Ниндзюцу в современном мире - для чего, и есть ли в этом смысл?
Масааки Хацуми - патриарх ниндзюцу, наследник древних традиций, создатель собственной школы.А еще –врач, писатель, художник,человек искусства, и обладатель множества наград как связанных с боевыми искусствами, так и не имеющих к ним отношения.
Будущий мастер ниндзюцу родился 2 декабря 1931 года в Японии, в городе Нода. Любопытно, что он несколько раз менял свои имена, а после начала обучения у своего учителя, стал зваться Белым Драконом – это распространенная традиция в традиционных школах. С ранних лет мальчик начал заниматься боевыми искусствами. Это были кендо, дзюдо, карате, айкидо. В школе он занимался боксом, футболом, и гимнастикой. А еще, как не удивительно, увлекался театром. В общем, был довольно многогранной личностью. Получив диплом врача, Масааки Хацуми начал вести свою практику, но тренировки не бросил. К тому времени он достиг немалых успехов в дзюдо, став обладателем четвертого дана. Позднее к дзюдо добавились занятия по кобудо. Но жажда новых знаний все еще жила в молодом мастере.
Когда Хацуми исполнилось двадцать шесть, он встретил Токамацу Тосицугу, патриарха школы ниндзюцу, который стал его учителем. Последующие пятнадцать лет Хацуми посвятил обучению ниндзюцу, совмещая тренировки с работой. График у него был очень плотный: в пятницу вечером он садился на поезд, и ехал к своему наставнику, у которого и занимался до вечера воскресенья, после чего возвращался к обычным трудовым будням. Пройдя полный курс обучения, он получил благословление Тосицугу, который сделал его своим преемником.
Звучит все это немного необычно, т. к. в кланах ниндзя, как правило, обучение шло с детства. А тут – взрослый, сложившийся человек. Пусть и с опытом в боевых искусствах.
Год спустя учитель умер. Вскоре после этого Масааки Хацуми создает свою школу, которую называет Будзинкан, и приступает к активному преподаванию. К нему приходит известность. Совершив в 1982 г. первую поездку в США, Хацуми начинает ездить по миру с лекциями, семинарами, а также проводя обучающие курсы по ниндзюцу.
Хотя нередко раздаются слова о том, что, при всем своем огромном опыте, к ниндзюцу Хацуми не имеет никакого отношения. А то, чему он учит, это своеобразная «солянка» из ранее изученных им боевых искусств. Впрочем, патриарх Будзинкан, по крайней мере, обладает обширными знаниями, чего не скажешь о многих его коллегах-ниндзя.
Причем,что интересно, обучает он не только фанатов Средневековой Японии, но и вполне себе современных специалистов – например, сотрудников правоохранительных органов, среди которых есть агенты ФБР, и военнослужащие различных армий. По крайней мере, так утверждает официальная информация. Непонятно, правда, зачем оперативникам и военным навыки лазутчиков и шпионов, действовавших несколько столетий назад. Но, очевидно, они находят в этом какой-то резон.
Со временем во всем мире начинается бум на все, что связано с ниндзя и ниндзюцу. Снимаются фильмы, выходят книги и комиксы. Вот и Масаки Хацуми не остался в стороне, участвуя в качестве консультанта и постановщика боевых сцен в различных фильмах. Также, он стал автором ряда книг.
Одним словом, Масааки Хацуми стал одним из наиболее известных и авторитетных мастеров боевых искусств в мире, добившись признания и славы. Он получил несколько почетных степеней в различных университетах мира, благодарственных писем и наград от руководителей государств и правительств, проводил выставки своих художественных работ. А еще - объявлялся «инструктором года», и был введен в Зал славы боевых искусств в США и Нидерландах. В общем, можно сказать, что жизнь удалась, и годы упроного труда принесли свои плоды.
Вот только непонятно, какое отношение вся эта громкая общественная деятельность имеет к воинам-теням, которые априори были невидимками? Масааки Хацуми позиционирует себя как носитель древних традиций, но разве мог средневековый ниндзя задуматься о «выходе в свет»?
Так и вижу, как сёгун Токугава проводит ежегодный конкурс «лучший ниндзя года в различных номинациях».
Коммерция и реклама –неизбежная составляющая современного мира, но в некоторых видах деятельности - таких, как ниндзюцу - она просто неуместна, т.к. полностью дискредитирует всю идею. Ну, или надо признаться: да, мы – реконструкторы, «играть в ниндзя» - это наше хобби, и никакого отношения к реальным японским диверсантам минувших эпох, мы не имеем.
Тем не менее, несмотря на критику и очевидные нестыковки, Масааки Хацуми продолжает заниматься своим делом. И, судя по востребованности, у него это хорошо получается.