Введение.
Городские перевозки на железных дорогах не являются редкостью для городов в нашей стране. Но давайте для начала разберёмся что такое городская электричка, это организация пассажирского движения по железной дороге в пределах города или соединение города спутника с региональным или районым центром, при этом тариф не должен превышать тариф в городском транспорте, чтобы пассажир видел в железнодорожных перевозках достойную альтернативу в внутригородском перемещении. Системы могут быть организованы совершенно по разному: по стандартам метрополитена, где линия городской электрички отделена от основного потока поездов и не пересекается с ним; другим вариантом может быть введение тактового расписания и соединение нескольких противоположных линий в диаметрально проходящих через город; либо создание гибридной системы где будут уживаться диаметральные электрички и маршруты внутри города. В Москве, Ростове-на-Дону, Волгограде, Перми, Нижнем Новгороде и в других городах начали работать системы городских электричках в том или ином виде. В некоторых городах России подобные транспортные системы не прижились. Перед тем как начать говорить о Екатеринбурге, мне бы хотелось привести пример из городов, где мне удалось побывать в 2023 году и где подобные системы действуют, это Москва и Волгоград.
Московский пример.
МЦД:
- Общие сведения
Московские центральные диаметры были созданы чтобы объединить разные направления железных дорогах в одну систему для интеграции с общественным транспортом города Москва его спутников. На данный момент введены в строй четыре линии МЦД. Впервые я познакомился с Московскими диаметрами в октябре 2020 года, хотя тогда я всего лишь проехал от Курского вокзала до Каланчёвской и немного познакомился с электропоездом ЭГ2ТВ "Иволга". Так что знакомство с Московскими центральными диаметрами было не полным. Тогда были ещё только открыты МЦД 1 и МЦД 2, которым было менее года.
В 2023 году я снова посетил Москву и смог воспользоваться всеми четырьмя диаметрами московского наземного метро, как его иногда называют. Что в 2020 и 2023 году меня безусловно порадовало, так это интервалы. В часы пик это было 5-6 минут, а во вне пиковое время 15-20 минут, что в принципе логично, так как на станциях днём серьёзно падает пассажиропоток. Также меня порадовал подвижной состав, это современные электропоезда ЭП2Д, ЭГ2ТВ "Иволга" и ЭГ2ТВ "Иволга 2.0"
а также электропоезда ЭД4М принадлежащие ЦППК.
А на МЦД 3 и МЦД 4 ходят новейшие поезда, это ЭП2ДМ и ЭГЭ2ТВ "Иволга 3.0". Электропоезда модели ЭГЭ2ТВ "Иволга 3.0" сейчас ходят только по третьему диаметру.
На МЦД 4 вообще нет поездов семейства Иволга. Но там ходят новые составы ЭП2ДМ.
Хотя на МЦД 4 встречаются старые составы, преимущественно ЭД4М ранних версий. Нерекомендую на них ездить. К счастью их в будущем не будет на линиях МЦД.
- Организация движения
На линиях МЦД применена организация движения, как в метро, то есть линии МЦД не пересекаются с другими потоками поездов и между собой. То есть для подобного Москва и Московская область вложили большие ресурсы для строительства новых путей, эстакад, станций и тунелей. Всё это нужно для обеспечения короткого интервала между поездами. Также из центра Москвы было убрано грузовое движение и часть скорых пассажирских поездов, которые были переведены на Восточный вокзал.
Но на линии МЦД совместно с городскими поездами ездят электрички из Московской области и соседних регионов, которые также проходят через весь город и заканчивают свой рейс в противоположном конце Московской области или же недалеко от Москвы. Подобная схема движения позволяет дополнить городские поезда МЦД и одновременно доставить жителей дальше вокзала. Например со станции МЦД 4 "Площадь трёх вокзалов" можно уехать не только до станции Железнодорожная, но и в Балашиху, Орехово-Зуево и даже во Владимир. Или с платформы МЦД 1 можно уехать не только в Одинцово, но и в Голицино Кубинку и Бородино. Но таких поездов на много меньше обычных городских.
- Тарифы
На территории города Москвы действует тариф 52 рубля, если вы берёте разовый билет и 54 рубля если вы пользуетесь проездным Тройка.
Что кстати дешевле обычного городского тарифа в общественном транспорте Москвы, где стоимость проезда составляет 65 рублей. В таком случае, если вы не пользуетесь проездным проживая в Москве или же проездом через этот город, то вам будет выгодно пользоваться МЦД, чем другим общественным транспортом. Если вы пользуетесь проездным Тройка, то пересадка на метро будет бесплатной.
- Пересадки
Почти все станции МЦД имеются пересадки на наземный транспорт, метро, МЦК и другие линии МЦД и пригородных электричек.
На схемах метро и наземного транспорта обязательно присутствуют линии и станции МЦД и как на них пересесть. Также и в поездах МЦД есть схемы Московского метрополитена и при помощи указателей и карт обозначается как пройти к общественному транспорту Москвы. То есть полная интеграция железных дорог в системы городских перевозок.
- Оплата
Почти на каждой станции МЦД имеются турникеты или же терминалы к которым нужно поднести одноразовый билет, который можно купить в классе или в автомате, проездной Тройка или же банковская карта. Такое же действие нужно совершить когда вы выходите со станции, что деньги списались.
МЦК:
- Общие сведения
Московское центральное кольцо было открыто в 2016 году в качестве дополнения к Кольцевой линии метро. Данная система создана на базе малой окружной железной дороге. МЦК проходит только внутри города. Фактически МЦК это идеальный пример наземного метро. На картах обозначается как 14 линия метро.
Мне удалось посетить МЦК в том же 2023 году. Интервалы раз в 5 минут. На линии работают поезда ЭС2Г "Ласточка"
Поезда семейства Ласточка не совсем подходят для городской системы, так как компоновка салона рассчитана на пригородное сообщение.
- Организация движения
Движение на МЦК организовано как в метро, линия не пересекает другие железнодорожные потоки и идёт обособленно от других видов транспорта. Было построено и реканструрованно множество путей и станций, проведена электрофикация кольца. Грузовое движение было частично переведено на новые железнодорожные пути вдоль пассажирских, а другую убрали.
- Тарифы
На московском центральном кольце действует такой же тариф как и в метро, 65 рублей. В метро и МЦК действуют одинаковые тарифы и правила, что удобно для городского перемещения. Тем более пересадка из метро на МЦК и обратно бесплатна.
- Пересадки
Почти все станции МЦК имеются пересадки на наземный транспорт, метро, МЦД и пригородных электричек.
На схемах метро, МЦД, пригородных электричек и наземного транспорта обязательно присутствует линия и станции МЦК и как на них пересесть. Также и в поездах МЦК есть схемы Московского метрополитена и при помощи указателей и карт обозначается как пройти к общественному транспорту Москвы, МЦД и к пригородным электричкам. То есть полная интеграция железных дорог в системы городских перевозок.
- Оплата
Для оплаты проезда на МЦК нужно всё тоже самое, что и в московском метрополитене, это проездные карты Московского транспорта, которые можно приобрести в кассе или в автомате, карта Тройка или банковская карта. Оплата производится только при входе.
Волгоградский пример.
- Общие сведения
Относительно недавно в Волгограде открыли систему городских электричек. Она соединяет все районы города и частично выходит в Волгоградскую область. Городская электричка является главным видом транспорта. Интервалы в среднем 1-1.5 часа, что в принципе приемлемо для такого города как Волгоград. Мне удалось воспользоваться этой системой в 2023 году и я смог полностью оценить городскую электричку. На её линии работают современные электропоезда ЭП3Д.
Также на маршрутах городской электрички встречаются электропоезда ЭД9М.
Также иногда встречаются электропоезда ЭД9Э.
- Организация движения
Движение городских поездов организовано совместно с грузовыми, пассажирскими и пригородными поездами. Движение было организовано таким образом, что городские поезда не мешают остальному движению. Также некоторые пригородные маршруты стали диаметральными. Вся инфраструктура была существующая и обновление коснулось только остановочных пунктов и станций.
- Тарифы
На территории города Волгоград действует тариф 44 рубля. Под него попадают все городские и пригородные поезда.
Все поездки действуют сутки, то сеть в течении дня вы можете по этому билету добраться из точки А в точку Б.
- Пересадки
Возле железнодорожных станций есть остановки общественного транспорта. Если они все рядом, то человек может быстро сориентироваться и сделать пересадку. Но со станции нет навигации как к ним пройти, или же наоборот, как пройти от остановки общественного транспорта к городской электричке.
- Оплата
Для оплаты проезда у пассажиров есть несколько способов. Это купить билет в классе или в автомате при помощи налички или банковской картой, или если её нет, на станции то покупать билет нужно у контролёра в электричке. Также можно купить через сайт РЖД билет и также показать его контролёру.
Предыстория городской электрички в Екатеринбурге.
В начале 2000х в Екатеринбурге встал вопрос о транспортном обеспечении отдалённых районов города с центром и между собой. Тогда руководство города приняло решение запустить в пределах Екатеринбурга электрички, то есть город выступал в качестве заказчика перевозок, а железная дорога исполнителем. Перед пуском от станции Шарташ до станции Керамик была проведена электрофикация. 1 сентября 2005 года был запущен городской электропоезд от станции Екатеринбург-Сортировочный через Екатеринбург-Пассажирский, Шарташ, Уктус и Керамик, где была оборудована конечная. Ознамянавав начало работы городской электрички в Екатеринбурге. Эта линия соединила между собой Железнодорожный (Сортировка, Вокзальный), Кировский (Первомайский, Синие камни, Шарташ), Чкаловский (Ботаника, Вторчермет, Керамический, Елизавет) район.
Затем линию продлили до станции Сысерть. Тогда была проведена электрофикация до станции Сысерть.
В 2007 электропоезд ходил до станции Северка, но был отменен в 2008 году. Также на юге линия была сокращена до станции Керамик.
Уже в первый год функционирования городской электрички её услугами воспользовались около двух миллионов человек, а к середине 2007 года — свыше трёх миллионов, с ежемесячным увеличением пассажиропотока на 5 процентов.
В 2008 году был запущен аэроэкспресс от вокзала города Екатеринбург до аэропорта Кольцово. Для этой линии было специально построена электрофикацированная ветка от станции Кольцово до платформы Аэропорт Кольцово. Была построена высокая платформа возле аэропорта.
Из-за низкого пассажиропотока к 2010 электричка в аэропорт потеряла свой статус Аэроэкспресса и стала обычной городской электричкой, которая ходила только утром и вечером.
На линии работали электропоезда:
Также на линии встречались поезда серии ЭР2.
В результате в Екатеринбурге образовались две линии городской электрички. Руководство города занималось оплатой льготников до 2018 года и цены на проезд удавалось сохранять на низком уровне и поездки были выгодны в плане перемещения внутри города. Но как только городское правительство отказалось дотировать проезд, то цены быстро взлетел, также были отменены часть рейсов Екатеринбург-Сортировочный-Керамик. Также городская электричка потеряла много пассажиров.
Положение городской электрички в Екатеринбурге сегодня.
- Маршруты
Городская электричка продолжала работать, имелся небольшой, но пассажиропоток. Руководство СВЖД решила провести преобразования на пригородных маршрутах, а именно объединить диаметральные направления в единое целое, в результате этого электрички начали проезжать город насквозь.
Также в систему городских перевозок вошли скорые электропоезда "Ласточка" и "Финист". Был введен специальный экспресс маршрут от станции Екатеринбург-Пассажирский до аэропорта Кольцово.
В результате сложилась ситуация на подобии Волгоградской городской электрички и московского МЦД. Пассажиры получили возможность перемещение внутри города на пригородных электричках.
Также с 1 декабря 2022 года был введен новый маршрут до соседнего города Верхняя Пышма.
Так как линия от Шувакиша до станции Верхняя Пышма Музей не электрофицирована, то по этому маршруту пущены рельсовые автобусы "Орлан".
В январе 2024 года была введена платформа Синие камни между станциями Шарташ и Аппаратная. Это позволило создать более комфортную транспортную среду и дало альтернативу жителям выезжать в центр без пробок. Через этот район проходят пригородные поезда из Екатеринбурга до Егоршино и Алапаевска.
- Интервалы
Интервалы между поездами от 10 минут до 1.5 часа, если это происходит от станции Екатеринбург-Сортировочный до станции Шарташ. Самые маленькие интервалы наблюдаются утром и вечером, днём же между поездами самые большие интервалы.
Если касаться окраин Екатеринбурга и его города спутники, то поезда могут от одной пары в день до более 10-15 пар в день.
- Тарифы
Несмотря на преобразования в маршрутной сети, проезд в электричках оставался высоким 50-70 рублей в пределах города, минимальный тариф на Свердловской ЖД. К 2023 году руководство города и РЖД решили создать городскую тарифную зону, которая кроме города Екатеринбург затрагивала пригороды. Проезд стоил 35 рублей, у льготников 17 рублей 50 копеек.
Этот шаг позволил приблизить стоимость проезда в электричке к стоимости проезда в городском транспорте. Люди стали охотно пользоваться услугами железной дороги во внутригородском сообщении.
В 2024 году зону городского тарифа увеличили, вместе с этим и увеличилась стоимость проезда, теперь проезд стоит 37 рублей и 18 рублей 50 копеек для льготников. Хоть проезд подорожал, но популярность электричек внутри города только растёт.
- Подвижной состав
Кроме упомянутых мной электропоездов ЭД2Т, ЭТ2, ЭТ2М, ЭД4М, ЭД4МК на Свердловской ЖД появились новые подвижные единицы, которые также используются во внутригородском сообщении:
- Электропоезд ЭС1 "Ласточка"
2. Рельсовый автобус РА3 "Орлан"
3. Электропоезд ЭС2Г "Ласточка"
4. Электропоезд ЭС104 "Финист"
5. Электропоезд ЭП2ДМ
Благодаря новым поездам пассажиры могут с комфортом перемещаться внутри города. Тем более в новых поездах работает навигация и пассажиры могут спокойно ориентироваться.
- Станции
В пределах города Екатеринбург проводятся реконструкции станции и платформы. Ставятся табло, скамейки, навесы, переезды и ТД.
Станция Шарташ:
Станция ВИЗ:
Также возле станций ставятся указатели, которые показывают как пройти на платформу.
Также показывается расстояние до станции, если она не находится в зоне видимости.
- Оплата проезда
Приобрести билеты можно в кассе, в автомате или у контролёра, если нет автоматов и кассы. Действуют льготы пенсионерам, школьникам и студентам. Оплатить можно картой или наличными.
Будущее наземное метро или новая городская электричка в Екатеринбурге.
В 2019 году городскими властями, Свердловской областью и железной дорогой был представлен проект наземного метро или по другому новой вариацией городской электрички. Она должна соединить города спутники и отдалённые жилые районы.
В рамках этого проекта была построена и реконструирована линия до Верхней Пышмы в 2022 году, строится линия до Берёзовского, а также производится реконструкция и строительство станций и введен единый городской тариф.
Кроме соединения городов-спутников планируется грандиозное строительство двух новых линий, это Новокольцовская и Кольцевая через Академический район.
Так как эти проекты скорее всего будут реализованы так или иначе, то мы постараемся разобрать по отдельности.
- Линия в Новокольцовский
С 2024 года планируется начать строительство новой ЖД ветки от остановочного пункта Компрессорный завод через Новокольцовский район, Екатеринбург-ЭКСПО, ТЦ Сима-лэнд, Аэропорт Кольцово, далее ветка выходит на действующую линия на станцию Кольцово. По проекту новая ЖД ветка должна идти по эстакаде и быть однопутной. То есть линия будет проходить по своеобразной петле.
У этой линии есть прекрасные перспективы:
- Она по позволит вывозить жителей Новокольцовского, Кольцово и посетителей Екатеринбург-ЭКСПО или Сима-лэнда, пассажиров аэропорта Кольцово в центр города и на вокзал без пробок за 30 минут.
- В результате постройки этой ветки районы Новокольцовский, Кольцово, магазин Сима-лэнд, Аэропорт Кольцово станут ближе к городу и добраться до них будет на много проще. Также электричка обладает самой большой вывозной способностью.
Единственно, есть вопросы по поводу этого проекта и вот почему:
- Так как маршрут поезда будет начинаться на платформе Компрессорный завод, а заканчиваться на станции Кольцово, то есть будет проблема в будущем с выставками Иннопром, так как люди не смогут попасть из Аэропорта Кольцово в ЭКСПО-центр. Также в проектах говорится, что поезда будут идти от станции Екатеринбург-Сортировочный, но в связи с преобразованиями, о которых говорилось выше на линию возможно будут заезжать поезда с дальнего пригорода.
- Так как в проектной документации нет информации о расширении и строительстве путей от Екатеринбург-Сортировочного до Компрессорного завода, возможно всё останется без изменений. Не известно с какой периодичностью будут ходить поезда. Скорее всего в часы пик будут ходить раз в 30 минут, но это не точно. А во вне пиковое время интервалы будут скорее всего от 1 до 1.5 часов, если не больше.
- Кольцевая линия
После строительства Новокольцовской линии планируется создать ЖД кольцо вокруг города Екатеринбург. Оно пройдёт от станции Керамик через микрорайон Солнечный, Академический, Широкая речка, ТРЦ Мега и мост через Верх-Исетский пруд соединяется с действующей веткой в районе остановочного пункта ВИЗ.
У этой линии есть потенциал и вот почему:
- Эта ветка позволит вывозить микрорайоны, у которых есть проблемы с транспортной доступностью, как например Академический и Солнечный.
- Кольцевая линия городской электрички позволит некоторым образом заменить перспективную третью линию метро в сторону Юго-Западного и Академического.
- Минуя пробки, электричка относительно быстро доставит вас в центр города. Также электричка обладает самой большой вывозной способностью.
Но и как с Новокольцовской линии, есть вопросы:
- Так как в проектной документации нет информации о расширении и строительстве путей от Екатеринбург-Сортировочного до станции Шарташ, возможно всё останется без изменений.
- Что будет с перегоном Шарташ-Керамик, так как линия однопутная, которая делит путь не только с пассажирами и пригородными поездами, но и с огромным количеством грузовых составов.
- Также не известно с какой периодичностью будут ходить поезда. Скорее всего в часы пик будут ходить раз в 30 минут, но это не точно. А во вне пиковое время интервалы будут скорее всего от 1 до 1.5 часов. Но возможно это будет и 2, и 3 часа.
- Станции
Также не особо понятно, какой будет стандарт станций:
1) Будут ли везде высокие платформы или наоборот низкие? Или будет всё, как попало, что будет вызывать дискомфорт у пассажиров.
2) Будут ли турникеты на станциях Надземного метро или всё будет как сейчас-проверка контролёрами.
- Подвижной состав
Не известно, какой подвижной состав будет закупаться для этого проекта: скорее всего это будет ЭС104 "Финист", ну или если власти захотят сэкономить, то будет закупка электропоездов ЭП2ДМ. Возможно, но маловероятно, будет закупка электропоездов ЭС106, которые разрабатываются для МЦК.
- Оплата проезда
Проезд естественно можно будет оплатить наличкой и картой. Также планируется разработать приспособить Е-карту для оплаты проезда внутри городской зоны.
Заключение
Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, интеграция и строительство железных дорог внутри города, это правильное решение властей при отсутствии развития метрополитена. Екатеринбург растёт и развивается и поэтому ему требуется надёжная и быстрая транспортная система. Ведь железная дорога обладает огромным потенциалом. Но самое главное, чтобы система работала надёжно и во благо жителей.