Найти тему

Поезд 003/004 "Кавказ". Ах, какую конфетку можно было бы сделать! Начинаем обзор именных поездов

Сколько уж писано-переписано про корпоративные цвета РЖД. Отчасти их стремление сделать всё в едином стиле похвально. Понятно, что это и экономично. Это позволяет относительно легко менять вагоны в составах взамен вышедших из строя на определенное время. Да и понятно, что то, как поезд выглядит снаружи, видно лишь в течение 5 минут перед посадкой, а затем на станциях с длительной стоянкой, где пассажиры выходят немного размяться. Но... Вот как театр начинается с вешалки, так и путешествие начинается нередко с поезда. Ну ведь не просто же так РЖД дает поездам имена, если можно так выразиться. Ведь видят же они в этом смысл?! Какую "картинку" можно было бы сделать при современных полиграфических и цифровых технологиях!!! И вот, начиная цикл публикаций про легендарные именные составы, мне хотелось бы не просто их описать, но пофантазировать, как можно было бы сделать их намного более запоминающимися.

Долго думал, в какой последовательности начать их описывать, и решил стартовать с любимого поезда моей мамы, которым она добирается на курорт, который, как она считает, реально ей очень помогает. № 003/004 Москва - Кисловодск - "Кавказ". Ей он подходит просто идеально с учетом стыковки с составом, которым она прибывает из Иркутска в Москву рано-рано утром. И в Кисловодск он прибывает тоже удобнее прямого Иркутск-Кисловодск - рано утром при утреннем же заселении в санаторий. Теряется минимум оздоровительной программы. Всё-таки люди же едут отдыхать и лечиться!

Маршрут следования хорошо известен всем любителям железных дорог:

  • в 08:22 (здесь и далее расписание по состоянию на 30 мая) отправление с Казанского вокзала Москвы;
  • далее будут крупные города Рязань, Мичуринск, Воронеж (Воронеж-Южный), Ростов-на-Дону, Минеральные Воды.
  • и вот уже знаменитые курорты Кавказских Минеральных Вод - Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск (прибытие в 08:11 на следующий день 31 мая).

А теперь давайте пофантазируем, как можно было бы придать индивидуальности составу. А может быть заняться небольшим плагиатом с авторским дополнением и позаимствовать идею у авиакомпаний? Наверное, слышали, как в самолетах перед вылетом объявляют: "Дамы и Господа! мы рады Вас приветствовать на борту нашего самолета Боинг-737-800, который носит имя великого русского художника Ильи Ефимовича Репина, выполняющего рейс по маршруту Москва-Иркутск". У детей, которые в отличие от взрослых любят достаточно внимательно слушать все эти объявления, тут же возникает вопрос: "А кто такой этот Илья Ефимович Репин, раз уж его именем самолет назвали?". Приходится родителям гуглить или рыться в глубинах памяти и рассказывать ребенку, кто же такой этот Илья Ефимович Репин - человек и самолет.

А почему бы каждый вагон не назвать именем человека, связанного с начальным / конечным / промежуточными пунктами отправления?! У нас что великих людей что ли мало в стране?! Или, чтобы нас не обвинили в плагиате идеи, давайте каждом вагону присвоим имя в честь какого-нибудь объекта в конечном пункте следования состава. И чтобы на мониторе высвечивался не просто номер вагона, но и его имя / название с фотографией объекта. Ведь интерес к путешествиям по стране можно привлечь в том числе и таким способом. Многие же просто не знают, как красиво на Кавказе или в Крыму. А тут представьте на вагоне небольшая ливрея с изображением какой-то достопримечательности. Ну а если Вы считаете, что это полный бред, то считайте, что я вам привожу просто список из 15 достопримечательностей Кисловодска, Пятигорска и вообще всего региона Кавказские Минеральные Воды. Почему 15?! Да потому что 30 мая в Кисловодск отправится состав с вагонами 1-15. Правда, на сайте РЖД куда-то делись вагоны № 7-8. Вряд ли их там подцепят в пути. Будем считать, что в мае это еще не полный состав, а вот к июлю-августу он будет уже полноценным.

Вагон №1. Эльбрус. Я очень долго думал, какое же имя дать первому вагону в рамках данного цикла публикаций. И названием осенило прямо на лекции. Думаю: "Ну какой же я идиот! Ну, конечно, это вне всяких сомнений должен быть Эльбрус. Символ Кавказа! Символ России! Что же еще, если не Эльбрус?!" Да, это не совсем Кисловодск. Точнее, я бы сказал совсем не Кисловодск. От Кисловодска до подножия, куда массово возят туристов на экскурсии около 225 км. Но Кисловодск - это Северный Кавказ, а Кавказ - это в любом случае Эльбрус. Да и видно его с одной из обзорных площадок над городом в хорошую погоду. С Малого Седла, например.

А представляете, как можно оформить вагон внутри! Это ж сколько фотографий этого красивейшего места существует. Вот один бывший ректор одного иркутского вуза при всех его недостатках имел очень неплохой вкус. И все коридоры учебного заведения - буквально все проемы между окнами даже - были увешаны репродукциями великих картин. Ну а почему так в поездах не сделать?! Помню раньше в советском "Байкале" висели достаточно большие фотографии озера Байкал. А можно невзначай и какими-нибудь фактами дополнить. Вот представляете - поднимаетесь Вы по лестнице, а вас встречает надпись: "Вы на вершине Эльбруса. Высота 5642 метра над уровнем моря"

Эльбрус. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Эльбрус. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

А как можно было бы купе назвать! Вот, например, названия для купе первого этажа вагона:

  • купе имени К. Хаширова, который совершил первое восхождение на восточную вершину;
  • купе имени Флоренса Гроува, который руководил группой по первому восхождению на западную вершину;
  • купе имени В. Высоцкого, человека, который подарил нам фразу: "... Ведь Эльбрус и с самолета видно здорово...";
  • купе Кавказ;
  • купе Боковой хребет, на котором собственно и находится Эльбрус;
  • купе имени А. Джапаридзе - первой женщины, покорившей Эльбрус;
  • купе А.В. Пастухова - знаменитого исследователя Эльбруса конца XIX века;
  • купе "Гара-Баши" - станции канатной дороги на высоте немногим ниже 4000 метров.

А вот и названия для купе на втором этаже состава:

  • купе Восточной вершины 5621 метр;
  • купе Западной вершины 5642 метра;
  • купе Седловины Эльбруса 5416 метров;
  • купе "Семи вершин". Ведь Эльбрус, как высшая точка Европы, входит в символичное число семи вершин различных частей света;
  • купе "Приюта одиннадцати". Так называется одна из самых высокогорных гостиниц на Земле. Высота около 4100 метров над уровнем моря;
Приют одиннадцати. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки. Неужели вот так реконструировали?
Приют одиннадцати. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки. Неужели вот так реконструировали?
  • купе Южный склон;
  • купе Северный склон;
  • купе Снежный барс. Это последнее название в честь того, что Эльбрус входит в число десяти вершин России, которые нужно покорить, чтобы получить это звание. Восемь из них на Кавказе, девятая - Ключевская сопка на Камчатке, а десятая - Белуха на Алтае.

И чтобы у каждого купе QR-код с краткой информацией. Конечно, традиционную нумерацию оставить - все-таки по числам легче ориентироваться. Но чем плоха дополнительная маленькая табличка рядом с купе.

А какие можно разместить крылатые фразы по всей длине вагона. Как вам, например, фраза Юрия Визбора: "Горы сделаны для того, чтобы показать человеку, как может выглядеть его мечта". А представляете, что вам приносят завтрак, а на коробочке написано "Завтрак с видом на Эльбрус". неужели не захочется прочитать Ю. Визбора после этого?! А можно вообще-то и саму книгу предложить. Например в электронном формате по QR-коду.

И еще в каком-нибудь месте тоже можно что-нибудь написать на стене, чтобы лучше думалось. Например, отрывок стихотворения Александра Сергеевича:

Великолепные картины!
Престолы вечные снегов,
Очам казались их вершины
Недвижной целью облаков.
И в их кругу колосс двуглавый,
В венце блистая ледяном,
Эльбрус огромный, величавый,
Белел на небе голубом.
Когда с глухим сливаясь гулом,
Предтеча бури, гром гремел,
Как часто пленник над аулом
Недвижим на горе сидел!

Я все-таки еще немного верю, что искусство спасёт мир...

Эльбрус. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Эльбрус. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Вагон № 2. Имени М.Ю. Лермонтова. Долго думал, в честь Пушкина или Лермонтова. Ну и решил, что Кавказ это всё-таки сначала Лермонтов, а потом Пушкин. Ну а варианты названий для купе - это, конечно, же имена персонажей их произведений или собственно названия произведений.

  • купе Печорина;
  • купе Княжны Мэри;
  • купе Максим Максимыча;
  • купе Бэлы;
  • купе Вулича;
  • купе Грушницкого;
  • купе Казбича;
  • купе Мцыри...
Памятник М.Ю. Лермонтову. Пятигорск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Памятник М.Ю. Лермонтову. Пятигорск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

А на втором этаже по названиям стихов:

  • купе Парус;
  • купе Демон;
  • купе Осень;
  • купе Ангел;
  • купе Бородино;
  • купе Узник;
  • купе Терек;
  • купе Родина.

Вагон № 3. Имени А.С. Пушкина. И представляете, что вы поедете в:

  • купе Онегина;
  • купе Ленского;
  • купе Татьяны;
  • купе Ольги;
  • купе Дубровского;
  • купе Маши;
  • купе Германа;
  • купе Капитанской дочки.

А на втором этаже вагона:

  • купе Руслана;
  • купе Людмилы;
  • купе царя Гвидона;
  • купе Бориса Годунова;
  • купе 33 богатырей;
  • купе Царевны Лебедь;
  • купе Гринева;
  • купе Старика и Золотой рыбки.
памятник пушкину в Кисловодске. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
памятник пушкину в Кисловодске. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Вагон № 4. Кисловодск. А коридор в нем - не просто коридор, а Курортный бульвар. А титан / кипятильник / кулер - Нарзанная галерея. А подъем на второй этаж - каскадная лестница.

Нарзанная галерея. Кисловодск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Нарзанная галерея. Кисловодск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

А как вам:

  • купе Долина Роз;
  • купе Колоннада;
  • купе Зеркальный пруд;
  • купе Дача Шаляпина;
  • купе Красные камни;
  • купе Дамский каприз;
  • купе Замок коварства и любви;
  • купе Кольцо-Гора.

А на втором этаже продолжение:

  • купе Малое Седло;
  • купе Большое Седло;
  • купе Храм Воздуха;
  • купе Цветочный календарь;
  • купе Дача Кшесинской;
  • купе Солженицына, как одного из самых известных уроженцев города;
  • купе Александра I, по указу которого здесь и начали строить крепость;
  • купе Курортный парк.

Вагон № 5. Пятигорск. Ну и купе, связанные с местами этого не менее знаменитого города. пять гор - это уже готовые названия для пяти купе! А представляете, если главные объекты любого вагона назвать Провалы )

Пятигорск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Пятигорск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Вагон № 6. Ессентуки. Ну и снова купе, связанные с местами / людьми / источниками этого не менее знаменитого города.

Ессентуки. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Ессентуки. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Вагон № 7. Железноводск. Ну и опять купе, связанные с местами / людьми / источниками этого не менее знаменитого города.

Железноводск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Железноводск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Вагон № 8. Кавказские минеральные воды. С названиями купе в честь минеральной воды, например, или врачей / ученых, которые исследовали ее свойства. Например, Ессентуки № 4, № 17, № 20, Нарзан, Машук № 19, Нагутская № 26, Лысогорская, Новотерская, Смирновская...

Ана втором этаже купе в честь городов / поселков, которые мы не упомянули: Георгиевск, Лермонтов, Терскол, Баксан, Тырныауз...

Вагон № 9. Ставрополь. Все-таки давайте не будем забывать, что мы же на территории Ставропольского края. Поэтому вполне в тему, мне кажется.

Вагон № 10. Ростовский. Все-таки значительную часть пути мы будем двигаться по территории Ростовской области.

Вагон № 11. Воронежский. Исходя из того же принципа, что Воронежская область также на маршруте нашего следования.

Вагон № 12. Тамбовский. Ведь маршрут следования состава проходит через Тамбовскую область - город Мичуринск. ну а купе можно назвать в честь главных селекционных достижений этого человека.

Вагон № 13. Рязанский. Ну и Рязанскую область никак нельзя забыть.

Вагон № 14. Московский. Всё-таки мы же из столицы едем! А потому вполне логично. Ну а название купе можно дать вдоль городов и поселков Московской области, которые пронесутся за окном. Ведь там у нас ни одной остановки!

Вагоны № 15. Кавказ. И купе с названиями в честь главных кавказских хребтов, вершин, перевалов, рек. Благо, что интересных объектов здесь предостаточно.

Кавказские горы. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Кавказские горы. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Ну, например, купе на первом этаже мы называем в честь ущелий (похожи же купе на ущелья):

  • купе Дарьяльское ущелье;
  • купе Сулакский каньон;
  • купе Юпшарский каньон;
  • купе Гранитный каньон;
  • купе Мартаильский каньон;
  • купе Баксанское ущелье;
  • купе Чегемское ущелье;
  • купе Гуамское ущелье.
Чегемское ущелье. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Чегемское ущелье. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Ну а второй этаж - это, конечно, же основные вершины (без Эльбруса, который у нас уже был как вагон целый):

  • купе Дыхтау;
  • купе Шхара;
  • купе Коштантау;
  • купе Джангитау;
  • купе Пик Пушкина;
  • купе Мижирги Западная;
  • купе Казбек;
  • купе Катын-Тау.
Казбек. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Казбек. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Кстати, в советские годы поезд № 3/4 тоже ходил. И назывался тоже "Кавказ". Маршрут у него был другой, конечно. С Курского вокзала и стандартным путем для всех южных поездов на Ростов-на-Дону через Харьков. В 1987 году согласно справочника Б.А. Таулина отправлялся он в 00:40, через 10 минут после № 1/2 до Адлера. К Ростову--на-Дону он чуть-чуть отстанет от адлерского (разрыв составит 30 минут). И в 06:17 на следующий день он прибывал в Кисловодск. Неплохая скорость! Менее 30 часов в пути! Потом в 90-е годы он и с Павелецкого вокзала отправлялся. Время тоже много раз меняли. Ну и в итоге на Казанский вокзал перенесли и сильно ускорили.

Старая расцветка состава. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Старая расцветка состава. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Но главное, чтобы были все-таки изображения. Когда в память записываются визуальные образы, то эффект запоминания гораздо более сильный.

Наверное, те самые зелено-желтые (или зелено-бежевые) составы на линию уже не вернуть (я не знаю, что должно произойти, чтобы мы снова их увидели на железных дорогах страны), но начинку изменить ведь вполне можно. Кстати, одно время в 60-х вагоны были ярко-красными с буквами. Зачем поменяли цвет в конце 70-х сказать сложно. Но стал он зеленым с желтыми полосками.

Спасибо, что прочитали эту статью. Если такие публикации понравятся читателю, то я и дальше продолжу что-то в этом духе. Ведь мы же не просто прошлись по железной дороге. Мы еще и кучу других фактов вспомнили. До встречи!

P.S. А вот и ссылка на статью про "Северный Урал"

Просто про "Урал":

И про "Южный Урал":

И про "Алтай":