Найти тему
Роман Апрелев

Любовные аферисты и "папики" у Островского

Кадр из "Попечителей"
Кадр из "Попечителей"

Комедию Островского “Последняя жертва” экранизировали дважды: сначала Петр Тодоровский, потом Михаил Казаков. У второго это был телеспектакль “Попечители”. И все же мне он показался интереснее, чем картина Тодоровского.

Кадр из "Попечителей"
Кадр из "Попечителей"

В школьную программу входят весьма странным образом отобранные произведения. Ну что бы не дать подросткам “Белые ночи” или “Униженных и оскорбленных” у Достоевского? Нет, их будут пытать “Преступлением и наказанием”. Я уж не буду высказываться насчет “Войны и мира”. А по поводу Островского все же поговорим. Что нам задавали прочесть? “Грозу” и “Бесприданницу”. На самом деле замечательные пьесы, но точно не самые актуальные. Особенно “Гроза”, весь конфликт которой строится на условиях купеческого быта середины XIX века. Сегодня все совсем другое.

Кадр из "Попечителей"
Кадр из "Попечителей"

А “Последняя жертва” устарела гораздо меньше. Конечно, бездумно переносить действие в наши дни не стоит (и советским режиссерам, видимо, это и в голову не приходило). Но с некоторыми оговорками эта история могла бы произойти и в наши дни. И если смотреть на действующие лица современным взглядом, то оценка их поменяется. Драматургия (нормальная, а не как в горьковских “Дачниках”) не выносит суждений, предоставляя сделать выводы зрителю. У Островского пожилой купец Фрол Федулыч “разруливает” ситуацию и предлагает достойный выход из неприятной ситуации молодой вдове Юлии Тугиной. Она стала жертвой афериста (не из “Тиндера”, но из какого-то другого приложения; чем они там пользовались в то время?). И в принципе Федулыч мужик хороший, получается.

Кадр из "Попечителей"
Кадр из "Попечителей"

А теперь давайте посмотрим на классический текст с наших высот. В пьесах Островского самые интересные персонажи, как правило, женщины. Они у него изо всех сил пытаются сохранить достоинство в игре, правила которой определяют богатые (и часто жестокие) мужчины. Юля Тугина влюбилась в обаятельного проходимца Дульчина, которого интересуют ее деньги. Современно? Абсолютно, ибо вневременно. Но Фрол Федулыч-то в начале каков? Он же предлагает ей покровительство в замен на любовь. Да это ж обычный “папик”, который подкатывает к молодой женщине. И он на самом деле мерзок. Но в конце все же впечатление сглаживается за счет официального предложения руки. Хотя это лишь спасает репутацию и финансовое положение обманутой Юлии, но едва ли может сделать ее счастливой. Впрочем, а чего она хотела? Это русская классика, детка. Это быть героиней Марка Твена легко и приятно.