Комедию Островского “Последняя жертва” экранизировали дважды: сначала Петр Тодоровский, потом Михаил Казаков. У второго это был телеспектакль “Попечители”. И все же мне он показался интереснее, чем картина Тодоровского.
В школьную программу входят весьма странным образом отобранные произведения. Ну что бы не дать подросткам “Белые ночи” или “Униженных и оскорбленных” у Достоевского? Нет, их будут пытать “Преступлением и наказанием”. Я уж не буду высказываться насчет “Войны и мира”. А по поводу Островского все же поговорим. Что нам задавали прочесть? “Грозу” и “Бесприданницу”. На самом деле замечательные пьесы, но точно не самые актуальные. Особенно “Гроза”, весь конфликт которой строится на условиях купеческого быта середины XIX века. Сегодня все совсем другое.
А “Последняя жертва” устарела гораздо меньше. Конечно, бездумно переносить действие в наши дни не стоит (и советским режиссерам, видимо, это и в голову не приходило). Но с некоторыми оговорками эта история могла бы произойти и в наши дни. И если смотреть на действующие лица современным взглядом, то оценка их поменяется. Драматургия (нормальная, а не как в горьковских “Дачниках”) не выносит суждений, предоставляя сделать выводы зрителю. У Островского пожилой купец Фрол Федулыч “разруливает” ситуацию и предлагает достойный выход из неприятной ситуации молодой вдове Юлии Тугиной. Она стала жертвой афериста (не из “Тиндера”, но из какого-то другого приложения; чем они там пользовались в то время?). И в принципе Федулыч мужик хороший, получается.
А теперь давайте посмотрим на классический текст с наших высот. В пьесах Островского самые интересные персонажи, как правило, женщины. Они у него изо всех сил пытаются сохранить достоинство в игре, правила которой определяют богатые (и часто жестокие) мужчины. Юля Тугина влюбилась в обаятельного проходимца Дульчина, которого интересуют ее деньги. Современно? Абсолютно, ибо вневременно. Но Фрол Федулыч-то в начале каков? Он же предлагает ей покровительство в замен на любовь. Да это ж обычный “папик”, который подкатывает к молодой женщине. И он на самом деле мерзок. Но в конце все же впечатление сглаживается за счет официального предложения руки. Хотя это лишь спасает репутацию и финансовое положение обманутой Юлии, но едва ли может сделать ее счастливой. Впрочем, а чего она хотела? Это русская классика, детка. Это быть героиней Марка Твена легко и приятно.