно полиция ФРГ арестовала, наверное, последнего из бойцов RAF (Rote Armee Fraktion) Даниэлу Клетте, больше 30 лет находившуюся на нелегальном положении. В связи с тем, что сегодня не все знают о том, что это была за «Фракция Красной Армии», предлагаем краткую историческую справку.
Партизаны из ФРГ
Даниэла Клетте с середины 1970-х годов участвовала в мирном движении протеста против НАТО в ФРГ. Безрезультатно. И тогда девушка вступила во «Фракцию Красной Армии». Сегодня Даниэла обвиняется в ряде вооруженных акций, в том числе и в нападении на посольство США в Бонне в 1991 году.
О немецкой «Красной Армии» я впервые услышал в ГДР, где еще стояла тогда Советская Армия. Наши телеприемники ловили не только программы «первого немецкого государства рабочих и крестьян», но и ТВ враждебной ФРГ. Там-то я впервые и увидел репортажи о РАФ: сцены штурма их убежищ, арестованных подпольщиков, объявления о розыске. И меня, как и многих молодых советских людей, тогда поразило – что же это за «Красная Армия» такая? Кругом – общество потребления, между социализмом и капитализмом – мир и дружба. А тут какие-то юноши и девушки на вполне себе благополучном Западе вдруг берутся за оружие?
Леворадикальная вооруженная группировка «Фракция Красной Армии» была создана в 1968-70 годах бывшими участниками мирного молодежного движения протеста. В 1968 году волна левого бунтарства, вызванного агрессией США во Вьетнаме и общим кризисом капитализма, бросила серьезный вызов истеблишменту во Франции, ФРГ, Италии, США. Однако умеренные компартии и давно утратившие революционность профсоюзы не поддержали восстание студенчества и молодежи, и оно захлебнулось.
В СССР также, и не без определенных оснований, критиковали «ультралевых», мешавших своими выходками довольно возрастным советским руководителям выстраивать мирные отношения с Западом. Впрочем, и до того, как верхушка КПСС аля Горбачев капитулирует окончательно, реставрирует капитализм и сдаст страну врагам, оставалось совсем немного.
Но тогда, в 1970-х годах, наиболее радикальная часть участников протестов решила сделать «большой прыжок» - к мировой революции. РАФ потому и стала называться «фракцией», что считала себя одним из отрядов «Мировой Красной Армии».
Денацификация и деколонизация
При этом надо понять, что ФРГ 60-70-х годов – это даже не сегодняшняя либеральная Германия. Реакционные, крайне правые силы тогда там были повсюду. Так, сигналами к созданию РАФ стало убийство мирного демонстранта против визита иранского шаха (1967) и покушение неонацистов на лидера студенческого движения Руди Дучке (1968). Насилие немецких полицаев и неофашистов и вынудило вчерашних искренних пацифистов взяться за «вальтеры» и «хеклер-кохи».
Настоящая денацификация была одним из главных лозунгов немецких «красноармейцев». В немецкой элите было полно выходцев из нацистского «Третьего Рейха». В частности, похищенный «рафовцами» председатель Союза промышленников ФРГ Ханнс Мартин Шлейер был в прошлом офицером СС, заведовавший награбленным имуществом. Шлейер был убит сразу после того, как в тюрьме Штамхайм якобы «покончили с собой», а на самом деле были тайно казнены без суда и следствия, лидеры «Красной Армии» Андреас Баадер, Гудрун Энсслин и Ян-Карл Распе.
В Западной Германии в отношении коммунистов был установлен репрессивный режим: Компартия Германии была запрещена, а в отношении людей с последовательно левыми взглядами действовал закон о запрете на профессии (1972). Большое количество немецких полицейских и военных Бундесвера сочувствовали поднимавшему голову неофашистскому движению.
Антиимпериализм был еще одним из главных постулатов немецкой «Красной Армии». ФРГ являлась основным плацдармом для удара НАТО по социалистическим странам на востоке. Тут стояли наготове ударные соединения 7-й армии США, главного американского военного контингента, нацеленного на СССР. Случайно или нет, но первая бомбовая атака «Фракции Красной Армии» была направлена на штаб-квартиру армии США в ФРГ во Франкфурте-на-Майне (1971). В 1972 году РАФ произвела два взрыва в офицерских клубах 5-го корпуса армии США во Франкфурте-на-Майне и один взрыв – в штабе американской 7-й армии в Гейдельберге. В 1981 году бойцы РАФ атаковали базу ВВС США в Рамштайне и совершили покушение на командующего Сухопутными силами в Европе американского генерала Крезена. В 1985 году была взорвана американская база во Франкфурте.
Характерно, что нынешняя председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен в конце 70-годов вынуждена была даже скрываться от реальной или мнимой угрозы со стороны РАФ в Великобритании.
Солидарность с борющимися народами глобального Юга была еще одним из важнейших постулатов Rote Armee Fraktion. При этом идеологию РАФ нельзя было отнести к классическим видам левачества: маоизму, троцкизму или анархизму. Официально «Фракция Красной Армии» опиралась на марксизм-ленинизм. Несомненное влияние на нее оказали также идеи «новых левых» и неомарксизм Франкфуртской школы, сочетавшиеся с элементами маоизма. Но более всего немецкие «красноармейцы» вдохновлялись практическим опытом латиноамериканских революционеров – победоносной партизанской войны («герильи») на Кубе, в Никарагуа, Уругвае, Бразилии, а также опытом партизан Палестины, Вьетнама, Китая и некоторых других стран. С рядом палестинских организаций немецкие вооруженные подпольщики из «Фракции Красной Армии» проводили совместные боевые операции.
«Рафовцы» могли рассматривать себя и частью национально-освободительной борьбы на немецкой земле, оккупированной американским империализмом. Практику борьбы в странах «Третьего мира» РАФ пыталась перенести в «бетонные джунгли» городов метрополии, развернув там «городскую герилью». Но как показывает история и РАФ, и итальянских «Красных Бригад», и французского «Аксьон директ», - в сложившихся условиях это закончилось поражением.
Несмотря на жесткую критику РАФ ревизионистской политики государств Восточного блока и весьма спорную тактику, на последнем этапе существования этой организации гэдэровская «Штази» (Министерство государственной безопасности ГДР) установила контакты с западногерманской «Красной Армией». Вероятно, боевые группы РАФ рассматривались как потенциальные диверсанты и разведчики в случае конфликта с НАТО. Возможно, были и другие причины. Часть бойцов «Фракции Красной Армии» также нашли убежище на территории ГДР.
РАФ официально заявила о прекращении своей деятельности в 1998 году. За это время погибло 26 бойцов «Фракции Красной Армии» и близким к ним «Движения 2 июня» и «Революционных ячеек». Последняя акция, приписываемая РАФ, была совершена в 2015 году.
Молодежь – решающий резерв
Сегодня все это уже в прошлом. А что из этого актуально для нас в настоящее время? Советское руководство того времени не захотело использовать энергию революционной молодежи Запада, стремясь и надеясь на партнерство с капиталистами. Но долговременный мир между двумя системами невозможен, что вскоре и подтвердилось. И в 1991 году, и сейчас.
Зато Запад и наши «перестройщики» и либералы использовали нонконформисткие настроения молодежи в СССР «по полной». Сделать это было несложно – поздний комсомол представлял из себя унылое зрелище, где процветал формализм, бюрократизм и показуха. А ведь все могло быть по-другому. И романтика борьбы против колониализма и империализма могла бы вдохновить многих молодых людей на поддержу и подлинное обновление социализма, удержать их от перехода в лагерь либералов и националистов, курируемый западными спецслужбами.
И есть большие опасения, что эта история может повториться.
P.S. Деятельность РАФ широко отражена в культуре, ей посвящено множество фильмов. Члены «Фракции Красной Армии» фигурируют и в клипе культовой группы «Рамштайн» на песню «Дойчланд».
Георгий Ободритов