11 марта 1818 года в Марселе родился выдающийся артист балета, балетмейстер, педагог Мариус Петипа. В 1847 году по приглашению российских властей танцор приехал в Санкт-Петербург, и с учетом того, как много было сделано им в России и как сильно и искренне он ее полюбил, слово «иностранец» к Петипа можно применить с трудом. Он принял подданство Российской империи и делами своими стал неотъемлемой частью именно русской культуры. Его имя в истории русского балета упоминается столь часто, что фамилию Петипа впору принять за балетный термин, наподобие «па» или «па-де-де».
Первой большой удачей Петипа-балетмейстера стала «Баядерка» — балет на музыку Людвига Минкуса. Потом были «Спящая красавица» на музыку Петра Ильича Чайковского (только при жизни Петипа этот балет исполнялся более 200 раз), балет «Лебединое озеро» (можно сказать, один из символов русского балета на музыку того же Чайковского), «Щелкунчик» (снова Петр Ильич, их тандем стал союзом на все времена), «Раймонда» (музыка Александра Глазунова), «Сон в летнюю ночь» (музыка Феликса Мендельсона и Людвига Минкуса). Всего наследие Петипа насчитывает свыше 60 балетных постановок, ставших для русского классического балета поистине эталонными и определивших его лицо на много десятилетий вперед. Если считать, что русский классический балет, как никакой иной, до сих пор живет, придерживаясь строгих правил (а исключения эти правила лишь подтверждают), то русское балетное «законодательство» написано при активном участии Петипа.
Сегодня постановки Мариуса Петипа переосмысливаются многими современными хореографами. В балетных афишах рядом с именем Петипа мы видим имена тех, кто подверг его труд определенной обработке, дополнил балетный рисунок уже позапрошлого века новыми красками, прочертил поверх заданной канвы новые линии. Нередко постановки Петипа становятся точкой отсчета для современного прочтения популярных балетных сюжетов. Для балета этот процесс естественен и совершенно необходим. Современный балет — искусство весьма актуальное, живущее на сцене, а не в музейной витрине, развивающееся здесь и сейчас. Однако даже в тех случаях, когда классические постановки Петипа и вовсе радикально сменяются постановками наших современников (как, например, в «Лебедином озере» Начо Дуато или в его же «Спящей красавице», что идут на сцене Михайловского театра), мы видим живой диалог с Петипа, сохраненные фрагменты и цитаты из его хореографии, знаки бесконечного уважения по отношению к работе, сделанной когда-то великим русским французом.
Последнее нетрудно проверить! Сходите на балет. В марте на сцене Мариинского театра сразу несколько дней: «Лебединое озеро» (хореография Мариуса Петипа и Льва Иванова), «Щелкунчик» (либретто и сценарный план Мариуса Петипа в обработке Михаила Шемякина), в Михайловском театре — «Баядерка» (хореография Начо Дуато по мотивам Мариуса Петипа).
лахтацентрзнаний