Минфин опубликовал данные по Фонду национального благосостояния, ФНБ, за февраль 2024 года. Небольшой рост из-за переоценки валюты, золота и акций. Новые деньги из бюджета не зачисляют, золото идет на инвестиции. Сохраняется запас для бюджета.
Вся представленная информация – личное мнение автора, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, побуждением к покупке или продаже финансовых инструментов, заключению договоров. Выбор объектов инвестирования должен отвечать персональным предпочтениям и возможности принимать различные риски.
Данные по ФНБ
Вырос объем ФНБ по итогам февраля : 12,3 трлн руб. в сравнении с 11,9 трлн руб. в январе. Помогли переоценка валюты, золота и акций.
Ушли 14,5 млрд руб. от размещения средств фонда в доходы бюджета. Перечисления с начала года: 21,6 млрд руб., копейки в сравнении с 5 трлн руб. доходов бюджета за 2 месяца.
Слабо изменился объем ФНБ в валюте: $133,4 млрд в сравнении с $133,5 млрд в январе.
Акции дали +181,5 млрд руб. в феврале, переоценка валюты и золота: +154,6 млрд руб.
Влияние переоценки с начала года: +47,1 млрд руб. по валюте и +246,5 млрд руб. по акциям.
Ликвидная часть увеличилась с 4,9 трлн руб. до 5 трлн руб. за счет переоценки. Юани без изменений, сократился на 0,9 тонн или на 5,6 млрд руб. объем золота. Минфин не упоминал в пресс-релизе о продаже, но близкая сумма ушла на инвестиции из ФНБ. Осталась прежней доля ликвидной части: 41%.
Получили 6 млрд руб. из ликвидной части ГТЛК и Фонд развития территорий: Минфин купил облигации в ФНБ. Основной источник: продажа 0,9 тонн золота.
Переоценка +181,5 млрд руб. в акциях по отдельным позициям:
- Сбербанк: +189,6 млрд руб.
- ВТБ: -6,8 млрд руб.
- Аэрофлот: -1,3 млрд руб.
Итоги
Минфин осторожен: ушли на инвестиции 0,2 млрд руб. в январе и 6 млрд руб. в феврале, что несопоставимо с ликвидной частью 5 трлн руб. Остается запас на случай роста дефицита бюджета.
Страдает прозрачность: Минфин заявляет о плановых покупках золота и валюты в ФНБ по результатам нефтегазовых поступлений и не проводит операции. Банк России зеркалирует операции ФНБ и продает валюту по итогам прошлого года. Нестыковка в следующем: Банк России покупал золото и валюту ранее из ФНБ, поэтому идет отложенная продажа. Логично перенаправить в фонд с рынка часть такой продажи, что увеличит объем валюты и золота. Нет рублей в ФНБ для покупок: бюджет не перечисляет дополнительные нефтегазовые доходы. Результат: заявления расходятся с действиями.
Вторая проблема: инвестиции из ФНБ. Недостаточно рублей в ликвидной части, поэтому Минфин продает золото. Операция отдельно не отражается в отчете по итогам месяца, идентифицировать можно только изменение объемов золота или валюты в фонде. Пока суммы небольшие, но прозрачности недостаточно.
Риски остаются прежними:
- Падение доходов бюджета ниже плана, который не получится наверстать за счет роста налогов
- Крупные инвестиции из фонда в инфраструктурные и производственные проекты за счет ликвидной части
- Увеличение расходов бюджета на 2024 год, которые замерли на отметке 37 трлн руб.
Минфин не спешит с тратами: новый план по году на 0,3 трлн руб. выше первоначальных 36,7 трлн руб.
Свежие инициативы оценили в 17 трлн руб. до 2030 года или 2,8 трлн руб./год. Расходы могут перераспределить к концу периода, поддержат налоги и пошлины. Ситуация выглядит контролируемой в текущих условиях, но черные лебеди прилетают неожиданно. Остается наблюдать за динамикой плановых расходов на сайте ГИИС "Электронный бюджет", изменением ликвидной части ФНБ, исполнением бюджета и котировками нефти.
При частичном или полном цитировании ссылка на источник обязательна.
Прошлые публикации: