Найти тему
Websoft

Быстрое обучение, без регламентов и стандартов — это возможно? Кейс Магнита

Оглавление

Организация обучения для всей линейки должностей магазинов нового формата розницы

Березин Артем, руководитель управления цифровых технологий обучения, Магнит
Посмотреть запись

Компания «Магнит» — одна из лидирующих розничных сетей в России по количеству магазинов и их географии.

  • Магнит является еще и крупным логистическим оператором — 45 распределительных центров, 41 автотранспортное предприятие, более 5000 собственных грузовых автомобилей в автопарке.
  • В Магните около 20 собственных производств.
  • В компании работают около 360 000 сотрудников.

Магнит не стоит на месте, постоянно экспериментирует, запускает новые форматы. Есть киоски, есть небольшие магазины с акцентом на зону кафе, есть магазины «софт дискаунтеры» — с ограниченным количеством представленных товаров.

В 2023 году компания вышла на новый для себя рынок — запустила так называемый «хард дискаунтер»: В1 или Первый выбор. Что это означает:

  • Базовая корзина на каждый день
  • Всего 1000 позиций ассортимента (для сравнения в обычном Магните около 5000)
  • Свободное пространство
  • Фокус на фруктах и овощах
  • Много товаров на развес
  • Паллетная и коробочная выкладка
  • Цена на 20% ниже, чем в других магазинах

Задача проекта обучения

Построить с нуля экосистему обучения и адаптации сотрудников нового формата магазинов:

  • при отсутствии регламентирующих материалов и стандартов работы,
  • в сжатые сроки,
  • с амбициозными планами по открытиям.

Ограничения, с которыми столкнулись:

  • разрозненная информация на различных ресурсах (Teams, мессенджеры, сетевые папки, почта)
  • обучение нужно «вчера»
  • нет персональных компьютеров

Такая задача сильно отличается от тех, которые обычно решаются в компании. Одно дело организовывать обучение, когда есть отлаженные бизнес-процессы, есть система наставничества, есть все регламенты и процедуры. Совсем другое — сделать это в условиях стартапа, когда все технологии отрабатываются сначала в формате гипотез, тут же корректируются.

Решение задачи потребовало иного подхода и с точки зрения автоматизации, и с точки зрения вообще построения системы обучения.

Целевая аудитория

  • Директор
  • Администратор
  • Продавец
  • Внешние сотрудники (аутстафф)

Концепция проекта

Ничего лишнего:

– Простой вход в компанию (онбординг)

– Быстрая адаптация

– Одно информационное пространство

– Минимум теории, максимум практики (20/80)

– Доступность обучения (через мобильные устройства)

– 0 ресурсов на обучение внешнего персонала

Этапы работы

1. Детальное изучение запроса:

– Для кого обучение — должности, количество сотрудников в магазинах

– Время на адаптацию

– Технические возможности и особенности

– География

– График открытий

2. Исследование

– Интервью с работающими сотрудниками

– Наблюдение за их работой

– «Примерка» стандартов и регламентов из других форматов магазинов

3. Разработка контента

– Контент для мобильного приложения (лонгриды, видео, памятки)

– До 40 минут на изучение темы

4. Тестирование

– Проверка работоспособности единиц контента

– Сбор обратной связи, внесение корректировок

5. Автоматизация

– Настройка назначения программ сортрудникам

Длительность разработки и автоматизации: 2,5 месяца. Работала команда из 10 человек, штатные сотрудники компании.

Содержание программы

-2

Пример программы Директора:

Онбординг / Пребординг

– Организационные вопросы

– Все про этапы обучения и практики

Для этого этапа сделали лонгрид, который доступен без авторизации.

Первый этап. Стажировка

– 6 тем

– 40 единиц контента (курсы, ролики, памятки)

– Практика с наставников в действующем магазине

– Теория дается через мобильное приложение

Продолжительность: 7 дней

Здесь сотрудник изучает ключевые темы, те, которые нужны здесь и сейчас, базовые для работы в магазине: приемка товаров, выкладка, работа с ценниками, работа на кассе, собственное производство.  Все процессы новичок проходит вместе с директором-наставником.

Второй этап. Запуск магазина

– 3 темы

– 16 единиц контента

– Подготовка магазина к открытию

Продолжительность: 10 дней

Здесь новому директору помогает запускающий директор (в компании есть такая позиция). Вместе они проверяют план запуска магазина, принимают и проверяют сборку оборудования, организуют  приемку товара, выкладку всей продукции в магазине.

На этом этапе в обучении есть материалы по мягким навыкам: как провести собрание с персоналом, как распределить задачи на день, как провести собеседование, как выбрать сотрудника себе в команду.

Третий этап. Обучение на рабочем месте

– Основная работа в магазине

Продолжительность: в течение 30 дней после открытия магазина

Директор начинает изучать темы, которые потребуются ему в дальнейшем. Это в основном работа с продажами, отчеты по эффективности, работа с потерями, формирование плана по улучшению показателей.

Вспомогательные инструменты на протяжении всей программы:

– Дневник директора

– Памятка для наставника

-3

Для обучения внешних сотрудников применили несколько иной подход: разработали телеграм-бот. Он содержит основную информацию, отличительные особенности технологии работы в формате «хард дискаунтер»:

  • О магазине
  • Что надеть
  • Выгрузка
  • Выкладка
  • Ценники
  • Тара и вторсырье
  • Выпечка
-4

Изменения в процессах происходят достаточно часто, поэтому в команде есть сотрудники, которые часть своего времени выделяют не для разработки нового материала а для внесения изменений в уже существующие материалы.

Первые результаты

Программа назначена

  • 27 директорам
  • 43 администраторам
  • 44 продавцам

Средний результат тестирования по итогам стажировки

  • 94% – директора
  • 93% – администраторы
  • 91% – продавцы

Технические инсайты

– Прямая ссылка (без скорма и размещения в СДО), позволяет сотрудникам изучить нужный материал заранее.

– Сотрудники магазинов участвовали в процессе разработки контента: частично сами снимали видео/фото. И ценность контента при этом не снизилась.

– Телеграм-бот позволяет сэкономить время и ресурсы штатных сотрудников.

Методические инсайты

– Сначала hard skills

Никаких долгих вводных. Даем только то, что сотрудник будет применять в ближайшие две недели. Все остальное — потом.

– Обучать можно без стандартов

Отсутствие описанных нормативов и регламентов не препятствие к созданию программ обучения. Обучение может быть полноценной заменой регламентов.

– Учиться можно в процессе разработки программы

Необязательно запускать обучение только после окончания полного цикла разработки. Можно предоставлять контент подтемами, корректировать и дополнять его уже в процессе применения.