Как говорится, что общего у Золя с Ральфом Лореном? А вот сейчас посмотрим.
Итак, "Добыча"
Это очередной роман саги о Ругон-Маккарах, по внутренней хронологии он второй и его надо читать сразу после "Карьеры Ругонов"
Изложена история второго брака Аристида Саккара (Аристид - один из сыновей Ругона, эсли что), вдохновенного финансового авантюриста, абсолютно беспринципного, хотя в романе "Деньги" он было дело показался мне не совсем пропащим. Честное слово, не помню, что я о нём тогда написала, сейчас цитату принесу. О:
Причём смотрите, ведь Саккар не мошенник, он свято верит в то, что говорит, в то, что делает, он ведь тоже вложился всей своей жизнью в это предприятие. У него мозги так устроены. И у него специфическая душевная организация, именно заточенная, чтобы увлекаться и увлекать. Он даже не совсем авантюрист, потому что фундамент строит грамотно. Но на определённом этаже своей вавилонской башни искренне не замечает, как теряет связь с реальностью.
Отнюдь от сих слов не отрекаюсь, в романе "Деньги" Аристид предстаёт именно таким. Он там постарше, жизнь пообтесала, товарищ неприятный, но проблески человечности таки есть.
А в "Добыче" он циничный тип по отношению к Рене и автор коррупционных схем в сфере градостроительства. Сын от первого брака растёт где-то на стороне. Женившись во второй раз, Саккар берёт сына-подростка в свой дом, под крылышко свежеиспечённой мачехи.
Мачеху - Рене - выдали замуж молоденькой, Аристиду срочно нужно было её приданое и большой кредит. Дела у него, понимаете. Мачеха старше пасынка (Максима), но не так уж существенно.
В момент первой их встречи Рене девятнадцать, Максиму тринадцать. И обратите внимание, на какой теме они нашли общий язык - на дизайнерских идеях касательно женского наряда!
Мальчик думал, что она ряженая. На ней была прелестная юбка из синего фая с широкими оборками, а поверх нее — нечто вроде гвардейского мундира из нежно-серого шелка. Полы мундира на синей атласной подкладке, более темного оттенка, чем юбка, были изящно отогнуты и скреплены бантами из лент, а широкие обшлага на рукавах и отвороты корсажа отделаны тем же атласом. Но самой смелой и оригинальной отделкой костюма служили огромные пуговицы из поддельного сапфира в лазоревой оправе, нашитые в два ряда на мундир. Это было безобразно и в то же время прелестно.
В наше время такой дурью в стиле милитари мается в основном Ральф Лорен, только его жакеты-мундиры комбинируются с джинсами, а не юбками
Так вот, юный Максим моментально предложил усовершенствовать наряд:
Он слегка покраснел, несмотря на свою смелость, подошел еще ближе и, очертив кончиком пальца острый угол на груди Рене, продолжал:
— Видите ли, по-моему, надо вырезать вот таким образом это кружево и надеть ожерелье с большим крестом.
Так что Рене с мальчиком подружились. В нём было что-то пассивное, женственное, он обожал ходить с Рене на примерки и вертеться у женских юбок. Супругу своему Рене была не слишком интересна, кроме как с финансовой точки зрения, и между прочим, он
а) смотрел сквозь пальцы на наличие у неё любовников;
б) поощрял её мотовство, безумные счета от портного, так как это опять же создавало вокруг него ауру богатства и укрепляло кредит. Демонстративное потребление, прямо по Жаку Бодрийяру.
Так что кончилось, истесно, романом между Рене и Максимом. Для неё это было серьёзно, для него - нет. Когда Максим женился на больших деньгах, Рене быстро съехала по наклонной, пристрастилась к картам, влезла в долги, через год умерла от менингита, долги заплатил её отец, т.к. у Аристида уже было шаром покати из-за его манеры спекулировать недвижимостью.
Итак, Аристид (дважды вдовец) разорился и пустился в новые аферы, на сей раз с финансовыми пирамидами, блистательно описанные в романе "Деньги". В этом же романе мы видим и Максима, который разбогател благодаря тому самому браку, продлившемуся полгода - он знал, что делал, невеста страдала туберкулёзом, она тоже знала, что и как, но полгода счастья было у обоих, между прочим, в Италии.
А что касается эстетики, то женские наряды, как видим, у Золя вполне вдохновляющие. Хотя, если вспомнить "Женское счастье", тканей на себя дамы во времена бель эпок наверчивали уж слишком много. Золя все эти центнеры шёлка и километры кружев описывает с придыханием, но на современный взгляд как-то это всё громоздко и душно.
И когда в той же "Добыче" автор берётся поражать воображение богатейшими интерьерами, то реально смотрится вычурно, перегружено и на грани кича:
...стол, стоявший посреди комнаты на мягком персидском ковре спокойных тонов, окруженный стульями с высокими черными спинками, отделанными золотой резьбой, которые обрамляли его темной чертой, возвышался точно ярко освещенный алтарь. Позади резных стульев в зыбкой тени едва виднелись панели стен, большой низкий буфет, бархатные портьеры. Взгляд невольно обращался к столу, наполняясь его ослепительным блеском. В центре стояла прелестная ваза из матового серебра с блестящей чеканкой, изображавшая группу фавнов, похищающих нимф; над группой из широкого раструба вазы ниспадал гроздьями огромный букет живых цветов. На обоих концах стола стояли другие вазы с цветами; два канделябра, подобранные к центральной вазе, прибавляли блеск своих свечей к огням люстры; каждый из них изображал бегущего сатира, который одной рукой прижимал к себе изнемогающую женщину, а другой держал подсвечник с десятью свечами.
Чёрные спинки стульев с золотой резьбой. Бархатные портьеры. Серебро с чеканкой туда же. И подсвечники в виде сатиров до кучи. Не, как-то это всё... сильно на любителя))
Хотя Роже Вадим, который снял по "Добыче" фильм и перенёс действие в 20 век, тоже насчёт обстановочки не стеснялся:
Роман не самый знаменитый, но в нём мастерски показано, как внутренний вакуум порождает увлечение и как это увлечение затягивает Рене, превращается в болезненную страсть, и как безвольный любовник Максим и рад бы, да не может сопротивляться.
Чем больше читаю Золя, тем больше у меня компромата на Набокова. Этот любовный треугольник по своей атмосфере - явно источник вдохновения для романа "Король, дама, валет". Планы прикончить Драйера родом из "Терезы Ракен", а универмаг Драйера - из "Дамского счастья". Дарю идею литературоведам. Набоков, наверное, всю жизнь удивлялся, что его за руку не поймали))
Ну расскажите мне, как вам нравятся Золя, Роже Вадим, Ральф Лорен, от кутюр и очешуительные интерьеры! Про Набокова тоже можно. В общем.