Всякий раз, возвращаясь к коллекции эстетских хорроров этого века, приходится фильтровать слова. Тяжело писать о хорроре в этом дивном новом мире. Иногда употребляю англоязычные названия и смягчающие неологизмы, боясь разбудить электрического пса... Ну, ладно. Поехали. Сегодня вспомню один старенький фильм и один относительно новый.
«30 дней ночи»: таких вампиров еще не было
Перед фильмом «30 дней ночи» (2007) режиссер Дэвид Слэйд снял триллер-хит «Леденец» (2005) с юной Эллиот Пейдж. Наверно, поэтому ему доверили масштабную постановку про вампиров с весьма приличными для хоррора деньгами – 30 млн баксов. При этом все было под контролем продюсера Сэма Рэйми (The Evil Dead, «Не дыши»), который бездумных и некрасивых хорроров в принципе не делает.
У фильма по комиксу о нашествии вампиров на Барроу, самый северный муниципалитет Аляски, есть еще несколько козырей.
1. Вампиры не прячутся на день (северная ночь длится месяц).
2. С одной стороны, это крутая северная готика, когда она еще не стала мейнстримом, с другой стороны, передаются приветы Карпентеру и фильму The Thing , что тоже неплохо.
3. Это серьезное кино. Вурдалаки похожи на народ, говорят на языке, похожем на какой-то европейский. Их вторжение напоминает военное, лишено свойственных жанру притворства и романтики. Все предельно жестко и бесцеремонно. Как на войне, тут есть свои предатели, ищущие выгоду от сотрудничества с оккупантом. Кроме того, обозначено и отношение захватчиков к местным: не брать в плен, не ассимилировать. Что-то похожее уже было в 40-е годы прошлого века.
4. Как на войне, есть и серьезная человеческая драма (она дана на примере одной семьи), выходящая за рамки развлекательного хоррора.
В итоге, конечно, комикс свое возьмет, но авторы сделали все возможное, чтобы этот фильм запомнился нам не как комикс.
«Бархатная бензопила»: искусство требует
Арт-критик Морф и его подруга, работающая на галерейщицу Родору, сталкиваются с коллекцией картин из квартиры неизвестного умершего художника Диза. Живопись безумного гения словно разговаривает со зрителем и производит фуррор. Но автор не зря завещал уничтожить коллекцию: магические полотна наводят в элитной тусовке свои порядки.
Картины метафорично расправляются с теми, кто видел в них инструмент наживы и спекуляции. Арт-сноб получит возмездие от арт-робота, над которым посмеялся. Профессионально деформированная экс-сотрудница музея сама станет объектом современного искусства. Стремящаяся разбогатеть на продаже полотен Диза высокомерная фифа буквально сольется с самой люмпенской, на ее взгляд, живописью...
Плюс под влиянием работ Диза взбунтуется тату одного из героев, напоминающее об идеалистичной юности, когда искусство было важнее денег. Тех, кто сохранил связь с творчеством, картины не тронут.
Вторая суровая сатирическая работа режиссера и сценариста Дэна Гилроя на тему масскульта, в которой он дал главные роли Джейку Джилленхолу и своей жене Рене Руссо. Первым был Nightcrawler про журналиста ночных новостей. На этот раз все круче, жести больше, и подана она в формате изысканного арт-хоррора.
Некоторые называют такое постхоррором. Мне это не нравится, думаю, достаточно приставки «арт-». Конечно, фильм родственен «Неоновому демону» Николаса Виндинга. Тут и сюрреалистический хоррор, и схожая подача сатиры: режиссер не издевается над героями, он и сам ощущает себя частью их мира. Единственная разница: метафорический ряд Гилроя доступнее для зрителя и хоррор-линия более традиционная для жанра. Проще говоря, это больше похоже на ужастик, пусть и с приставкой «арт-».
Спасибо за дочитку! Подписывайтесь, и продолжим!
Самые крутые и умные авторские фильмы ужасов 21 века (часть 10)
Самые крутые и умные авторские фильмы ужасов 21 века (часть 9)
Самые крутые и умные авторские фильмы ужасов 21 века (часть 8)
(часть 7) / (часть 6) / (часть 5) / (часть 4) / (часть 3) / (часть 2) / (часть 1)