Скуфизм – своеобразная практическая философия, которую, в общем и целом, несколько тысяч лет назад можно было бы отнести к классическому эвдемонизму. Начав свою славную историю на имиджборде двача, скуфизм кодировал себя на язык мемов, чтобы стать общедоступным источником житейской мудрости.
Поиск счастья – процесс трудный. «Кому на Руси жить хорошо?» иногда важнее, чем «Кто виноват?». Ещё начиная с Василия Розанова, тема любви к родной почве стала тесно переплетаться с метафизикой быта и семейными ценностями. Так ли нужна отвлечённая философия, когда страдания велики, а ум томится от лживых обещаний культуры?
В 2018 г. Алексей Скуфьин озвучил печаль и гнев огромного количества людей России: жизнь в принципе тяжела, но сопротивление злому року обстоятельств едва ли возможно, и если это так, то бытовой консерватизм, соединённый с гедонизмом, раскрывается в пространстве семейных ценностей как спасение от лживого инфантилизма и надежды на что-либо.
Над скуфами смеются очень зря. Скуфизм – философия последовательная, внутренне непротиворечивая и всегда практико-ориентированная. Его аксиоматика прозрачна и ясна всякому:
- Патриотические и семейные ценности настолько сильны, что политическая пропаганда лишь выражает то, что и так существует в самой ткани русского бытия
- Принятие этих ценностей не нуждается в какой-либо критическом работе ума, потому что сопротивление тому, что сильнее вас – неразумно, и тогда разумно будет встать на сторону сильного
- Настоящая любовь к себе возможна лишь тогда, когда вы отвергаете не только «прогрессивные» ценности (успех, продуктивность, материальное благополучие и т.д.), но и ценности творчества и личностной самореализации.
- Радость – в конкретных, чувственно-воспринимаемых и материально доступных вещах, которых не нужно стыдиться, потому что мнение других – всего лишь слова, а жизнь конечна, скоротечна и вне моментов радости лишена всякого смысла.
Скуфизм – философия русской усталости. Скуфизм сочетает в себе стоическую апатию, эпикурейскую метафизику удовольствий и ницшеанское неприятие общественной «прогрессивной» морали.
Может показаться, что скуфы идут рука об руку с политическими консерваторами, но это не так. Скуф принимает патриотизм как неизбежность, а не как добродетель. Скуфу также чужды идеи традиционализма, потому что единственная возможная традиция для скуфизма – традиция, одобренная законодателем (чудовище Гоббса, которому лучше подчиниться). Поменяется законодатель – поменяется и традиция. В ответ на «Что я могу знать» Канта и «Что делать?» Чернышевского скуф без сомнения скажет «А что от этого изменится?»
P.S. Современная кринж-философия невозможна вне рамок кринж эстетики. Поэтому сама по себе идея написать про скуфизм — органический ответ на эпоху, когда отвага состоит в том, чтобы писать, не боясь эстетического неприятия со стороны читателя.
#кринжпост