Один из лучших авторских хорроров 2023 года. Серые пришельцы, летающие тарелки, похитители тел... Кошмары героини – как выжимки из фантастики 50 – 60-х в современном исполнении на 22,8 миллиона долларов. Сценарист успешных ужастиков Брайан Даффилд проявил себя как режиссер, поставив ретро-хоррор с интересными аллегориями. Родился новый сильный автор, и его уже приветствуют мэтры.
Бринн Адамс (Кейтлин Дивер, «Земля монстров») десять лет назад потеряла подругу, винит себя и живет замкнуто. Развлекается постройкой городка для кукол. Когда в ее домик приходит Грей, она долбит его по голове игрушечной колокольней. Далее атака пришельцев продолжится, для решения возникших вопросов Бринн придется собраться с силами и разобраться с прошлым.
С ходу кажется, что у Бринн просто не все дома, как у героини Кристины Риччи в ужастике «Чудовище». Подозрение усиливается, когда она перегораживает входную дверь диваном, как в инди-хорроре «После полуночи».
Явившийся в домик мистер Грэй словно сбежал из фантастики 50 – 60-х. Дверцы холодильника в его присутствии хлопают соответствующе. Кажется, что такие ужасы могут быть только от проблем с психикой, слишком уж они киношные, попкультурные. Словно измученное одиночеством и виной сознание подбрасывает героине архетипичные образы и сюжеты из фильмов.
Но когда соседские домики разгромлены, а на лужайках кольца-знаки, к панике героини начинаешь относиться серьезнее. Дальше UFO-атака в ретро-стиле продолжается. На улицах поработали похитители тел, сельчане замирают, приветствуя нереально быстрые облака...
Затем снова приходят серые. Тут уже плотный боевик с драками и взрывами и с красивыми саспенс-перерывами на полеты в захватывающих тела инопланетных лучах, на изучение анатомии космических паразитов и погружение в грезы, которыми гуманоиды зомбируют землян. Кроме этого собраны в кучку еще несколько элементов из старой фантастики.
Брайан Даффилд раньше был просто сценарист, автор комедийных ужастиков «Няня» и хоррора с лавкрафтовским монстром «Под водой». Недавно он проявил себя как режиссер со склонностью к странным аллегориям, сняв трагикомичный школьный ромком «Спонтанность» с самовзрывающимися персонажами, на фоне которых другие герои живут как в последний день.
Теперь ясно, что Spontaneous – не такая уж спонтанность, похоже, тут новый серьезный автор со своим почерком. «Никто тебя не спасёт» тоже остроумно играет с экзистенциальными вопросами и дает побольше смыслов, да еще и на фоне пиршества из н/ф-классики. Неудивительно, что фильм собирает фанатов по миру, в число которых уже вошли мэтры жанра.
Восторгом от новой работы Даффилда в соцсетях поделился Стивен Кинг, назвавший этот фильм уникальным, увлекательным и пугающим. Гильермо Дель Торо написал, что No One Will Save You весело и умно работает с языком киноклассики, двигаясь при этом своим путем. Все эти похвалы заслуженные.
Одна из уникальностей фильма, кстати, почти полное молчание. За всё действие прозвучало всего пять – семь слов. Это молчание великолепно проживается благодаря высокой плотности действия и классной игре Дивер, героине которой говорить и не с кем. Да и без этого стильного трюка фильм бы состоялся.
Тут не просто масса плюсов, тут полная гармония в сочетании жути, красоты, остроумия, психологической драмы и других компонентов. Всё хорошее и не перечислить. Например, кино с ходу щедрое в показе пришельцев, это как бы анти-«Знаки». Сцен с серыми много, и глазки большие, и пальчики длинные, смотрят с научным интересом, как на мышей. Тарелки летают, лучи затягивают, паразиты, похожие на антистресс-ёжиков, лезут в душу.
Элемент elevated horror тоже на месте, да еще с хорошей иронией. Там ведь как выходит: героиня сама не своя, не может принять себя после того, что сотворила десять лет назад. Вроде бы, плохо. Но так плохо, что даже хорошо.
Как украсть личность того, кто сам не свой? Вот серые и возятся с ней дольше обычного. И судьба ей уготована несколько иная. В связи с этим концовка фильма вызвала у зрителей и критиков всплеск эмоций. По большей части это приятное удивление, но элемент диссонанса так силен, что Даффилду даже пришлось давать пояснения: он и Кейтлин Дивер (она еще и исполнительный продюсер) так сильно симпатизировали героине, что решились на редкий сюжетный поворот, нетипичный для хоррора.
В результате можно даже воспринимать концовку так, как предложил Гильермо Дель Торо, рассуждавший в духе католической доктрины о благодати и спасении, приходящих через пережитые страдания. Этот вариант не избавляет от тревог. Религиозный догматизм не идеален даже для людей, а инопланетяне наверняка вообще мыслят иначе. К тому же, даже при определенном научном и культурном интересе к человечеству серые остаются оккупантами.
Можно также увидеть постироничность в благостном облачении героини в вышиванку и в танцах на фоне ковров и стен трактира, расписанных под славянскую мазанку. В танцах под присмотром летающих тарелок. Давно ведь известно, что грамотно контролируемый культ местечковой самобытности колоний работает на империю не хуже, чем лобовое насаждение своих устоев.
Но это именно не больше, чем постирония. Вряд ли Даффилд такой чудак, что всерьез рискнул бы испортить классный хоррор геополитикой. Этническая добавка, как и психопатологическая, как и антиутопическая, в этом тортике формирует только один из смысловых слоев.
Автор попроще устроил бы потрошилку в финале или мрачную антиутопию, означающую полный крах человечества или необратимый химический бой в мозге героини. Но у Даффилда всё сложнее. Где тут хорошо или плохо, где весело, где страшновато, смеяться или погрустить, трудно разобраться.
Наверно, всё вместе. Кульминация и финал – гениальный эксперимент Даффилда, который признался, что сам боялся такой дерзости, думал, что кто-нибудь читавший сценарий его все-таки остановит. Но не остановили.
И теперь кино укрепляет культовый статус и может стать классикой. Прекрасной как метамодерн-чудо в хорроре и как притча о жутком, но сладком падении человечества, которое нашло Бога в большеглазых лицах или просто с облегчением сбросило с себя груз исключительности.
При этом кино свободно от снобизма современных «возвышенных» хорроров, от левой «повестки» (страшно сказать, но автора можно даже обвинить в обратном, в пропаганде некого тоталитаризма и комфортной сервильности). Этот фильм как хорошая песня обрастает смыслами даже поверх того, что искренне пояснил Даффилд. В общем-то, так и бывает с серьезным искусством.
Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!