Документальный фильм American Symphony (“Американская симфония”) повествует об одном из видных современных музыкантов Джоне Батисте. Его музыку вы могли слышать в мультфильме “Душа”, за нее он получил “Оскар”. В 2022 году Батист удостоился сразу 11 номинаций на премию “Грэмми” и в итоге одержал пять побед.
А “документалка” посвящена работе над симфонией, в которой Батист хотел отразить все многообразие американского этноса: и классические мелодии белых, и негритянский джаз, и монотонные напевы коренного населения. Правда, в теме прерии мне упорно слышатся находки Эннио Морриконе. Видимо, найти более адекватное воплощение в музыке ковбойской романтики, чем это сделал гениальный итальянец, пока невозможно. Тут напомню, что до Морриконе лучшие саундтреки для вестернов писал русский эмигрант Дмитрий Темкин, четырехкратный обладатель “Оскара”. В самом деле, неужели американцы могут что-то русскому про степь рассказать?
Батист, безусловно, талантливый человек. Но есть и в фильме, и в его мыслях какое-то сектантство. Своей симфонией Джон хотел показать историю “гениальности чернокожих”. Мимо этой тематики не прошли Барак и Мишель Обама - супруги значатся среди продюсеров. Батист жалуется, что негров загоняют в рамки ожиданий. И поэтому его многие не воспринимают как композитора, работающего в классическом ключе. Только как автора песен в стиле ритм-н-блюз. Но разве не сами потомки выходцев с черного континента выбирают примитивный рэп, считая более сложные композиции “музыкой белых”?
Впрочем, появление фильмов именно с таким посылом и ожидаемо, и неизбежно. Просто хотелось бы, чтобы талантливые люди сами не загоняли в себя в гетто модных стереотипов. Джон Батист еще достаточно молод, чтобы посвятить свой дар чему-то более заметному, чем воспевание расового величия. А так получается, что он опускается на уровень певца, кричащего: “Я русский”.