Найти в Дзене
LiveLib

Сериал «Внутри убийцы»: плюсы и минусы российской экранизации бестселлера Майка Омера

Израильский писатель Майк Омер стал популярен в момент, когда на сайте Amazon обошел в рейтинге Джоан Роулинг и Стивена Кинга . То, что первая экранизация его книг состоялась в России, внушает гордость за отечественных киноделов. Права на экранизацию романа «Внутри убийцы» Омер продал «Яндексу», сочтя, что российские сериалы (ему понравились «Эпидемия» и «Больше, чем люди») могут быть лучше, чем американские.

22 февраля на «Кинопоиске» вышла первая серия сериала «Внутри убийцы», где американская героиня-профайлер Зои Бентли превратилась в российского специалиста Зою Волгину. Мы попросили нашего колумниста Энджи Эфенди посмотреть первую серию нового сериала, оценить, насколько хорошо получилось адаптировать зарубежный материал, а также посоветовать заинтересовавшимся читателям LiveLib и другие книги о профайлерах.

Смотрела я часовую серию очень медленно, постоянно делая заметки в файле и пытаясь разобраться, нравится мне или нет, буду ли я дальше смотреть сериал. Сериал обладает практически агрессивной сексуальностью. В первых же кадрах мы видим обнаженное женское тело девушки, которая пытается спастись от маньяка, убивающего и бальзамирующего свои жертвы. Затем мы знакомимся с главной героиней, временами накидывающей петлю на собственную шею, чтобы понять, что чувствовали жертвы. Зоя Волгина сама в детстве столкнулась с маньяком, а теперь испытывает ряд видений, которые дают ей возможность понимать мысли убийцы.

В какой-то момент я поняла, что же мне не так: разительный контраст между картинкой и звуком. Картинка явно продиктована «Гипнотизером» Лассе Халльстрёма (кстати, этот фильм тоже являлся экранизаций одноименного триллера Ларса Кеплера ). В период конца нулевых и начала десятых, когда начался бум на скандинавские триллеры, экранизировали их, как могли, то есть нажав на самую важную кнопку того времени в программе Adobe Premier — на кнопку синего фильтра. В те годы казалось, что практически любой триллер — это похождения Садко среди утопленников. Халльстрём привнес красивый контраст — синий фон и желтый передний план.

Пока я смотрела на холодные пустые пространства, которые должны были подчеркнуть одиночество следователя Тимофея Волохова (Тихон Жизневский) и профайлера Зои Волгиной (Анастасия Евграфова) в бытовом аду, то верила, что такая коллаборация израильского писателя и российских киноделов может привести к новому поджанру «славянского триллера». В этом убеждают и совершенно желтые (чтобы подчеркнуть разницу с настоящим временем) флэшбеки из города Троицка, где юная Зоя должна столкнуться с маньяком, странная дерганная музыка, съемки пустынного пляжа с дрона, панорамы Санкт-Петербурга, зеленые (под Гора Видала) интерьеры логова маньяка... Но потом персонажи начинают говорить.

-2

Звукоряд — это абсолютно сырой материал. Ощущение, что актерам пообещали, что они смогут переозвучить себя в студии, но выдали с вылизанным видеорядом дорожку, записанную прямо на киноплощадке, почему звуки на заднем плане создают ощущение, что их просто нашли в бесплатной библиотеке аудиоэффектов, а актеры просто бездумно выпаливают свои реплики. Жизневский в сцене в столовой реально глотает кусок еды, пока произносит реплику. Не спорю, это реалистично. Но если и работает на атмосферу, то в сторону «минус», а уж никак не «плюс».

Мне это напоминает эпопею с фильмом 2018-го года «Эбигейл», который позиционировался, как первый российский стимпанк-фильм (а вот и нет, был стимпанк-проект раньше — короткометражка «Корсет»). Кстати, на том проекте, как и в сериале «Внутри убийцы», композитором был Райан Оттер. Рассчитывая на зарубежный прокат, киноделы, кажется, сэкономили на студийной переозвучке российских актеров. Вследствие чего фильм, несмотря на приглашенную иностранную звезду, не собрал кассы.

Что касается сериала «Внутри убийцы», не ясно, является ли подобное звуковое решение следствием желания скорее сдать проект или вредительством. И когда смотришь на танец маньяка с трупом девушки, которую он воображает живой, понимаешь, что от этой первой серии не возникает того ощущения, на которое рассчитывал режиссер Владимир Мирзоев, тщательно выстраивая кадры и создавая монтажом отдельный пласт повествования. Это хорошая работа, но которую перечеркнули соединением с непроработанным звуковым материалом, почему не веришь ни одному персонажу, ни одной эмоции, а проникаться можешь только теми сценами, которые озвучены музыкой Райана Оттера. Думаю, для зарубежной аудитории фильм переозвучат их актеры озвучки, отчего сам Майк Омер увидит совсем другое произведение, чем видим мы. Зарубежным зрителям повезло. Нам — нет. Они проникнутся историей Зои, не увидев разницу между американской и российской Зоями, они смогут проникнуться историей противостояния с маньяком. Они увидят атмосферное произведение, а мы, из-за чьего-то неудачного решения, только красивое.

Подборка книг о профайлерах

Что такое профайлинг? Как и в случае с Шерлоком Холмсом, в этих книга мы получаем описание суперспособности. Но такой суперспособности, которой можем обладать сами, даже если не упадем в чан с токсичными отходами и нас не будут кусать радиоактивные пауки. В том, как профайлер знает мысли того человека, чье сознание реконструирует, есть не только магическая составляющая, но и нечто эротическое, любовное. Это полное проникновение, слияние — то, о чём только могут мечтать любовники. Но это и проход по тонкой границе безумия. Когда профайлер сможет отделить свой мозг от мозга убийцы? Не сойдет ли профайлер и сам с ума, пока погружается в разум маньяка? И успеет ли вынырнуть из чужого разума раньше, чем его настигнет симпатия к дьяволу?

1. Фейри-профайлер, К. Н. Кроуфорд

-3

Это книга, где Майк Омер выступил одним из соавторов, а оригинальность происходящего вызвана тем, что это мир городского фэнтези, соединенный с популярным поджанром триллеров.

2. Смерть с уведомлением, Андреас Грубер

-4

Сабина Немез пока только пытается стать профайлером, только начинает проникать в сознание убийцы. Мартин С.Снайдер — уже профайлер, кем будет заворожена Сабина, пока Снайдер (не то гений, не то безумец) станет ловить маньяка, вдохновляющегося стихами из детской книжки.

3. Последний ход, Мэри Бёртон

-5

Кейт Хейден — профайлер ФБР. Она когда-то помогла в аресте маньяка по прозвищу Самаратинян. Но схожие убийства продолжаются, и Кейт постепенно понимает, что кто-то объявил ей личную войну.

4. Високосный убийца, Изабелла Мальдонадо

-6

Тут маньяк подделывает убийства Ла Йороны (мифологический персонаж, топящий детей), причем совершает убийства каждый високосный год. 29 февраля. Самое время, чтобы прочитать!

5. Ты умрешь красивой, Юлия Лист

-7

Российские авторы тоже любят писать про профайлеров. В этом детективе брат и сестра расследуют дело о пропавших из колледжа мальчиках, которые увлекались черной магией. Брата зовут Эмиль, а сестру… Зоя. Популярное для профайлера имя. Если вас зовут Зоя, попробует свои силы в профайлинге.

6. Ген хищника, Юлия Ивлиева

-8

Майк Омер задал моду на профайлеров, которые сами становились жертвами преступлений. Кира Вергасова знает душу убийцы, так как сама проходила через ад, когда ее попытались убить за слишком верно составленные психологические портреты. Сама автор — реальный психолог с опытом работы профайлером.

Текст: Энджи Эфенди