Найти тему
АвиаОбоз

Флот Аэрофлота сжимается под санкциями в 2024 году

Имея парк самолетов Boeing и Airbus, Аэрофлот делает все возможное, чтобы продолжить свою деятельность в условиях санкций на запасные части и обслуживание. Simple Flying изучил состояние крупнейшего российского перевозчика

Авиакомпания творчески подходит к решению проблем с неиспользуемыми самолетами и техническим обслуживанием, обходя санкции, чтобы поддерживать свой парк в рабочем состоянии.

Пошел третий год, как Россия начала спецоперацию в Украине, радикально изменив международный геополитический ландшафт. Аэрофлоту - флагманскому авиаперевозчику страны пришлось столкнуться с последствиями этих событий, включая введение санкций и запретов на использование воздушного пространства.

Со времени нашего последнего исследования парка Аэрофлота в феврале 2023 года произошли изменения, включая уменьшение количества бортов. В прошлом году в составе Аэрофлота было 173 самолета, сейчас их число составляет 168.

Коротко о флоте Аэрофлота

По данным Planespotters.net, по состоянию на начало марта 2024 года, в парке Аэрофлота есть следующее количество самолетов:

  • А320-200 - 50
  • А320nео - 6
  • А321-200 - 32
  • А321nео - 3
  • А330-300 - 12
  • А350-900 - 7
  • В737-800 - 37
  • В777-300ER - 21
Фото: Media Works
Фото: Media Works

Как видите, Аэрофлот по-прежнему полностью состоит из западных самолетов. В парке 65,5% Airbus и 34,5% Boeing. Средний возраст флота относительно невелик и составляет всего восемь лет. Этому способствуют новые типы самолетов, такие как A350-900 и A320neo, средний возраст которых составляет немногим более трех лет.

Что изменилось?

Количество самолетов, эксплуатируемых российским перевозчиком, постепенно сокращается. С начала 2022 по начало 2023 года флот потерял семь бортов. В основном это происходило из-за захвата и возвращения самолетов во владение лизингодателям в начале СВО. Количество бортов за последний год снова сократилось, но незначительно.

Сравнивая данные Planespotters.net за прошлый год, можно заметить, что авиакомпания потеряла два А320-200, один В777-300ER и два Sukhoi Superjet 100-95. Некоторые из этих самолетов, возможно, уже находились в неактивном состоянии и были заземлены во время нашей последней проверки парка, а затем были задним числом переведены в недействующие.

Действительно, несколько самолетов Аэрофлота, все еще числящиеся в парке, не летали уже больше года. Однако мы видим, что один А320-200, зарегистрированный по номером RA-73175, был удален совсем недавно, в январе 2024 года. Этот самолет просто числился «на хранении».

Интересно, что, похоже, вскоре авиакомпания пополнит свой флот еще двумя B737-900ER. Как это возможно, учитывая санкции, введенные США и другими западными странами?

Ну, пара узкофюзеляжных самолетов прибыла из авиакомпании "Россия", входящей в группу "Аэрофлот". Оба самолета Boeing начали полеты с «Россией» в августе 2023 года. До этого с 2018 по 2021 год они летали с индонезийской компанией Lion Air. Затем весь 2022-й и часть 2023 года они находились на хранении.

Припаркованный самолет

Хотя внесение самолетов в список «заземленных» является обычным явлением в работе авиакомпаний, оно требует большего внимания и контроля, когда дело касается Аэрофлота, особенно из-за санкций и того факта, что на данном этапе может быть трудно достать запасные части.

Невозможность обслуживать самолеты из-за нехватки запчастей, по общему признанию, является лишь одним из нескольких объяснений стоящих на приколе самолетов, поскольку их бездействие также может быть объяснено плановым техническим обслуживанием или просто отсутствием спроса.

Фото: Tupungato
Фото: Tupungato

Тем не менее, на момент написания статьи 17 самолетов (около 10%) имели статус «заземленных»:

  • А320-200 - 6
  • А321-200 - 1
  • А330-300 - 4
  • А350-900 - 1
  • В737-800с - 3
  • В777-300ER - 2

Техническое обслуживание А330 в Иране

Интересным выглядит количество заземленных А330-300, учитывая, что это треть всего парка А330. Посмотрев внимательно, обнаруживаем что RA-73701 и RA-73702 не летали с октября 2022 года, а последний полет RA-73787 состоялся в конце сентября 2023 года. RA-73784 числится находящимся на техническом обслуживании в аэропорту Имама Хомейни в Тегеране. Данные Flightradar24.com показывают, что самолет находится в Иране с конца ноября 2023 года.

Об отправке Аэрофлотом А330 в Иран на ТО мы знаем уже около года. Наше издание впервые сообщило об этом в апреле 2023 года, отметив, что планер с регистрационным номером RA-73700 вылетел в Тегеран для обслуживания Mahan Air, крупнейшей частной авиакомпании Ирана. Сообщается, что самолет отправили на техническое обслуживание стоек шасси.

Как сообщалось, летом 2022 года две страны подписали соглашение, в котором Иран согласился поставлять российским авиакомпаниям запасные части и предоставлять услуги по техническому обслуживанию самолетов, эксплуатируемых Россией.

РБК отметило, что Иран был выбран потому, что страна «не боится вторичных санкций со стороны США или Евросоюза». Находясь в течение многих лет под собственными западными санкциями, Иран приобрел значительные компетенции в ремонте иностранных самолетов и их компонентов.

В обход санкций

В ноябре 2023 года мы сообщали, что Аэрофлот планирует сотрудничать с ГК«Росатом» по производству копий деталей самолетов Airbus и Boeing. Хотя у нас нет данных относительно текущего статуса этого сотрудничества, мы знаем, что планировалось начать производство в первой половине 2024 года, а это означает, что такие детали, возможно, уже установлены на самолетах Аэрофлота.

Как сообщал ресурс AeroTime, о процессе рассказал технический директор Аэрофлота Алексей Михалик:

«Мы будем заниматься разработкой, сертификацией и производством авиационных комплектующих для всех типов иностранных самолетов. Планируются изготавливать следующие комплектующие: фильтрующие элементы для воздуха и воды; пластиковые, металлические, композитные, резиновые изделия; электронное оборудование пассажирского салона – инверторы, блоки питания, датчики, элементы отопления и освещения, осветительное и дисплейное оборудование».

В737 Аэрофлота  на техническом обслуживании. Фото: Ranglen
В737 Аэрофлота на техническом обслуживании. Фото: Ranglen

Производство запчастей внутри страны будет самым простым способом для Аэрофлота и других российских авиакомпаний поддерживать свои самолеты в рабочем состоянии. Однако приобретение запчастей из других стран также будет еще одним проверенным каналом.

В феврале 2024 года мы сообщали, что молдавские компании поставили российским перевозчикам запчасти для самолетов на сумму $15 млн. Согласно отчету Reuters, это в дополнение к частям для самолетов Airbus и Boeing на сумму около $1,2 млрд, импортированных с мая 2022 года. Функционированию этого канала способствовали такие страны, не попавшие под санкции, как Таджикистан, Объединенные Арабские Эмираты, Турция, Китай и Кыргызстан.

Сократится или восстановится флот?

Анализ численности флота, статуса самолетов и истории полетов показывает, что Аэрофлот — один из многих российских перевозчиков, пострадавших от санкций. Продолжительные простои нескольких заземленных самолетов говорят о нехватке запасных частей.

МС-21-300. Фото: Fasttailwind
МС-21-300. Фото: Fasttailwind

В то же время очевидно, что Аэрофлот и руководство Российской Федерации заинтересованы в том, чтобы их самолеты были в небе, а российские путешественники удовлетворяли свои потребности по полетам внутри страны и за ее пределы.

Таким образом, мы будем продолжать наблюдать, появятся ли новые сообщения о несанкционированном импорте деталей или об их успешном тиражировании внутри страны.

Все это должно обеспечить возможность надежной работы самолетов на длительную перспективу, ведь иранские самолеты западного производства являются показателем того, что санкции можно обходить очень долго.

Конечно, Аэрофлоту нужно, чтобы его узкофюзеляжные самолеты иностранных производителей продолжали летать достаточно долго, чтобы самолеты российского производства появились в достаточном количестве. Ведь авиакомпания в дальнейшем планирует сделать основой своего парка МС-21-310 и Ту-214.

Источник: Simple Flying

Перевод: АвиаОбоз

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz

Читайте еще на канале