Найти тему
History Experience

Как Гитлер оправдывал свой режим в Германии? Выход Германии из Лиги Наций и референдум 12 ноября 1933г

Проиграв в Первой мировой войне, Германия не вошла в число стран учредителей Лиги Наций, образованной в 1919. Страна присоединилась к этой организации лишь в 1926, после заключения Локарнских соглашений, в соответствии с которыми подтвердила отказ от территорий, примыкавших к ее западной границе - Эльзаса и Лотарингии, округа Эйпен и Мальмеди. Германия согласилась также с сохранением Рейнской демилитаризированной зоны и обязалась подчиняться решениям Лиги Наций по территориальным спорам.

2-го февраля 1932 года в Женеве (Швейцария) после длительного подготовительного периода открылась Конференция по разоружению, созванная по инициативе Совета Лиги Наций. 63 государства направили своих представителей на эту конференцию. Из них 9 (СССР, США, Афганистан, Бразилия, Египет, Коста-Рика, Мексика, Турция, Эквадор) в Лигу Наций не входили.Целью этого форума была выработка и подписание договора о всеобъемлющем сокращении вооружений, и особенно наступательного оружия.

2 февраля 1932 года. Женева
2 февраля 1932 года. Женева

Германия, армия и флот которой уже были ограничены Версальским мирным договором, потребовала от других стран разоружения до её уровня, а в случае отказа требовала предоставить ей право наращивать свою военную мощь. Франция, которую страшило восстановление мощи Германии, доказывала, что разоружению должно предшествовать обеспечение безопасности, а также настаивала на предоставлении гарантий безопасности и учреждении международной полиции до того, как она сократит численность собственных вооруженных сил. Летом 1932 года, когда участники форума зашли в тупик, конференция была закрыта. Повторно конференция была созвана в феврале 1933 года, спустя всего несколько дней после прихода к власти в Германии Адольфа Гитлера. Полные решимости вновь вооружиться, власти Германии отклонили все предложения.

-2

Осуществляя свою программу подготовки войны, гитлеровское правительство  заверяло всех в своём искреннем миролюбии. В первом же воззвании нового кабинета "К германской нации" говорилось, что новое "национальное правительство" Германии "преисполнено сознанием важности задачи содействовать сохранению и укреплению мира, в котором человечество нуждается теперь больше, чем когда бы то ни было".
Германское правительство определяло цели внешней политики Германии в двух крайне туманных пунктах: 1) "утверждение права на жизнь" и 2) "восстановление свободы". Оба эти пункта сводились к общему требованию "равноправия" Германии, в особенности в вопросе о вооружении. Германское правительство, гласила декларация, считает своим долгом добиваться отмены дискриминации в отношении Германии и "равноправия" как "инструмента мира". Гитлер изображал себя решительным сторонником европейского мира. Он утверждал, что главная угроза для мира кроется в безоружности и беззащитности Германии перед лицом большевистской опасности. Мировая реакция с удовлетворением приняла эту декларацию. Английская пресса, поддавшаяся на эту уловку Гитлера, отметила, что в первый раз Гитлер объявляет главным врагом Германии не Версальский договор, а марксизм и большевизм.

Пропаганда Германии
Пропаганда Германии

Назначение Гитлера рейхсканцлером было встречено сдержанно в дипломатическом мире. Но общественное мнение в Европе было сильно возбуждено. Английская  печать, всё ещё соблазняемая антибольшевистскими посулами Гитлера, уверяла, что приход его к власти не окажет большого влияния на международные отношения.
15 сентября 1933 г. барон Константин фон Нейрат (1873 - 1956 гг., рейхсминистр иностранных дел) решительно потребовал, чтобы Конференция по разоружению признала равноправие Германии. В противном случае "неизбежен провал идеи разоружения со всеми трагическими последствиями".
  Однако Франция за время трёхмесячного перерыва работ конференции пришла к выводу, что при быстром вооружении Германии вообще нет смысла рассматривать мероприятия по разоружению. Французская делегация предложила утвердить вооружения на достигнутом уровне и отказаться в течение четырёх-пяти лет как от разоружения, так и от довооружения. При этом французы настаивали на принятии системы санкций в отношении нарушителей предлагаемого постановления.Англия и Италия отказались поддержать французское предложение. Но американский представитель Норман Дэвис выступил на его защиту. Соглашение, наконец, было достигнуто.
24 сентября 1933 г., на собрании Лиги наций, барону фон Нейрату от имени четырёх держав (Англии, Франции, Италии и США ) был предложен проект нового договора. Он устанавливал два этапа разоружения: первый — период стабилизации от трёх до четырёх лет, в течение которого Германия должна была заменить свою систему долгосрочной службы краткосрочной; второй этап — тоже от трёх до четырёх лет, в течение которого должно быть проведено фактическое разоружение.
Германия отказалась принять этот проект. Германский министр внутренних дел Вильгельм Фрик (1877 - 1946) заявил в Берлине, что Германия не желает больше играть роль изгоя; если ей отказывают в равноправии, она не будет впредь участвовать в международных конференциях.

Константин фон Нейрат.
Константин фон Нейрат.

6 октября 1933 г. германское правительство обратилось к английскому и итальянскому правительствам с нотой, в которой заявляло, что принятие предложений четырёх держав означало бы дискриминацию, на которую Германия не может согласиться: "Германия желает получить либо полную свободу, либо подвергнуться таким же качественным ограничениям, как и другие страны". Начались новые переговоры. В течение трёх дней, с 9 по 11 октября, представители пяти держав в Женеве пытались смягчить германскую позицию, выраженную в ноте от 6 октября.
Председатель германской делегации на конференции Рудольф Надольный продолжал упорствовать. 13 октября Гитлер собрал кабинет, вызвал в Берлин рейхспрезидента Пауля фон Гинденбурга  и поставил вопрос о выходе Германии из Лиги наций.

14 октября 1933 г. Джон Саймон (1873 - 1954, министр иностранных дел Великобритании) выступил в Женеве с новым предложением — удлинить период разоружения до восьми лет; в течение этого срока выполнялась бы программа, обеспечивающая разоружение, безопасность и равноправие всех держав.
Тотчас после совещания председатель конференции получил от германского министра иностранных дел телеграмму следующего содержания: "В свете того направления, какое приняло в последнее время обсуждение державами вопроса о разоружении, ясно, что конференция по разоружению не выполнит своей единственной задачи — общего разоружения... Германское правительство вынуждено поэтому покинуть конференцию по разоружению".
Через несколько дней, 19 октября 1933 г., германский министр иностранных дел послал генеральному секретарю Лиги Наций короткую телеграмму: "От имени германского правительства имею честь настоящим сообщить вам, что Германия заявляет о своём выходе из Лиги Наций, согласно пункту 3 статьи 1 устава". В связи с этим Гитлер президентским указом Гинденбурга распустил рейхстаг и назначил референдум и  выборы в парламент(рейхстаг) на 12 ноября. Он заявил, что "германское правительство увидело в решениях конференции несправедливую и унизительную дискриминацию германского народа. Оно не сочло больше возможным поэтому участвовать в работах конференции, где немецкую нацию третировали как бесправную и второразрядную". Выборы нового Рейхстага поставят этот вопрос на суд немецкого народа, который должен вынести своё окончательное суждение.

Референдум 1933:

Референдум об уходе из Женевы и Лиги Наций был обставлен как плебисцит о возвращении суверенитета и ревизии Версальского мира. Была выбрана символическая дата – 12 ноября, то есть на следующий день после годовщины подписания перемирия в Великой войне. Гитлер обрисовал это так: «11 ноября немецкий народ формально потерял свою честь, но вот прошло пятнадцать лет, наступил день 12 ноября, и немецкий народ вернул себе честь».

Одновременно с референдумом объявили и новые выборы в рейхстаг по единому списку, который состоял из нацистов и беспартийных «гостей» – небольшого числа консервативных союзников режима, которых решили включить для представительности. В преддверии голосования на немцев обрушилась вся мощь государственной пропаганды с призывами голосовать за выход из Женевы и Лиги, а также за «список фюрера». 88 писателей и поэтов подписали клятву верности Гитлеру. В поддержку канцлера в радиообращении к соотечественникам выступил и президент Гинденбург.

86-тилетний президент Гинденбург назначил главу НСДАП Адольфа Гитлера рейхсканцлером Германии
86-тилетний президент Гинденбург назначил главу НСДАП Адольфа Гитлера рейхсканцлером Германии

Явка составила 96%. За уход из Женевы и Лиги Наций проголосовали 95%, против – 5%.  За единый список нацистских и беспартийных кандидатов в рейхстаг проголосовали 92% избирателей.

Опираясь на результаты референдума, Гитлер перестал скрывать программу перевооружения и расширения рейхсвера. В преддверии голосования военный министр Вернер фон Бломберг разослал войскам директиву «сопротивляться как можно дольше» в случае, если соседи решат вторгнуться в Германию в ответ на нарушение условий Версаля. Сомнений в том, что итогом такого вторжения станет полный разгром немцев, у генералов не было. Однако никто на Германию не напал, и Гитлер получил полный карт-бланш на реализацию своей военной программы.

Уход Германии с Конференции по разоружению и её заявление о выходе из Лиги Наций означали новый этап не только в политике Германии, но и в дальнейшем развитии международных отношений. Период пацифистских конференций, переговоров и соглашений закончился.