Найти тему
Кинокружок Курилова

Что это было: новые ужастики, балансирующие на грани с мистикой

Оглавление

Три фильма, в которых реальность оказывается не менее суровой, чем страшилки про ведьм, демонов и призраков. В одном авторы иронизируют над блогерами и соцсетями, в другом осуждаются вредные привычки, в третьем – деструктивные культы.

Кадр из к/ф «Корм».
Кадр из к/ф «Корм».

«Корм»: сауна с нечистью

В found footage прологе блогерша играет в Хезер Донахью из «Ведьмы из Блэр». После ее исчезновения в местах, где говорят о ведьме (есть тут легенда про Мэррит в озере из 17 века), знатоки соцсетей приезжает в глухомань по просьбе землевладельцев, желающих раскрутить глэмпинг на озере.

Парень Туман с подругой, его бывшая девушка и звезда соцсетей Джозефина (София Каппель, «Удовольствие») с новым бойфрендом, да еще парочка девиц поселились на острове посреди озера. И остров станет для них ловушкой.

«Когда вы перестаете верить в ведьм, вы начинаете верить в судороги». После таких шуток после получаса действия приятели купаются в озере и происходит первый хоррор-эпизод: что-то тянет купальщиков под воду...

К счастью, параллелей с The Blair Witch Projec нет, фильм идет своим путем, и живая камера только там, где герои делают записи для блога. Ужастик шведский, но самобытность не стоит рассчитывать, кроме слова «сауна» ничего скандинавского тут нет.

Постановка незамысловатая, герои ведут себя глупо. Одну слишком беспечно теряют, с другой пытаются поступить слишком не по-товарищески. Вера в ведьму утверждается очень легко, когда можно найти рациональное объяснение. Утянутую под воду подругу ищут криками над поверхностью...

Кадр из к/ф «Корм».
Кадр из к/ф «Корм».

Интересным решением можно считать дождь, дающий ведьме выход на сушу. Да и попытка скрестить историю про ведьму с озерным монстр-муви и слэшером выглядит неплохо. Как и кульминационные повороты сюжета, ради которых стоит смотреть весь фильм. Концовка даст нам понять, почему фильм называется именно Feed (это слово остроумно означает не только «Корм» для того, что плавает в озере, но и поток контента в лентах соцсетей).

«Кара»: дети подсолнухов

Австрийский фильм Heimsuchung («Кара», «Напасть») в России по традиции превратили в громоздкое «Заклятье. Дом тьмы». А кино, между тем, неплохое.

Кадр из к/ф Heimsuchung.
Кадр из к/ф Heimsuchung.

Михаелла выпивоха, да еще недавно устроила ДТП, и теперь у нее натянутые отношения с дочерью Ханной. После смерти отца Михаеллы семья приезжает в его домик, чтобы подготовить его к продаже. Ну, и успокоиться. По просбе жены муж уезжает поработать, оставляя героиню с дочерью.

Но нормальной реабилитации не выйдет. Девочка разговаривает с кем-то, и сама Михаелла слышит голоса... Риелтор называет низкую цену из-за репутации дома, говорит, что тут жила сумасшедшая...

Кадр из к/ф Heimsuchung.
Кадр из к/ф Heimsuchung.

«Мама, смотри! Тут тайные ходы!» – кричит дочь, бегая в подсолнухах. Они, конечно, не кукуруза, с головой не скрывают, но атмосферу этно-хоррора создают легко. Тут вообще пасторально, но подсолнухи – главное украшение.

Тема родовой напасти красиво зарифмована с зависимостью героини, которая то еще проклятие, конечно, для многих семей (кстати, по арабскому имени режиссера Ахмеда Абдель-Салама можно предположить, что у него есть и традиционно-духовное неприятие выпивки).

Кадр из к/ф Heimsuchung.
Кадр из к/ф Heimsuchung.

И большую часть картины, в которой не так уж много хоррор-моментов, трудно понять природу происходящего: то ли мистика, то ли наследственные психические проблемы. Труднее всего заканчивать такие фильмы. В данном случае авторам удалось пройти по грани мистического хоррора и психопатологической драмы.

«Ужас Истфилда. Первое изгнание»: одержимость экзорциста

Девяностые. Пролог готовит к тому, что в Истфилде ранее уже разбирались с одержимостью и экзорцизм был суровым испытанием для участников ритуала.

Кадр из к/ф «Ужас Истфилда. Первое изгнание».
Кадр из к/ф «Ужас Истфилда. Первое изгнание».

1994 год. Лара (Джорджия Эйерс) лунатит, устраивает голые танцы по ночам, видит демоническую жуть. Врач настаивает на госпитализации с шизофренией, муж уже не верит в медицину и обращается к главе религиозной общины, которая вызывает несертифицированного Ватиканом экзорциста с нагловатой физиономией и склонностью к жестким методам.

Главный герой тут скорее не изгоняющий дьявола, а его подопечная. И этот образ Австралийская актриса Джорджия Эйерс проживает играет с такой огненной экспрессией, что хочется пожелать ей новых работ в мрачном жанре (скоро будет триллер Violett, посмотрим). Экзорцист тоже хорош, Тим Пакок мастерски играет акцентуированную личность, по сути, одержимого. Подводя к мрачной иронии о том, что настоящие экзорцисты тут полицейские.

Как часто бывает, российское название «Ужас Истфилда. Первое изгнание» не вполне соответствует содержанию. Фильм отправляет нас на встречу с теми демонами, существование которых трудно отрицать, и он скорее не про «первое изгнание», а про современные отголоски охоты на ведьм.

Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!