Найти тему
История нашего мира 2.0

Ждал убийц, а получил императорскую тогу

192 год

Римская империя

Когда император Коммод (правил в 180-192 гг.) был задушен Нарциссом (смотри публикацию «Резню сорвал младенец»), перед его убийцами встал вопрос: как быть дальше? Первым делом надо было избавиться от тела убитого. Для этого Эклект и Марция заворачивают тело Коммода в дешёвое покрывало и, связав его, поло­жили на плечи двум слугам из числа верных, словно те выносят какой-то лишний предмет из спальни. Носильщики проносят тело убитого мимо телохранителей императора, из которых одни после пьянства находились в состоянии похмелья, другие, бодрствовавшие, также склонялись ко сну и отдыхали, обнимая руками копья, третьи совсем не интересовались, что там выносят. Выносят, значит, так надо. Таким образом, похищенное и вынесенное за ворота дворца тело Коммода, ночью положили на повозку и увезли в предме­стье.

После этого Лет, Эклект и Марция стали совещаться: кого на трон?

Сошлись на том, что лучшей кандидатурой в императоры является 66-летний* (вар.: 67-летний; 60-летний; 70-летний) префект Рима Публий Гельвий Пертинакс. Уважаемый, любимый народом и воинами пограничных легионов, человек.

Пертинакс
Пертинакс

Публий Гельвий Пертинакс, лигуриец весьма незнатного рода (его отец торговал шерстью и был из вольноотпущенников), прославившийся своими победами над германцами и парфянами. Один из немногих друзей императора Марка Аврелия (правил в 161-180 гг.), кто уцелел при Коммоде. Возможно, Пертинакса от смерти при Коммоде спасло то, что он не был слишком богат, и потому не представлял интереса для доносчиков. Последним полагалось доля с наследства осуждённого. А что, кроме проблем, доносчик может получить с не очень богатого ветерана, у которого много друзей среди тех, кто служил под его командованием.

Солдат преторианской гвардии. Рельеф из Поццуоли, II век
Солдат преторианской гвардии. Рельеф из Поццуоли, II век

Глубокой ночью Лет и Эклект в сопровождении небольшой группы преданных им лично воинов явились в дом Пертинакса. Будят привратника. Тот при виде префекта Лета в ужасе бежит к Пертинаксу доложить о ночных гостях. Пертинакс встречает Лета и Эклекта, зашедших к нему в спальню, лёжа в кровати, словами: «каждую ночь я ждал такого конца и… удивлялся, что Коммод медлит со мной. Что вас задерживает? Ведь вы исполните приказание, а я освобожусь от дурного ожидания и непрерывного страха». Ответ Лета, который заявил Пертинаксу, что они пришли не убивать его, а вручить ему императорскую власть в связи со смертью Коммода, гласил: «народ тоскует по тебе и уважает тебя; поэтому мы и ожидаем, что совершаемое будет и для них желанным и для нас спасительным». При этом показали записку Комода со списком тех, кого тот собирался убить в ближайшие сутки. Однако и этого оказалось недостаточно. Тогда Лет велел доверенному человеку Пертинакса отправиться туда, где находилось тело Коммода и лично убедиться, что тот мертв. Только после этого Пертинакс принял предложение Лета и заговорщиков. Лет рассылает людей по празднующему Риму (ночь на дворе, но город заполнен толпами празднующих) с сообщением, что Коммод мёртв (якобы умер от болезни), а императором должен стать Пертинакс, а сам с группой воинов и Пертинаксом направляется к военному лагерю преторианцев. От этой новости жители Рима пришли в восторг. Началось всеобщее ликование. Каждый с ра­достью рассказывал новость своим близким. Спешили к храмам и алтарям, чтобы вознести благодарность богам. Одни радовались, что повергнут тиран, другие кричали про Коммода, что низвергнут «гладиатор», «колесничий», «левша», «больной грыжей» и т.д., иные ругались более непристойно. То, что ранее боялись говорить вслух, с наступлением безнаказанности и свободы, стали легко произносить после смерти Коммода.

Римская империя во II веке
Римская империя во II веке

Узнав, что Пертинакс уже в лагере преторианцев, большая часть народа направилась бегом к лагерю, опасаясь, что воины претория будут против Пертинакса. Опасались, что воины, приученные при Коммоде к грабежам и насилию, без особой готовности встретят известие, что наступают времена законности и порядка. Но выбора у воинов, которые по случаю праздника были без оружия, не было. Лагерь был окружён таким количеством римлян, что выступи преторианцы против кандидатуры Пертинакса, их бы народ разорвал на части. А потому, когда Лет обратился к воинам с призывом признать Пертинакса правителем империи (поскольку всё равно Коммод умер "апоклепсическим ударом" - слова Лета) и принести положенную в таком случаю присягу, а Пертинакс пообещал каждому из воинов по 3000 денариев и преторианцы подчинились.

Из лагеря в сопровождении восторженных толп и воинов, что несли лавровые ветви, Пертинакс прибыл (только начинало светать) в сенат, срочно собранный при известии о смерти Коммода.

И всё-таки Пертинакс сомневался: правильно ли он поступает. Не вызовет ли его персона, человека незнатного происхождения, лигурийца, ненависти среди сенаторов из знатных и древних патрицианских семей.

Потому появившись в сенате, Пертинакс предложил стать императором зятю Марка Аврелия Клавдию Помпеяну**, но тот отказался. Тогда Пертинакс предложил сенатору Глабриону, прямому потомку Энея и Анхиса, дважды консула, возложить на себя императорскую корону. Но Глабрион, как и все прочие сенаторы, потребовали, чтобы именно Пертинакс стал правителем империи. Тот нехотя согласился, и сразу же восстановил древнее звание «Предводителя сената», которое сенаторы тут же ему и вручили. Пертинакс в сенате произносит речь, в которой обязялся положить конец грабежам, насилию и прочим безобразиям, имевшим место при Коммоде. Обещал заботиться обо всех гражданах империи, независимо от их происхождения, а не только об избранных, явлении, имевшем место при Коммоде.

Его речь разошлась по Риму и вызвала восторг у всех, кроме воинов претория.

Из сената Пертинакс отправился в Палатинский дворец (Коммода убили в Вектилианских Палатах), который и сделал своей резиденцией.

Можно так сказать, что выбор для Пертинакса был без выбора. Откажись он от тайного предложения власти - заговорщики убили бы его немедленно. Публично (в Сенате) все возможные претенденты отказались от власти (ещё бы, разбирать всё что натворил Коммод за время своего правления) и поэтому выбор оказался без выбора. Через 87 дней Пертинакс был убит преторианцами-заговорщиками.

(Источники: Геродиан, Евтропий, Кассий Дион Коккейан, Секст Аврелий Виктор, Юлий Капитолин)

* Наиболее верный вариант. Так как он приведен у Кассия Диона Коккейана, сенатора и современника Пертинакса. Пертинакс и Кассий Дион Коккейан знали друг друга лично.

** Его возвращение на службу (Пертинакс был отправлен в отставку с должности легата-пропретора в Дакии с окладом 200 тыс. сестерциев из-за происков недоброжелателей) источники связывают с его покровителем Клавдием Помпеяном, женившимся на дочери Марка Аврелия (вдове Луция Вера) и после этого возвысившего свою креатуру, но информации о дате свадьбы тоже нет. Известно только, что Публий стал «будущим помощником» Помпеяна «по командованию воинскими частями», в этом качестве хорошо себя зарекомендовал и был принят в сенаторское сословие.