Полдень, 12 часов. Я успела рано прогуляться, сходить на почту за письмом из Пенсионного фонда, купить продукты. Вернулась, маму пробудила, намыла, покормила, усадила у окна на солнышко. Сижу отдыхаю, набираюсь сил на новый день. И вот пишу.
Мама идёт по наклонной, медленно, но верно. Общее состояние мамы неплохое - вроде нормально ест, пьёт, осмысленно смотрит, перебирает свои лоскутки, отбивается и ругается, когда я её умываю или меняю ей майку.
А вот ножки слабеют. Мама передвигается на них не твёрдо: медленно, прежде чем шагнуть, долго пробует опорную ногу на прочность, проверяет, устойчиво ли она стоит, с опаской опирается на ногу, с осторожностью делает шаг.
Я утром стараюсь её вести на ножках, поддерживаю, но чувствую, что буду отказываться от этого мероприятия. Уж очень мама неустойчиво идёт, волнуется, боится, подрагивает, не ровен час, рухнет.К Буду, наверно, маму с постели сразу сажать на стул-туалет на колёсиках и везти на кухню.
Утром я подмываю маму на унитазе. С мамиными ножками крохотный порожек в туалете стал серьёзным препятствием. Мама долго готовиться, чтобы его преодолеть, как вьюнок, цепляется руками за косяки, трубы, стояки - боится упасть.
С завтрашнего дня буду прекращать эту пытку. Тревожно переводить маму на следующий этап, хочется сохранить ей навыки прошлой жизни, но очень уж это сохранение требует нервов. Да и мамочке тяжело и страшно ходить и взлезать на порожек.
Вечерами уже и не заикаюсь о самостоятельной ходьбе до кровати и подмывания на унитазе. Мою маму на санитарном стуле. Усаживаю, подставляю под дырку ведро, поливаю из пластиковой бутылки и мою. Нормально получается.
Но на этом проблемы не кончаются. То ли от слабости, то ли от деменции - мама плохо понимает, что надо встать. Встать с обычного стула, чтобы пересесть на санитарный. Встать с санитарного стула и постоять с опорой на стол, пока я маму вытру. Встать с санстула, чтобы пересесть на кровати.
Постоять после помывки попы, пока я маму вытираю, - тоже маме сложно. Нужна опора, и даже с опорой маму надо вытирать быстрее, потому что долго она не простоит. В то же время, когда мама под моим напором поднимается со стула, чтобы пересесть на кровать, пересаживание происходит не сразу, так как мама начинает работать - бродить вокруг кровати, расправлять складки на простыне, что-то подтыкать - работница моя неутомимая.
Движение - жизнь, но я уже не подталкиваю маму к прогулкам по квартире, потому что боюсь, что она не осилит этот путь. Прогулки и хоть какое-то движение - это у нас теперь несколько раз в день встать на ноги и постоять у окна с опорой на подоконник или сделать пару шагов от окна до стола и обратно.
Я пытаюсь приспособиться к новым изменениям. Вчерашнего дня я ждала с напряжением, потому что по плану у нас было слабительное и облегчение. Раз в три дня. Даю дюфалак, через часок начинаю водить маму в туалет, присаживать, ждать результат. Сейчас о вождении в туалет по несколько раз не может быть и речи. Поэтому я не представляла, как теперь устраивать сракушные дни.
Единственный вариант - поставить с мамой на кухне санитарный стул (с горшком вместо сиденья) и пересаживать её с обычного стула на санитарный. Опасалась: получиться ли из этого что, будет толк? Вчера первый раз опробывали. Кажется, получилось. Только маме жёстко сидеть в ожидании результата. Хочу купить что-нибудь мягкое для обтягивания стульчака.
С кровати маму тоже сложно поднять, но тут скорее не слабость, а мозги. Мама не понимает, что от неё требуют, и верещит, когда я её поднимаю, спускаю ноги на пол.
Почитала в интернете, что есть полезного для перемещения таких больных. Есть интересный диск: подсовываешь под человека на кровати и крутишь больного в любую сторону.
Ещё есть маленький подъёмный кран с гамаком. Смешная штука, смех сквозь слезы. Поднимаешь маму в гамаке на кране и либо пересаживаешь её на стул, либо больной висит в гамаке, пока ты меняешь ему постель. Диск стоит 4 тысячи, кран дорогой, 70 - 100 тыщ.
Я никак не уложу себя в режим дня. Не высыпаюсь. Я уже писала, что весь день неотлучно я сижу с мамой, не могу отлучиться даже чтобы картошки в кладовке набрать. Картошку и прочее мне надо успевать делать, пока мама спит. Дела по дому надо делать вечером, бегать за покупками и в аптеку - рано утром.
Так как утром мне надо вставать рано, то для высыпания мне надо ложиться вечером тоже рано. Но я не могу рано ложиться, потому что необходимо успеть переделать дела. И ещё хочется просто посидеть почитать, отдохнуть, разгрузить голову, выбраться хоть ненадолго из деменции и онкологии.
Без посидеть, без отдохнуть я рухну. Поэтому вечерние дела я делаю по минимуму или отодвигаю их. В итоге дела запущены. Да и пофиг. Моя задача - выжить.
Раньше я пребывала в состоянии отчаяния, страха. Сейчас наступило какое-то тупое безразличие. Я стала ко всему равнодушна. А тут ещё постоянные ракетные опасности, на которые я давно на обращаю внимания.
Мой регион находится рядом с Украиной. Конкретно до моего города война не долетает, а вот деревни и села моей области, примыкающие к границе, - там тревожно. Тревогу у нас не включают. Вместо неё рассылают смс-оповещение "ракетная опасность". По инструкции после оповещения нужно или пройти в укрытие, или занять в квартире место, где нет окон - ванная, туалет, коридор.
Оповещения часто присылают ночью и днём. Я на них не реагирую совсем: смотрю, что за сообщение пришло, и продолжаю спать. Утром удаляю входящие смс об "отбое ракетной тревоги" и опять о "тревоге". Мне совсем не до ракет, у меня под носом идёт своя война. Ну, а маме давно фиолетово на все ракеты и ядерные боеголовки, лишь бы кормили, было тепло и чисто.