- Лучше всего поселиться в южных районах Турции, - рассуждал дальше Денис, - там тепло в любое время года. Вот Анталья, тут соседствуют старина и современность. И сколько интересных уголков для нас! Живописные парки, море, и в самом центре - старинная башня и ворота Адриана, римского императора. Через них туристы попадают в старый город Калеичи. А Дюденские водопады... Эти красивейшие места так и манят к себе.
Денис с Ларисой прилетели в Анталью и добрались до центра города на трамвае. По дороге не отрывались от окон, всё разглядывали. И сразу занялись поисками жилья. Они ходили целый день по адресам среди узеньких и широких улочек. Ларису оглушило многоголосие и непривычная непонятная речь. Они остановили свой выбор в хостеле в комнате для двоих и вселились.
- Днём изучим городские достопримечательности, а вечером можно попробовать выйти на улицу и поиграть. - строил планы Денис.
- Иди без меня, - отозвалась Лариса.
- А что случилось?
- Мне всё надоело, кажется чужим, враждебным.
- Конечно, за границей несладко. - Денис погладил Ларису по волосам. - Но мы привыкнем. Уверен, через несколько месяцев ты не захочешь уезжать из этого рая.
Однако Лариса весь день провалялась на кровати. Денис же отправился изучать окрестности и вернулся бодрый.
- Я посетил столько мест! - восторгался он. - Жаль, ты не составила мне компанию. Видел и уличных музыкантов, многие играли превосходно. Собирайся, пойдём зарабатывать.
- Иди один, у меня нет сил. - отозвалась подруга.
Денис пожал плечами и отправился с гитарой в парк. А Лариса ощущала полную апатию ко всему.
Поначалу Денис волновался и переживал за неё, потом не выдержал.
- Ты изменилась. Перестала участвовать в выступлениях, а мне одному очень трудно.
- Вернёмся на родину. - Лариса впервые озвучила свои желания. - Я возненавидела кочевую жизнь. Гам, шум, никаких удобств. Кровать, тумбочка и теснота. Нет даже шкафа для одежды. Всё безликое и казённое. Я больше не хочу видеть красот природы и путешествовать. Сначала было интересно и необычно, а теперь полное равнодушие. Хочу устроиться на работу в офис и жить как все. Поехали вместе.
- Жаль. - прошёлся по комнатушке Денис. - Ты не выдержала испытаний, сдалась. А я не сверну с намеченного пути. Путешествия - это моя страсть, и другой не надо. Мне нужны новые впечатления. Тогда с сегодняшнего дня наши дороги расходятся. - подытожил Денис. - Тебе направо, а мне налево.
- Ты купишь мне билет на обратный путь? - в голосе Ларисы звучали мольба и надежда.
- Не рассчитывай. Я научил тебя играть на гитаре и петь. Вставай сегодня рядом со мной и получай сколько сможешь. Я оплатил хостел на месяц вперёд, а потом перейду в общую комнату. К этому времени ты уже окажешься в сугробах, куда так страстно стремишься.
- Но в такой гостиной спят на двухъярусных кроватях восемь человек! - ужаснулась подруга.
- Ничего, я люблю общение. Бывали условия и похуже. Иногда дают койку, где рядом тридцать, а то и пятьдесят людей разного возраста.
- Сознайся, - попросила Лариса, - ты когда-нибудь хотел жениться на мне, родить детей?
- Нет, я относился к тебе как к хорошей спутнице. А семейный очаг меня не привлекает.
- Значит, у наших отношений нет будущего. - усмехнулась Лариса.
Этим же вечером она стояла неподалёку от Дениса и собирала подачки. Теперь её главной целью стало возвращение на родину. С Денисом они почти не разговаривали. Лариса ежедневно подсчитывала свою выручку.
- Скорее бы набрать на билет... - мечтала она.
***
Ольга Юрьевна навестила мать.
- Что слышно про Ларису? - спросила она.
- Откуда я знаю? Где-то скитается. Неизвестно, сытая или голодная, ночует на подушке или в лесу на траве. - Тамара Ивановна не одобряла внучку.
- А она звонит тебе хоть иногда? - тревожилась Ольга Юрьевна.
- Что-то не припомню. - нарочно сказала Тамара Ивановна, чтобы позлить дочь.
Ольга Юрьевна почувствовала неприязнь матери и не стала рассказывать ей о своей новой жизни. Совсем недавно она сдружилась с соседом примерно её же возраста, и они часто захаживали в гости друг к другу. Ольга Юрьевна оживала и чувствовала себя нужной. Она пекла пироги, и они подолгу делились с соседом своими воспоминаниями. Андрей Витальевич овдовел, и дети разъехались. Пенсионеры поддерживали один другого, часто гуляли вместе в парке и находили общие темы для разговоров. Только съезжаться не торопились. У каждого свои привычки, свой налаженный быт и маленький мирок. И всё-таки одинокие беспросветные вечера отступили. Ольга Юрьевна воодушевилась и тщательно следила за собой, купила новое платье. Ей хотелось нравиться Андрею Витальевичу и ловить его одобрительные взгляды. Сначала она хотела поделиться с матерью своей радостью, но увидела хмурое лицо родительницы и передумала.
- Одобрения не получу, а настроение испортит. - сделала она выводы и промолчала.
Ранний звонок разбудил Тамару Ивановну. Она медленно поднялась и зашаркала к двери. Заглянула в глазок и с трудом узнала бледное худое лицо внучки.
- Явилась не запылилась. - пробурчала старушка и открыла задвижку.
Лариса показалась ей чужой.
- Я вторые сутки в пути и ничего не ела. - слабо проговорила она, прошла на кухню и открыла холодильник. Быстренько разогрела суп и вскипятила чайник.
Тамара Ивановна смотрела, молчала и ждала. После насыщения внучка объяснила.
- Не вышло из меня путешественницы. Надоело ночевать в палатке и кемпингах. Замучалась. Мы с Денисом хотели перезимовать в Турции и отправились туда. И представь, нас там никто не ждал. Он отказался содержать меня, мы поругались, и я вернулась.
- Правильно сделала. - впервые за всю свою жизнь поддержала Тамара Ивановна. - Мне одной тоже несладко. Эти социальные работники хитрые, хотят получать много, а делать мало. Вот и последняя, вроде и девушка хорошая... Как же её звали? Забыла. Болтала без умолку, а помогать уже не оставалось времени. Я как чувствовала, что ты вернёшься, вообще отказалась от социальной помощи. Присутствие в доме постороннего человека стало напрягать.
- Бабулечка, я всё сделаю сама! Туристическая жизнь многому меня научила. Разводить костёр, готовить из минимума продуктов. И как же часто я вспоминала тебя и маму. Кстати, как она?
- Недавно приходила, расспрашивала где ты и с кем.
- Мамочка... - расчувствовалась Лариса. - Завтра же навещу её. И ты напиши мне список, что тебе принести. Теперь мы заживём по-другому.
Тамара Ивановна не узнавала свою внучку. Где та ленивая и инфантильная девушка, которую она помнила? На её месте совсем другая, энергичная Лариса.
Назавтра Лариса навестила мать. Она увидела, что Ольга Юрьевна прекрасно справляется одна, и попросила у неё прощения.
- Я не понимала и не ценила твоей заботы. Но за время скитаний осознала, что роднее тебя и бабули у меня никого нет.
Мать с дочерью обнялись.
- Я очень рада за тебя, ты повзрослела. - Мать разлила чай и подала кружку Ларисе. - Что думаешь делать?
- Для начала найду работу, - перечисляла Лариса, - потом хочу купить себе квартиру. Как тяжело, когда некуда прислонить голову. А палатку в лесу домом не назовёшь.
- А замуж? - осторожно спросила родительница. - Я так поняла, с Денисом вы расстались навсегда.
Лариса отпила чай.
- Я анализировала всех своих мужей. Как-то не получается построить длительные отношения.
- Не торопись, оглядись вокруг. Где-то ходит твоя половинка, верь в это.
И Ольга Юрьевна порывисто заключила дочь в свои объятия.
Конец.
Глава 1. Глава 2. Глава 3. Глава 4. Глава 5. Глава 6. Глава 7. Глава 8. Глава 9. Глава 10. Глава 11. Глава 12. Глава 13. Глава 14. Глава 15. Глава 16. Глава 17. Глава 18. Глава 19.