Найти в Дзене

Александра Маринина: трансформация жанров. Выступление на «Книжном маяке»

Оглавление

Все знают писательницу Александру Маринину, как беллетриста, автора серии детективов про Настю Каменскую. Многие читали ее последующие книги с углублением в психологизм. А теперь мы начинаем знакомиться с ее документально-просветительскими книжками о Шекспире и его времени. Статья написана по следам впечатлений от встречи с писательницей на ее творческом вечере.

Отчего писатели меняют жанры и направления творчества?

Недавно в Петербурге проходил традиционный фестиваль «Книжный маяк Петербурга». В отличие от ежегодных книжных ярмарок, ориентированных и на издателей, и на читателей, «Книжный маяк» - мероприятие профессиональное. Свои текущие проблемы обсуждают работники книжной сферы: издатели, библиотекари, ведущие специалисты книжных магазинов и – конечно – писатели: без них никак.

Афиша с мероприятия в Доме Журналистов Санкт-Петербурга
Афиша с мероприятия в Доме Журналистов Санкт-Петербурга

На этом замечательном мероприятии побывала в качестве зрителя и я. Меня привлекло название выступления Александры Марининой (в миру – Марины Анатольевны Алексеевой). В нем присутствовали слова "личностная трансформация"! Ранее, по эпизодическому общению в соцсети с М.А., я уже успела понять, что она незаурядный, глубокий и умный человек. К тому же и диссертация у нее написана на тему психологии личности преступника еще в бытность ее работы в милиции. Так что решила: иду!

На вечере писательница рассказывала, в основном, как она трансформировалась в автора исторической темы, связанной с Шекспиром. Толчком к написанию ею книг этого жанра стало общение с подростком, которому Шекспир был неинтересен, текст его тягомотным, но все эти интриги-убийства-заговоры королей, пересказанные Марининой, показались увлекательными. И в целом зашла речь о том, как писатели – и не только писатели, – рассказывая о минувших временах искажают так и сяк разные моменты истории.

Однако о предыдущих своих личностных трансформациях она рассказала мельком, так что пришлось глянуть в Википедию.

Что мне показалось интересным в биографии писательницы?

Фото кадров фильмов с Каменской из свободного интернета
Фото кадров фильмов с Каменской из свободного интернета

Начало писательского пути было похоже на начало пути в литературу любого человека нелитературной профессии: что-то написала в газетку, что-то опубликовала в журнале. И оказалась в нужное время в нужном месте: увлекательные книжки о Каменской показались перспективными для издательства и впоследствии издавались немыслимыми тиражами.

Из той же Википедии я узнала любопытный факт, что писательница запатентовала не только свой псевдоним, но и фамилию своей раскрученной героини: "В декабре 2003 года писатель Марина Анатольевна Алексеева зарегистрировала в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации свой литературный псевдоним "Александра Маринина", а также варианты имени основного персонажа своих детективных романов "Каменская" и "Настя Каменская" в качестве товарных знаков, став их единственным правообладателем". Все-таки М.А. юрист, свои права знает и не хочет, чтобы, к примеру духи назывались "Настя Каменская".

И то, что позже Марина Анатольевна сменила вектор своих книг от Каменской к психологии, тоже понятно. Вы ведь помните, что она кандидат психологических наук. А тема ее диссертации «Личность осуждённого за насильственные преступления и предупреждение специального рецидива». Отсюда и другая серия книг с упором на психологизм.

Обложки книг Александры Марининой из свободного интернета
Обложки книг Александры Марининой из свободного интернета

Познакомившись с биографией писательницы, я поняла и повышенный интерес Марины Анатольевны к английской истории, и к Шекспиру. Она училась в английских школах (школах с углубленным изучением языка) и в Ленинграде, и в Москве, куда переехала в подростковом возрасте с родителями. Предположу, что она и Шекспира читала на английском, прежде чем начала писать об истории и творчество этого великого автора.

На вечере я, как и некоторые другие посетители, купила одну из книг новой серии писательницы. Книги продавались у входа в конференц-зал.

Обложка книги Александры Марининой. Фото авторское.
Обложка книги Александры Марининой. Фото авторское.

И снова о творческом вечере Марининой

Рассказывала о своих просветительских исторических книгах Марина Анатольевна так же интересно, как она пишет. Все гости слушали ее с большим вниманием, а также держали наготове книги, чтобы бежать за автографами, как только закончится выступление. Выступление было коротким всего один час. На вопросы времени почти не отводилось. Но двоим мужчинам позволили задать вопросы. Каждый спрашивал что-то историческое, о связи времен. И на эти вопросы писательница ответила закругленно, не вдаваясь в подробности, однако квалифицированно.

Потом все толпой кинулись к столу, за которым выступала автор, за автографами.

Тут мы, можно сказать, развиртуализировались с Мариной Анатольевной - я напомнила, где мы были "френдами" :) - и перекинулись парой слов. Оказалось, что у нее не было в тот момент ручки, и я подарила ей свою, желтенькую, которую и видно на фото.

Встреча Александры Мариной с читателями на "Книжном маяке Петербурга", фев. 2024. Авторское фото.
Встреча Александры Мариной с читателями на "Книжном маяке Петербурга", фев. 2024. Авторское фото.

Замечу, что Марине Анатольевне не очень понравилось, что посетители делают репортажные, непрофессиональные съемки. Она даже попросила кого-то ее не снимать. Сказала: "Ну не надо меня снимать, у меня же очки на нос падают, когда книги подписываю". По-человечески это очень понятно, потому тут выкладываю ее в таком, слегка загадочном и затененном образе.