Сколько уж писано-переписано про корпоративные цвета РЖД. Отчасти их стремление сделать всё в едином стиле похвально. Понятно, что это и экономично. Это позволяет относительно легко менять вагоны в составах взамен вышедших из строя на определенное время. Да и понятно, что то, как поезд выглядит снаружи, видно лишь в течение 5 минут перед посадкой, а затем на станциях с длительной стоянкой, где пассажиры выходят немного размяться. Но... Вот как театр начинается с вешалки, так и путешествие начинается нередко с поезда. Ну ведь не просто же так РЖД дает поездам имена, если можно так выразиться. Ведь видят же они в этом смысл?! Какую "картинку" можно было бы сделать при современных полиграфических и цифровых технологиях!!! И вот, начиная цикл публикаций про легендарные именные составы, мне хотелось бы не просто их описать, но пофантазировать, как можно было бы сделать их намного более запоминающимися.
Долго думал, в какой последовательности начать их описывать, и решил стартовать с любимого поезда моей мамы, которым она добирается на курорт, который, как она считает, реально ей очень помогает. № 003/004 Москва - Кисловодск - "Кавказ". Ей он подходит просто идеально с учетом стыковки с составом, которым она прибывает из Иркутска в Москву рано-рано утром. И в Кисловодск он прибывает тоже удобнее прямого Иркутск-Кисловодск - рано утром при утреннем же заселении в санаторий. Теряется минимум оздоровительной программы. Всё-таки люди же едут отдыхать и лечиться!
Маршрут следования хорошо известен всем любителям железных дорог:
- в 08:22 (здесь и далее расписание по состоянию на 30 мая) отправление с Казанского вокзала Москвы;
- далее будут крупные города Рязань, Мичуринск, Воронеж (Воронеж-Южный), Ростов-на-Дону, Минеральные Воды.
- и вот уже знаменитые курорты Кавказских Минеральных Вод - Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск (прибытие в 08:11 на следующий день 31 мая).
А теперь давайте пофантазируем, как можно было бы придать индивидуальности составу. А может быть заняться небольшим плагиатом с авторским дополнением и позаимствовать идею у авиакомпаний? Наверное, слышали, как в самолетах перед вылетом объявляют: "Дамы и Господа! мы рады Вас приветствовать на борту нашего самолета Боинг-737-800, который носит имя великого русского художника Ильи Ефимовича Репина, выполняющего рейс по маршруту Москва-Иркутск". У детей, которые в отличие от взрослых любят достаточно внимательно слушать все эти объявления, тут же возникает вопрос: "А кто такой этот Илья Ефимович Репин, раз уж его именем самолет назвали?". Приходится родителям гуглить или рыться в глубинах памяти и рассказывать ребенку, кто же такой этот Илья Ефимович Репин - человек и самолет.
А почему бы каждый вагон не назвать именем человека, связанного с начальным / конечным / промежуточными пунктами отправления?! У нас что великих людей что ли мало в стране?! Или, чтобы нас не обвинили в плагиате идеи, давайте каждом вагону присвоим имя в честь какого-нибудь объекта в конечном пункте следования состава. И чтобы на мониторе высвечивался не просто номер вагона, но и его имя / название с фотографией объекта. Ведь интерес к путешествиям по стране можно привлечь в том числе и таким способом. Многие же просто не знают, как красиво на Кавказе или в Крыму. А тут представьте на вагоне небольшая ливрея с изображением какой-то достопримечательности. Ну а если Вы считаете, что это полный бред, то считайте, что я вам привожу просто список из 15 достопримечательностей Кисловодска, Пятигорска и вообще всего региона Кавказские Минеральные Воды. Почему 15?! Да потому что 30 мая в Кисловодск отправится состав с вагонами 1-15. Правда, на сайте РЖД куда-то делись вагоны № 7-8. Вряд ли их там подцепят в пути. Будем считать, что в мае это еще не полный состав, а вот к июлю-августу он будет уже полноценным.
Вагон №1. Эльбрус. Я очень долго думал, какое же имя дать первому вагону в рамках данного цикла публикаций. И названием осенило прямо на лекции. Думаю: "Ну какой же я идиот! Ну, конечно, это вне всяких сомнений должен быть Эльбрус. Символ Кавказа! Символ России! Что же еще, если не Эльбрус?!" Да, это не совсем Кисловодск. Точнее, я бы сказал совсем не Кисловодск. От Кисловодска до подножия, куда массово возят туристов на экскурсии около 225 км. Но Кисловодск - это Северный Кавказ, а Кавказ - это в любом случае Эльбрус. Да и видно его с одной из обзорных площадок над городом в хорошую погоду. С Малого Седла, например.
А представляете, как можно оформить вагон внутри! Это ж сколько фотографий этого красивейшего места существует. Вот один бывший ректор одного иркутского вуза при всех его недостатках имел очень неплохой вкус. И все коридоры учебного заведения - буквально все проемы между окнами даже - были увешаны репродукциями великих картин. Ну а почему так в поездах не сделать?! Помню раньше в советском "Байкале" висели достаточно большие фотографии озера Байкал. А можно невзначай и какими-нибудь фактами дополнить. Вот представляете - поднимаетесь Вы по лестнице, а вас встречает надпись: "Вы на вершине Эльбруса. Высота 5642 метра над уровнем моря"
А как можно было бы купе назвать! Вот, например, названия для купе первого этажа вагона:
- купе имени К. Хаширова, который совершил первое восхождение на восточную вершину;
- купе имени Флоренса Гроува, который руководил группой по первому восхождению на западную вершину;
- купе имени В. Высоцкого, человека, который подарил нам фразу: "... Ведь Эльбрус и с самолета видно здорово...";
- купе Кавказ;
- купе Боковой хребет, на котором собственно и находится Эльбрус;
- купе имени А. Джапаридзе - первой женщины, покорившей Эльбрус;
- купе А.В. Пастухова - знаменитого исследователя Эльбруса конца XIX века;
- купе "Гара-Баши" - станции канатной дороги на высоте немногим ниже 4000 метров.
А вот и названия для купе на втором этаже состава:
- купе Восточной вершины 5621 метр;
- купе Западной вершины 5642 метра;
- купе Седловины Эльбруса 5416 метров;
- купе "Семи вершин". Ведь Эльбрус, как высшая точка Европы, входит в символичное число семи вершин различных частей света;
- купе "Приюта одиннадцати". Так называется одна из самых высокогорных гостиниц на Земле. Высота около 4100 метров над уровнем моря;
- купе Южный склон;
- купе Северный склон;
- купе Снежный барс. Это последнее название в честь того, что Эльбрус входит в число десяти вершин России, которые нужно покорить, чтобы получить это звание. Восемь из них на Кавказе, девятая - Ключевская сопка на Камчатке, а десятая - Белуха на Алтае.
И чтобы у каждого купе QR-код с краткой информацией. Конечно, традиционную нумерацию оставить - все-таки по числам легче ориентироваться. Но чем плоха дополнительная маленькая табличка рядом с купе.
А какие можно разместить крылатые фразы по всей длине вагона. Как вам, например, фраза Юрия Визбора: "Горы сделаны для того, чтобы показать человеку, как может выглядеть его мечта". А представляете, что вам приносят завтрак, а на коробочке написано "Завтрак с видом на Эльбрус". неужели не захочется прочитать Ю. Визбора после этого?! А можно вообще-то и саму книгу предложить. Например в электронном формате по QR-коду.
И еще в каком-нибудь месте тоже можно что-нибудь написать на стене, чтобы лучше думалось. Например, отрывок стихотворения Александра Сергеевича:
Великолепные картины!
Престолы вечные снегов,
Очам казались их вершины
Недвижной целью облаков.
И в их кругу колосс двуглавый,
В венце блистая ледяном,
Эльбрус огромный, величавый,
Белел на небе голубом.
Когда с глухим сливаясь гулом,
Предтеча бури, гром гремел,
Как часто пленник над аулом
Недвижим на горе сидел!
Я все-таки еще немного верю, что искусство спасёт мир...
Вагон № 2. Имени М.Ю. Лермонтова. Долго думал, в честь Пушкина или Лермонтова. Ну и решил, что Кавказ это всё-таки сначала Лермонтов, а потом Пушкин. Ну а варианты названий для купе - это, конечно, же имена персонажей их произведений или собственно названия произведений.
- купе Печорина;
- купе Княжны Мэри;
- купе Максим Максимыча;
- купе Бэлы;
- купе Вулича;
- купе Грушницкого;
- купе Казбича;
- купе Мцыри...
А на втором этаже по названиям стихов:
- купе Парус;
- купе Демон;
- купе Осень;
- купе Ангел;
- купе Бородино;
- купе Узник;
- купе Терек;
- купе Родина.
Вагон № 3. Имени А.С. Пушкина. И представляете, что вы поедете в:
- купе Онегина;
- купе Ленского;
- купе Татьяны;
- купе Ольги;
- купе Дубровского;
- купе Маши;
- купе Германа;
- купе Капитанской дочки.
А на втором этаже вагона:
- купе Руслана;
- купе Людмилы;
- купе царя Гвидона;
- купе Бориса Годунова;
- купе 33 богатырей;
- купе Царевны Лебедь;
- купе Гринева;
- купе Старика и Золотой рыбки.
Вагон № 4. Кисловодск. А коридор в нем - не просто коридор, а Курортный бульвар. А титан / кипятильник / кулер - Нарзанная галерея. А подъем на второй этаж - каскадная лестница.
А как вам:
- купе Долина Роз;
- купе Колоннада;
- купе Зеркальный пруд;
- купе Дача Шаляпина;
- купе Красные камни;
- купе Дамский каприз;
- купе Замок коварства и любви;
- купе Кольцо-Гора.
А на втором этаже продолжение:
- купе Малое Седло;
- купе Большое Седло;
- купе Храм Воздуха;
- купе Цветочный календарь;
- купе Дача Кшесинской;
- купе Солженицына, как одного из самых известных уроженцев города;
- купе Александра I, по указу которого здесь и начали строить крепость;
- купе Курортный парк.
Вагон № 5. Пятигорск. Ну и купе, связанные с местами этого не менее знаменитого города. пять гор - это уже готовые названия для пяти купе! А представляете, если главные объекты любого вагона назвать Провалы )
Вагон № 6. Ессентуки. Ну и снова купе, связанные с местами / людьми / источниками этого не менее знаменитого города.
Вагон № 7. Железноводск. Ну и опять купе, связанные с местами / людьми / источниками этого не менее знаменитого города.
Вагон № 8. Кавказские минеральные воды. С названиями купе в честь минеральной воды, например, или врачей / ученых, которые исследовали ее свойства. Например, Ессентуки № 4, № 17, № 20, Нарзан, Машук № 19, Нагутская № 26, Лысогорская, Новотерская, Смирновская...
Ана втором этаже купе в честь городов / поселков, которые мы не упомянули: Георгиевск, Лермонтов, Терскол, Баксан, Тырныауз...
Вагон № 9. Ставрополь. Все-таки давайте не будем забывать, что мы же на территории Ставропольского края. Поэтому вполне в тему, мне кажется.
Вагон № 10. Ростовский. Все-таки значительную часть пути мы будем двигаться по территории Ростовской области.
Вагон № 11. Воронежский. Исходя из того же принципа, что Воронежская область также на маршруте нашего следования.
Вагон № 12. Тамбовский. Ведь маршрут следования состава проходит через Тамбовскую область - город Мичуринск. ну а купе можно назвать в честь главных селекционных достижений этого человека.
Вагон № 13. Рязанский. Ну и Рязанскую область никак нельзя забыть.
Вагон № 14. Московский. Всё-таки мы же из столицы едем! А потому вполне логично. Ну а название купе можно дать вдоль городов и поселков Московской области, которые пронесутся за окном. Ведь там у нас ни одной остановки!
Вагоны № 15. Кавказ. И купе с названиями в честь главных кавказских хребтов, вершин, перевалов, рек. Благо, что интересных объектов здесь предостаточно.
Ну, например, купе на первом этаже мы называем в честь ущелий (похожи же купе на ущелья):
- купе Дарьяльское ущелье;
- купе Сулакский каньон;
- купе Юпшарский каньон;
- купе Гранитный каньон;
- купе Мартаильский каньон;
- купе Баксанское ущелье;
- купе Чегемское ущелье;
- купе Гуамское ущелье.
Ну а второй этаж - это, конечно, же основные вершины (без Эльбруса, который у нас уже был как вагон целый):
- купе Дыхтау;
- купе Шхара;
- купе Коштантау;
- купе Джангитау;
- купе Пик Пушкина;
- купе Мижирги Западная;
- купе Казбек;
- купе Катын-Тау.
Кстати, в советские годы поезд № 3/4 тоже ходил. И назывался тоже "Кавказ". Маршрут у него был другой, конечно. С Курского вокзала и стандартным путем для всех южных поездов на Ростов-на-Дону через Харьков. В 1987 году согласно справочника Б.А. Таулина отправлялся он в 00:40, через 10 минут после № 1/2 до Адлера. К Ростову--на-Дону он чуть-чуть отстанет от адлерского (разрыв составит 30 минут). И в 06:17 на следующий день он прибывал в Кисловодск. Неплохая скорость! Менее 30 часов в пути! Потом в 90-е годы он и с Павелецкого вокзала отправлялся. Время тоже много раз меняли. Ну и в итоге на Казанский вокзал перенесли и сильно ускорили.
Но главное, чтобы были все-таки изображения. Когда в память записываются визуальные образы, то эффект запоминания гораздо более сильный.
Наверное, те самые зелено-желтые (или зелено-бежевые) составы на линию уже не вернуть (я не знаю, что должно произойти, чтобы мы снова их увидели на железных дорогах страны), но начинку изменить ведь вполне можно. Кстати, одно время в 60-х вагоны были ярко-красными с буквами. Зачем поменяли цвет в конце 70-х сказать сложно. Но стал он зеленым с желтыми полосками.
Спасибо, что прочитали эту статью. Если такие публикации понравятся читателю, то я и дальше продолжу что-то в этом духе. Ведь мы же не просто прошлись по железной дороге. Мы еще и кучу других фактов вспомнили. До встречи!
P.S. А вот и ссылка на статью про "Северный Урал"
Просто про "Урал":
И про "Южный Урал":
И про "Алтай":