Найти тему
Российские аптеки

Ковид и мозг

Оглавление
Фото: Shutterstoсk/FOTODOM
Фото: Shutterstoсk/FOTODOM
  • Алексей Водовозов, научный редактор журнала, врач-терапевт, токсиколог, один из ведущих российских медицинских журналистов, лауреат профессиональных премий, автор книги «Лжедиагностика»:

«После столкновения с SARS-CoV-2 очень многие люди жалуются на нарушение когнитивных функций. Это происходит и во время болезни, и после нее, в рамках постковидного синдрома. Что знают ученые об этом явлении и научились ли как-то с ним бороться?»

Атака на центр принятия решений

Есть исторические данные, связывающие респираторные вирусы, включая возбудитель гриппа, с нарушениями функций головного мозга. В записях о пандемии «испанки» 1918–1919 годов множество сообщений о снижении когнитивных функций и трудностях со сном, которые примерно укладываются в клиническую картину, похожую на ковидный «мозговой туман». Данные о вспышке атипичной пневмонии в 2002 году и MERS в 2012 году позволяют предположить, что эти инфекции вызвали примерно у 15–20% выздоровевших людей депрессию, тревогу, проблемы с памятью и усталость, то есть опять же очень близкую симптоматику.

Пошел уже пятый год пандемии COVID-19, но у нас все еще нет убедительных доказательств того, что SARS-CoV-2 проникает через гематоэнцефалический барьер, который обычно защищает мозг от крупных и опасных молекул, переносимых кровью. Но мы знаем, что вирус может «автостопом» попадать в мозг через обонятельные нервы. У многих инфицированных взрослых генетический материал возбудителя был обнаружен в той части носа, которая инициирует обоняние. К тому же потеря этого чувства связана с разрушением поддерживающих клеток обонятельного эпителия, а собственно нейроны страдают уже от «вторичных ранящих снарядов», то есть цитокинов и осколков разрушенных клеток.

По оценкам исследователей, мозг после перенесенного COVID’а может «постареть» на 10–20 лет

Как COVID повреждает мозг?

В британском исследовании ученые сравнили изображения мозга, сделанные у людей до и после заражения COVID-19. Выяснилось, что части лимбической системы переболевших уменьшились в размерах по сравнению с неболевшими. Это возможный признак будущих проблем не только во время самой инфекции, но и в рамках постковидного синдрома. А лимбическая система – это и мотивация, и эмоции, и поведенческие реакции, и способность к обучению, и организация кратко- и долговременной памяти, и сон, и речь, и многое другое.

Рисунок. Механизмы поражения головного мозга при COVID’е / Источник: «DOI: 10.1126/science.abm205»
Рисунок. Механизмы поражения головного мозга при COVID’е / Источник: «DOI: 10.1126/science.abm205»

Российские ученые объяснили, почему может страдать память. Скорее всего вирус поражает астроциты, глиальные клетки, участвующие в формировании ритмов мозга, что приводит к нарушениям метаболизма и снижению синтеза глутамата, основного возбуждающего нейромедиатора, после чего начинают преобладать процессы торможения. А возможность SARS-CoV-2 заражать глиальные клетки была показана в специально проведенных экспериментах на культурах клеток.

К чему это может привести? Например, к потере памяти на лица. Патология называется прозопагнозией. Описан клинический случай 28-летней Энни, художницы-портретиста, которая после повторно перенесенного COVID’а внезапно перестала узнавать близких в лицо. Различать она их могла только по голосу. Женщине предъявили 60 изображений лиц знаменитостей и попросили их идентифицировать. Если в среднем люди правильно отвечают в 84% случаев, то Энни – только в 29%. С двойниками справилась лучше: когда демонстрировалась известная личность и похожий человек, Энни смогла их различить в 69% случаев (в контроле – 87%). Кроме того, у нее развился «топографический кретинизм», в медицине известный как навигационный дефицит. В супермаркете Энни не могла найти привычные отделы, а место парковки собственной машины узнавала только по «булавке» на онлайн-карте.

Через 3 месяца после выздоровления о сохранении «мозгового тумана» сообщают 20–30% пациентов с постковидным синдромом, через год эта цифра вырастает до 65–85%

COVID также может повлиять на мозг и косвенно. Вирус повреждает кровеносные сосуды, что приводит к нарушению снабжения кислородом и питательными веществами, а также активирует иммунную систему. Иногда это вызывает выработку молекул, которые не лучшим образом отражаются на функциях мозга.

Следует учитывать воздействие COVID’а на нервы, контролирующие работу кишечника. Это может повлиять на здоровье и видовой состав кишечных бактерий, которые, в свою очередь, связаны с активностью мозга. Вирус также может поставить под угрозу функцию гипофиза, регулирующего выработку гормонов. Сюда входит и кортизол, управляющий нашей реакцией на стресс. Дефицит кортизола может способствовать долгосрочной усталости и повышенной тревожности. Именно такая клиническая картина наблюдалась в рамках постковидного синдрома, причем проявления эти сохранялись в течение как минимум 1–2 лет после заражения.

Фото: Shutterstoсk/FOTODOM
Фото: Shutterstoсk/FOTODOM
Из известных состояний постковидный «мозговой туман» больше всего похож на синдром хронической усталости (миалгический энцефаломиелит)

➡️ Подробности

#sarscov2 #когнитивныефункции #постковидныйсиндром #функцииголовногомозга