Найти в Дзене
Камералкин

Должно и осмотрительно: как обезопасить себя во время проверки?

Оглавление

Временами должная осмотрительность вроде бы уходит на задний план – когда мытарям действительно есть чем заняться. Другое дело, что обычно свободного времени у них много, и подтягивать налогоплательщиков через признание налоговой выгоды необоснованной потому, что купчик не проявил должную осмотрительность и осторожность, куда проще, чем действительно работать.

Начнём с того, что вообще такое должная осмотрительность и с чем её едят.

Инспекции считают, что в понятие должной осмотрительности включается совокупность действий, которые налогоплательщик обязан совершить перед заключением договора с контрагентом; подразумевается, что будут использованы все доступные налогоплательщику инструменты и возможности для проверки информации о контрагенте на предмет его благонадёжности.

Как видим, никакой конкретики. Поэтому в акте проверок часто фигурируют такие случаи непроявления должной осмотрительности, как:

  • Исключение контрагента из ЕГРЮЛ или принятие решения о предстоящей принудительной ликвидации в случае, если в отношении него установлена недостоверность сведений в порядке ст. 21.1 ФЗ № 129-ФЗ от 08 августа 2001 года;
«несвежая» (старше 6 месяцев с момента внесения) запись о недостоверности в ЕГРЮЛ;
юрлицо в течение года до момента принятия регистрирующим органом решения об исключении контрагента из ЕГРЮЛ не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.
  • Гендиректор налогоплательщика не знает контрагента и его должностных лиц, не знает и не помнит подробностей о хозяйственной деятельности собственной организации с контрагентом.
  • Контрагент зарегистрирован недавно – незадолго до заключения договора с налогоплательщиком (по мнению мытарей, это указывает на отсутствие деловой репутации).
  • Установлена взаимозависимость учредителей и/или директора контрагента с налогоплательщиком…

Как налогоплательщику обезопасить себя с точки зрения должной осмотрительности?

Чтобы обезопасить свое будущее в плоскости проявления должной осмотрительности, можно предпринять следующие действия; условно разделим их на четыре группы группы.

Самостоятельные действия по проверке

Например, можно:

  1. установить личные контакты с челядью контрагента;
  2. истребовать у контрагента копии правоустанавливающих документов – устава, свидетельства о регистрации и постановке на учет и тому подобные радости;
  3. подтвердить местонахождение контрагента по адресу регистрации на момент заключения сделки (сгодится фото с табличкой с названием фирмы, но можно послать сотрудника для фото- и видеофиксации);
  4. сохранить скриншоты или копии деловой переписки, которая предшествовала сделке;
  5. в общем собирать любые сведения о контрагенте, полученные из деловых кругов.

Документируйте, словам мытари верят так себе! И легендирование дело не последнее, потому что если директор или сотрудники юрлица не могут пояснить причины, у мытарей (а потом и у суда) могут возникнуть серьёзные сомнения в том, что всё так и было.

-2

Нет, оно понятно, что дело давнее, из памяти нюансы подстёрлись, но идти на беседу в ИФНС нужно только после тщательной подготовки. Начните с просмотра документов, переписки, можете попробовать обновить в памяти детали знакомства. И старые контракты тоже будут очень даже «в тему», ведь мытарей прежде всего интересует информация о работе вашей компании за прежние годы.

Официальные ресурсы на сайте ФНС

Разумеется, первым делом пробивать контрагента рекомендуется по тем сервисам, которые размещены на сайте ФНС. Можно, например, проверить:

  • данные о государственной регистрации – здесь можно запросить выписку из ЕГРИП/ЕГРЮЛ в электронном виде;
  • информацию о задолженности по налогам (тут можно получить сведения о юрлицах, которые больше года не сдавали отчетность или задолжали на начало года больше 1000 рублей по уплате налогов, причём задолженность направлялась на взыскание приставу (если задолженности нет, можно сделать скриншот);
  • информацию о дисквалифицированных лицах, либо справку об отсутствии запрашиваемых данных;
  • сведения о среднесписочной численности работников, уплаченных суммах налогов и сборов, а также информация о доходах и расходах, отраженных в бухгалтерской отчетности;
  • информация о бухгалтерской отчетности контрагента и динамика изменений в течение нескольких отчетных периодов;
  • сведения из реестра обеспечительных мер (информация сюда попадает в течение трех рабочих дней с момента принятия решения о применении обеспечительных мер, но не ранее вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, исполнение которого обеспечено запретом на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа в соответствии с п. 10 ст. 101 НК РФ.
  • информация и сведения из других актуальных сервисов ФНС России.

Другие официальные источники

Пробив всё по ресурсам ФНС, не следует забывать и про ресурсы других органов власти. Например:

  • информацию об участии контрагента в судебных делах найти можно тут;
  • информацию об исполнительных производствах, возбужденных в отношении будущего контрагента, проще всего найти на сайте ФССП;
  • если контрагент участвует в процедурах госзакупок, имеет смысл «пробить» его по Реестру недобросовестных поставщиков;
  • если контрагент занят в сфере строительства, можно воспользоваться Единым реестром сведений о членах СРО в сфере строительства, реконструкции, капремонта, сноса объектов капстроительствах и их обязательствах;

Коммерческие платные ресурсы

Вариант для тех, кто не хочет заморачиваться и шерстить информацию по десяткам разнообразных ресурсов – воспользоваться коммерческими платными базами типа «Контур.фокус», «Федресурс» или СПАРК.

В сущности, ничего особенного в этих ресурсах нет; по сути они представляют собой агрегаторы информации, собранной на общедоступных площадках: клиент платит денежку и облегчает себе работу.

Единственное: большинство площадок не только собирают сведения, но и располагают собственной системой оценки степени благонадежности контрагента и возможностью выгрузки отчёта в красивой и наглядной форме. И это удобно, но самоценным не является. Поэтому можно собирать данные самому, можно заказывать такие вот выгрузки – разницы с практической точки зрения нет.

Напоследок напомню ещё, что хотя КС в своём Определении от 16 октября 2003 года за номером №329-О отметил, что, налогоплательщик не может нести ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет, береженного бог бережет и по факту на случай налоговой проверки в будущем лучше заморочиться собрать информацию о контрагенте. И, что ещё важнее, не только собрать, но и сохранить. Но это уже другая история.

#должнаяосмотрительность #какэтоработает #юрлица #проверки

Прочитали? Мне очень важна ваша поддержка. Поэтому, если материал понравился, поставьте, пожалуйста ПАЛЕЦ ВВЕРХ и подписывайтесь на "Камералкин",

а ещё вы можете подписаться на телеграм-канал "Камералкин".

Ну, а если вам нужна консультации и помощь с налогами, пишите в бота nalog_off