Экзистенциальные тревоги матери-одиночки, оставшейся с двумя детьми в Европе. Эта тема прослеживается в парочке фильмов, которые я на этот раз решил добавить в свою коллекцию неглупых хорроров. А в остальном это очень разные ужастики.
«Рой». Фермерство высасывает все соки
Оставшись без мужа-фермера, мать двух детей Вирджини (Сулиан Брахим) решает вместо коз заняться модным среди фанатов Греты Тумберг разведением саранчи.
«В 100 граммах саранчи больше белка, чем в 150 граммах мяса. Люди этого не понимают...» – убеждает нас героиня. Однако сельское хозяйство в одной из ведущих стран ЕС оказывается непростым занятием, а саранче для размножения понадобилась специфическая пищевая добавка.
Фильм дебютанта Жюст Филиппо отбирали для Недели критики Каннского кинофестиваля в 2020 году. В 2021 году его выкупил Netflix. Наверно, это не зря, кино небанальное. Да еще и поднимает актуальный вопрос о сложностях выживания фермеров-одиночек в Европе.
Это неторопливая смесь хоррора с пачкой драм (производственной, социальной, семейной, экзистенциальной). Как настоящая французская драма, фильм слегка нездоровый, хотя бы в сценах кормления насекомых, да и в линии героини, которая в своей акцентуированности напоминает сразу нескольких персонажей Изабель Юппер.
Мы видим труд виноделов, животноводов. Узнаем как сложен рынок, что лакомиться экзотическими насекомыми французы не спешат, покупают по дешевке на корм уткам. Видим сложности работы одиночки без членства в колхозе, то есть в Федерации фермеров: нет субсидий, проблемы с закупками. В итоге фермер сводит концы с концами потом и кровушкой. Здесь это в прямом смысле. И чем дальше, тем больше хоррора.
Необычный фильм. Не очень люблю европейский киношный экзистенциальный полумрак, но выведение реалистичной производственной рамы на хоррор-уровень – весьма интересный ход.
«Кинотеатр кошмаров». Пять авторов и Микки Рурк
Этот фильм 2018 года – одна из самых удачных хоррор-антологий последних лет. При этом не страдающая дурновкусием в сочетании с левацкой «новой этикой», как часто бывает в последнее время, например, в антологиях «Погребальные байки» или «Американские кошмары».
Фильм делали пять серьезных авторов: Алехандро Бругуес («Истребитель зомби»), Джо Данте («Гремлины», «Вой», «Пираньи»), Мик Гэррис («Зубастики-2»), Рюхэй Китамура («Полуночный экспресс») и Дэвид Слэйд («30 дней ночи»). Их новеллы связаны сценами в кинотеатре, где мрачный киномеханик Микки Рурка крутит редким посетителям фильмы с их участием, в которых проявляются глубинные тревоги героев.
Что тут в прокате? Например, есть саркастический бодихоррор про пластическую хирургию, гротескное обыгрывание тезиса «внешность – не главное». Не сказать, что большой подарок от Джо Данте, я бы лучше посмотрел что-то ближе к его классике 80-х. Но и так сойдет.
Также тут крутят расколбасный хоррор про экзорцизм в женском монастыре. Кроме мистики это слэшер с элементами джалло и почти забытого поджанра nunsploitation про вольности в мире монахинь. Рюхэй Китамура дал жару. Из его новеллы, кстати, мог запросто выйти большой фильм, одной сюжетной линией режиссер не ограничивается.
Еще есть история про паренька, который начал видеть призраков в больнице. Изящно, но ничего принципиально нового. Кроме того, что отношения пацана с призраками родителей довольно необычны.
На второе место ставлю «Инцидент в лесу» Алехандро Бругуеса изобретательный ироничный постмодернистский молодежный слэшер, смешанный с элементами старинных Б-фильмов... не скажу о чем, чтобы не портить вам радость от отличного поворота сюжета.
Первое место в пятерке я уверенно отдаю невероятно эффектному по картинке черно-белому хоррор-психоделу «Путь к выходу» Дэвида Слэйда. Который греет душу любителям кино Дэвида Кроненберга (к «Экзистенции» тут даже отсылки) и фантастики Филипа Дика.
Героиня видит, как вокруг все превращается в тлен, дети отбиваются от рук. Похоже, это вообще не дети... Фильм можно оценить как антиутопию про инопланетян или гостей из другого измерения типа «Матрицы».
Также это похоже на психоделику про измененное сознание, вроде диковского «Убика». И уж точно это притча про крушение внутреннего мира женщины после расставания с мужем и попытки взять ситуацию под контроль. Ради таких красивых находок стоит смотреть антологии.
Cпасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!
Самые умные и крутые авторские фильмы ужасов 21 века (часть 18)
Самые умные и крутые... (часть 17) / Самые умные... (часть 16) /
часть 15 / часть 14 / часть 13 / часть 12 / часть 11 / часть 10 / часть 9 / часть 8 / часть 7 / часть 6 / часть 5 / часть 4 / часть 3 / часть 2 / часть 1