Найти в Дзене

Бизнес-план автосервиса: как правильно составить

Оглавление

Число автомобилей на дорогах постоянно растет, а вместе с тем и потребность людей в услугах качественного автосервиса.

Преимущества автосервисного бизнеса:

  • Постоянно растущий спрос из-за прироста населения.
  • Новые технологии способствуют расширению спектра услуг.
  • Не считается сезонным бизнесом.
  • Оправданная стоимость услуг.
  • Постоянная потребность в услугах из-за аварийных ситуаций на дороге или износа автомобиля.
  • Много автомобилей с пробегом, которые нужно постоянно обслуживать.
  • Простая отчетная документация.
  • Можно менять или расширять перечень предоставляемых услуг.
  • Быстрая окупаемость всех затрат.
  • При закрытии автосервиса можно легко продать оборудование.
По статистике, каждый автовладелец обращается в автосервис около 5 раз за год.

Но у автосервисного бизнеса есть и недостатки:

  • высокая конкуренция;
  • большая ответственность за оказанную услугу и за сохранность транспорта;
  • нехватка опытных мастеров.

Если нужно запустить автосервис с нуля, то лучше нацелиться на обслуживание подержанных автомобилей. Но стоит учесть, что ремонт таких автомобилей может затрудняться отсутствием запчастей или комплектующих на рынке.

Зачем нужен бизнес-план автосервиса

Составленный с умом бизнес-план ускорит запуск бизнеса, поможет грамотно распределить бюджет и даже привлечь инвесторов, если это необходимо. Для грамотного плана бизнеса нужно рационально оценить возможности для реализации идеи, найти потенциальные источники дополнительных ресурсов.

Бизнес-план автосервиса
Бизнес-план автосервиса

Основные задачи плана для запуска бизнеса с нуля:

  • Определение ниши, местоположения, целевой аудитории(потребителя);
  • Выбор направления развития организации, учитывая тенденции спроса на рынке;
  • Формирование конечного перечня услуг;
  • Определение потребности в кадрах и способа мотивации сотрудников;
  • Расчет материальных возможностей для реализации;
  • Прогнозирование возможных рисков.

В бизнес плане нужно учесть все: подбор кадров, закупка оборудования, расходы и доходы. Чтобы коммерческая организация развивалась и увеличивала обороты, нужно просчитать все для эффективной работы.

Основные разделы бизнес-плана автосервиса

Рыночная ниша

Скорость развития бизнеса зависит от правильного выбора направления для текущей рыночной ситуации. Например, нет смысла открывать автосервис для ремонта автомобилей премиального класса в маленьком городе. Несколько автомобилей на весь город не смогут обеспечить стабильный доход автосервису.

При составлении бизнес-плана нужно хорошо продумать какие услуги пользуются наибольшим спросом сейчас, и на какие из них спрос будет расти в будущем.

Рынок автосервиса на 2021 год
Рынок автосервиса на 2021 год

Чтобы сформулировать перечень таких услуг, стоит понять кто ваш идеальный клиент и какие у него потребности. Автосервис может работать с физическими и юридическими лицами. Можно, например, заключить договор со страховой компанией и оказывать услуги по ремонту автомобилей после ДТП.

Автосервис может получать стабильный доход, если выиграет тендер на ТО автомобилей какой-то конкретной организации. У большинства государственных предприятий имеется свой автопарк, который нужно где-то обслуживать.

Направление, которое вы выберете, будет влиять на спектр предоставляемых услуг и их стоимость.

Пример перечня возможных услуг автосервиса для бизнес-плана:

  • периодическое ТО (замена масла, фильтров и других расходников);
  • предпродажная подготовка;
  • покрасочные работы;
  • развал-схождение;
  • диагностика перед государственным техосмотром;
  • рихтовка кузова;
  • ремонт двигателя и подвески;
  • работы с электроприборами и проводкой;
  • шиномонтаж;
  • мойка кузова и чистка салона;

Чтобы развивать и расширять бизнес, можно выбрать одно из следующих направлений:

  • универсальный автосервис, в котором обслуживают любые автомобили;
  • сеть автосервисов, которая специализируется на конкретной марке автомобиля;
  • сеть СТО, которая обслуживает автомобили эконом- и среднего классов.

Чтобы выбрать специализацию наиболее удачно, проанализируйте конкурентов: оцените спрос, сколько обслуживается автомобилей, какие услуги наиболее популярны.

Еще один способ определить, какие услуги пользуются популярностью - это воспользоваться статистикой запросов в поисковых системах. Сделать это можно с помощью “Вордстат” от “Яндекс”. Подробные инструкции о том, как пользоваться этим сервисом, можно найти в интернете.

Только после того, как точно сформулирован перечень услуг, можно приступать к подсчету финансовой части бизнес-плана.

Определение потребителя

Обслуживание и ремонт автомобиля - это важная потребность для любого автовладельца. Число автомобилей на дорогах постоянно растет. Если прошлые десятилетия это были в основном машины российского автопрома, и автовладельца могли самостоятельно проводить обслуживание автомобилей, так как их устройство довольно простое, то сейчас все иначе. Люди приобретают разные иномарки, в которых даже для замены масла и тормозной жидкости требуется специальная аппаратура.

Поиск клиентов
Поиск клиентов

Чтобы суметь охватить максимально широкую аудиторию потребителей, нужно проанализировать их запросы и потребности. Проведите анализ всех возможных клиентов: от студентов на малолитражных автомобилях до любителей спортивных автомобилей.

Выберите основную целевую аудиторию, с которой будете работать. Нужно уметь разговаривать с клиентом на одном языке, чтобы заинтересовать его. Человек, который будет к вам расположен, обязательно вернется снова в ваш сервис и порекомендует его знакомым.

Выбор поставщиков

При составлении бизнес-плана нужно определиться с поставщиками, так как вне зависимости от того какую специализацию вы выбрали, для ремонта автомобилей нужны запчасти или услуги, которые самостоятельно вы оказать не можете.

Это могут быть как розничные магазины, так и крупные торговые сети, которые поставляют оригинальные запчасти оптом. Если бюджет позволяет закупать запчасти в большом количестве, то лучше делать это через сетевые торговые марки. Но если нет необходимости в регулярных закупках больших партий, то рациональней заключить договор с розничной торговой компанией.

Поиск поставщиков
Поиск поставщиков

Надежнее и выгоднее покупать запчасти сразу у производителя, а не через посредников. В таком случае при длительном и регулярном сотрудничестве можно получать разные бонусы и скидки. Но будьте внимательны, не покупайте запчасти у производителей с плохой репутацией или тех, в ком вы не уверены. Тем более не стоит доверять качеству той запчасти, которую клиент принес сам.

Идеальный вариант для клиента - это, когда у него есть выбор: установить оригинальную запчасть, которая стоит дороже, или заменить ее более дешевым аналогом.

Важно отнестись серьезно к выбору поставщиков, так как качество и стоимость закупаемых автозапчастей будет напрямую влиять на качество и стоимость самой услуги по ее замене. Изучите все предложения продавцов на рынке, почитайте отзывы и выделите наиболее надежных. В договоре должны быть прописаны все условия вашего сотрудничества: гарантии, правила обмена и возврата в случае брака или отказа клиентом.

Местоположение автосервиса

Выбрать место под автосервис лучше еще до начала составления бизнес-плана. Есть несколько вариантов локаций, которые стоит искать. Лучше всего подойдет участок, где чаще всего бывают ваши потенциальные клиенты, например, часть города, в которой расположено много автосалонов, автомагазинов и автомастерских. Но помимо постоянного потока автовладельцев, можно столкнуться с серьезной конкуренцией, так как на этой территории уже есть автомобильные мастерские.

При выборе места под автосервис подумайте о комфорте клиентов. В идеале рядом с мастерской должно быть место для парковки и остановка общественного транспорта поблизости. Так как, если будет необходимо оставить на долгий срок автомобиль, то его владельцу может понадобиться общественный транспорт.

Место под автосервис
Место под автосервис
Оцените возможность размещения яркой вывески над сервисом, чтобы проезжающие мимо люди могли узнать о вас.

Необходимое оборудование

Расходы на закупку необходимого оборудования и мебели - это обязательная составляющая любого бизнес-плана. Стоимость необходимых комплектующих может варьироваться в зависимости от производителя, характеристик, стандартной комплектации.

Чтобы вам было легче сориентироваться, мы составили примерный список оборудования для определенных видов работ:

Ремонт двигателя и подвески:

  • Диагностический стенд;
  • Автосканер;
  • Двухстоечные подъемники;
  • Сварочный аппарат;
  • Мотор-тестер;
  • Набор инструментов;
  • Рабочие столы, стеллажи.

Ремонт и покраска кузова:

  • Сварочное оборудование;
  • Рихтовочный стенд и инструменты;
  • Компрессор;
  • Краскопульт;
  • Спецодежда;
  • Индивидуальные средства защиты.

Шиномонтаж:

  • Балансировочный станок;
  • Шиномонтажный станок;
  • Компрессор;
  • Пневмогайковерт;
  • Домкраты.

Мойка:

  • Система для очистки и циркуляции воды;
  • Компрессор;
  • Аппарат для горячей мойки;
  • Аппарат для холодной мойки;
  • Пылесос;

В перечень расходов бизнес-плана автосервиса стоит включить спецодежду, обувь для работников, индивидуальные средства защиты. Если бюджет позволяет, то можно заказать форму с логотипом организации. Хорошо, если это будет корпоративная форма, в том числе и для административного персонала.

Помимо технического оборудования, потребуется офисная техника и кассовое оборудование. Ниже приведен примерный перечень такой техники.

  • Кассовый аппарат;
  • Платежный терминал для безналичной оплаты;
  • Ноутбук ил стационарный компьютер;
  • Принтер;
  • Сканер;
  • Телефон;
  • Столы и стулья.

Для автоматизации бизнес-процессов потребуется программное обеспечение. Такие программы облегчают анализ и контроль всех этапов производственной деятельности, позволяют найти области просадки и ускорить обслуживание.

Сотрудники

От специализации автосервиса зависит то, какая квалификация должна быть у сотрудников.

Работать можно самостоятельно, если оформить себя самозанятым или зарегистрировать свое ИП. Но любому бизнесу нужно предоставлять налоговые отчеты и вовремя оплачивать налоги. Если мастерская небольшая, то не обязательно нанимать штатного бухгалтера. В таком случае выгоднее обратиться в специальные организации или заключить договор со специалистом, который работает на аутсорсинге.

Поиск персонала
Поиск персонала

Если планируется запуск крупного предприятия, то нужно составить график работ и расписать должностные обязанности для каждого сотрудника.

Для автосервиса с большим потоком клиентов потребуется дополнительный персонал. Например, понадобится администратор, который будет встречать клиентов, оформлять нужную документацию, принимать оплату.

А чтобы привлекать больше новых клиентов, может потребоваться специалист по рекламе. Для большого предприятия лучшим решением будет заключить договор с рекламным агентством. А небольшой автосервис может сотрудничать со специалистами, которые работают на фрилансе.

Финансовый раздел бизнес-плана автосервиса

Расчет прибыльности автосервиса

Расчет прибыльности автосервиса нужен для оценки рентабельности бизнеса, так можно определить период окупаемости.

Нужно посчитать общий доход - сумму стоимость одного рабочего часа всех сотрудников умножить на общее время работы сервиса за месяц.

Например: у вас работает 4 сотрудника с разным уровнем квалификации. У двоих час работы стоит 1 000 ₽, а остальных - 1 500 ₽. При работе 40 часов в неделю общая выручка предприятия за месяц будет следующая: (1 000 ₽ х 2 человек + 1 500 ₽ х 2 человек) х (40 часов х 4 недели) = 800 000 ₽.

Для расчета чистой прибыли нужно вычесть из дохода все затраты. В статье расходов также стоит учесть затраты на запчасти, расходники и рекламу. Объем затрат на эти цели сугубо индивидуален для каждого автосервиса, поэтому приводить точные цены мы здесь не будем.

Поиск точки безубыточности

Сумма дохода с оказания всех услуг автосервиса с маржинальной частью, которая покрывает все затраты, - это точка безубыточности. Автосервис получает чистую прибыль тогда, когда переходит точку безубыточности. То есть прибыль - это остаток с дохода после уплаты всех расходов.

Например: общая сумма расходов автосервиса за месяц составляет в районе 600 000 ₽. Найдем точку безубыточности: 600 000 ₽ / 160 рабочих часов в месяц = 3 750 ₽ - столько должен зарабатывать автосервис каждый рабочий час.

Рентабельность и окупаемость автосервиса

Помимо прибыльности организации, в бизнес-плане нужно указать в процентах сколько предприятие приносит чистой прибыли по отношению ко всему доходу. Так выражается рентабельность.

Окупаемость - это скорость возвращения вложенных средств. Чем быстрее это происходит, тем больше возможностей для расширения предприятия и привлечения инвесторов. Перед запуском автосервиса обязательно нужно рассчитать период окупаемости.

Для этого нужно сумму вложенных на запуск средств разделить на сумму чистой прибыли за месяц. Так можно понять за сколько месяцев вложенные средства вернуться владельцу в полном объеме.

Бизнес-план нужен любому предпринимателю, который принял решение запустить свой бизнес. Автосервис - тоже бизнес и требует предварительных расчетов, анализа и прогноза. Чтобы бизнес не прогорел в самом начале, стоит учесть все возможные риски и возможности для роста.

А о том как управлять автосервисом и что делать, чтобы привлечь больше клиентов, расскажем в наших следующих статьях. Подпишись, чтобы не пропустить!