Немецкие летчики-добровольцы в боях Гражданской войнв 1936-1939 годах в Испании
10 марта 202410 мар 2024
10
Воздушное присутствие Германии в испанском конфликте началось в июле 1936 года. 31 июля первые десять машин под командованием капитана Рудольфа фон Моро прибыли в испанское Марокко, находившееся под контролем восставших против марксистского правительства испанских национал-патриотов. Главной задачей группы стала переброска по воздуху марокканских добровольцев через Гибралтарский пролив на юг Испании. Перевозка войск морем была невозможна, так как в проливе патрулировали военные корабли республиканцев. Вторая десятка «Юнкерсов» прилетела в Испанию 8 августа. При этом один самолет, заблудившись, приземлился на республиканской территории, став первым немецким трофеем республиканских ВВС. За время существования «гибралтарского воздушного моста» с начала августа по 15 сентября 1936 г. Ju-52/3m перевезли из Марокко почти 14 тысяч солдат, а также 270 тонн военных грузов: 44 орудия, более 100 станковых пулеметов, 134 тонны боеприпасов и другую военную технику.
В первые дни начала работы воздушного моста Республиканский Красный флот пытался зенитным огнем помешать транспортировке восставших частей националистов по воздуху. В ответ 13 августа два Ju-52/3m гауптмана фон Моро и обер-лейтенанта графа фон Хойоса сбросили бомбы на броненосный крейсер «Хайме, тяжело повредив его. В конце июля 1936 г. для организации немецкой помощи и координации своих действий был создан особый штаб «W» (Sonderstab W) во главе с генерал-лейтенантом Гельмутом Вилбергом. 14 августа самолеты Ju-52 с испанскими экипажами во главе с команданте Франсиско Диасом Трихело атаковали позиции республиканцев южнее Мадрида, напав на колонну республиканских войск, а 28 августа уже бомбили и сам Мадрид.
Первый «Юнкерс» в Испании был сбит 28 сентября 1936 г. в воздушном бою над Толедо, а 4 ноября в небе Мадрида впервые встретились советские И-15 и немецкие Ju-52. В результате был сбит один Ju-52. В середине февраля 1937 г. по морю из Гамбурга прибыли первые четыре Не-111В-1, четыре Do-17E-1 и четыре Ju-88D-1. Эти двенадцать бомбардировщиков составили опытную эскадрилью бомбардировщиков в бомбовом дивизионе Kommando-88. Главной задачей дивизиона было проверить новые самолеты в боевых условиях и приобрести опыт использования машин. Самолет Не-111 быстро стал считаться лучшей машиной, и его выбрали для оснащения штабного звена эскадрильи, которую возглавил фон Моро. В марте 1937 г. Не-111 одержали свой первый крупный успех, уничтожив на республиканском аэродроме Алькала де Энарес 24 самолета и повредив еще большее количество боевых машин. Первый предсерийный самолет Ju-87A прибыл в Испанию в ноябре 1936 г., а за ним зимой 1937-1938 гг. последовали еще три Ju87A. «Штуки» - так стали называть Ju-87. Это было сокращение от слова «Sturzkampfflugzeug», означавшего тип этого самолёта, - пикирующий бомбардировщик. В Испании «Штуки» впервые действовали в реальных боевых условиях. На самолётах всё время летали разные экипажи. Через определённый промежуток времени они возвращались обратно в Германию, а им на смену прибывали новые. Подобная ротация позволила приобрести ценный боевой опыт большому числу пилотов и бортрадистов-стрелков. Срок пребывания в Испании лётного состава составлял девять месяцев. На основе опыта боевых действий в Испании в конструкцию «Штуки» были внесены соответствующие изменения, и летом 1938 г. началось производство её новой модификации - Ju-87B. В частности самолёт получил более мощный двигатель Jumo-211B и теперь спокойно поднимал в воздух 500 килограмм бомб вместе с бортрадистом. В октябре 1938 г. все Ju-87A-l вернулись в Германию, а им на смену прибыли пять новых Ju-87 серии B-l. Теперь они могли нести до 500 килограмм бомб. Их включили в состав бомбардировочной группы «Легиона «Кондор» в качестве отдельной эскадрильи под обозначением 5.К/88. Особенно отличилась третья эскадрилья Ju-88 во главе с оберлейтенантом Адольфом Галландом, который впоследствии закончил Вторую мировую войну в звании генерал-лейтенанта, имея на своем счету 104 победы. А. Галланд первым разработал и опробовал в боевых условиях тактику действий по непосредственной поддержке войск на поле боя. Пилоты его эскадрильи успешно действовали против небольших целей, таких, как артиллерийские батареи. Именно А. Галланд ввёл в практику своей эскадрильи важнейшее тактическое новшество - создание и использование передовых полевых аэродромов, которые затем стали называть «аэродромами подскока». Однако только из собственного опыта боёв в Испании я понял, что между тактикой действий истребителей и штурмовиков существует большое различие. Мы имели задачу поддерживать наступление пехоты националистов. Мы атаковали позиции республиканской артиллерии, подходящие резервы, препятствовали подвозу боеприпасов. Немецкие штурмовики стали необходимым реквизитом каждой операции националистов. Тогда наш противник не имел ничего равноценного.»
Опыт, полученный Люфтваффе в результате действий десятка «Штук» во время боевых действий в Испании, был действительно неоценим. Лётный и наземный персонал штурмовых авиагрупп получил возможность на практике отработать все свои действия и получить необходимый боевой опыт, а в конструкцию Ju-87 были внесены необходимые изменения и улучшения. Для прикрытия «Юнкерсов», доставлявших из Испанского Марокко в Севилью части испанских националистов, были необходимы истребители. 1 августа 1936 г. из Гамбурга вышло немецкое судно «Усарамо», на борту которого находились шесть истребителей Не-51В-1, двадцать 20-мм зенитных орудий и 86 человек во главе с оберегом Александер фон Шееле. В Испанию были направлены шесть летчиков-истребителей: обер-лейтенанты Ханнес Траутлофт, Крафт Эберхардт, Хервиг Кпюппель, и лейтенанты Вольф-Генрих фон Хоувальд, Эккехард Хефтер и Герхард Кляйн. Все шесть доставленных самолетов были направлены на аэродром Эскалоп дель Прадо в районе Саламанки. Туда же 17 августа через Португалию были доставлены еще девять истребителей Не-51В-1, которые должны были поддерживать наступление частей генерала Э. Молы на Мадрид. Немецкие пилоты сначала выступали только в роли инструкторов, помогая испанцам освоить новые для них самолеты. 18 августа 1936 г. испанские пилоты- капитан Гарсия Морато и лейтенант Хулио Сальвадор одержали свои первые победы, сбив сразу пять самолетов республиканцев. Но большинство остальных испанских пилотов имели очень низкий уровень летной подготовки, вследствие чего за одну неделю четверть доставленных из Германии истребителей была ими потеряна. Так, 18 августа во время посадки был серьезно поврежден один Не-51, а 23 августа после налета на республиканский аэродром Хетафе в районе Мадрида трех Не-51 по прикрытию восьми Ju-52/3m при посадке испанцы повредили два из трех истребителей, принимавших участие в налете. При этом самолеты получили такие серьезные повреждения, что уже не подлежали ремонту. 24 августа республиканцами в воздушном бою был сбит еще один Не-51. После этого командир первого немецкого соединения, прибывшего в Испанию, Александер фон Шееле связался с Берлином, и немецким летчикам было разрешено участвовать в боевых вылетах. Результаты не замедлили себя ждать: уже на следующий день, 25 августа 1936 г., Ханнес Траутлофт и Крафт Эберхардт сбили два республиканские бомбардировщика «Бреге-19». Это были не только первые победы немецких пилотов в Испании, но и вообще первые победы истребителей Люфтваффе. В течение 26-30 августа немецкие пилоты Траутлофт, Эберхардт и Хервиг Кнюппель сбили еще семь самолетов республиканцев: четыре бомбардировщика «Потез-540», два «Бреге-19» и один истребитель «Ньюпор-52». 30 августа Ханнес Траутлофт стал первым летчикомистребителем Люфтваффе, сбитым в бою: 30 августа 1936 г. его Не51В-1 был сбит республиканским истребителем «Девуатин-371», но Траутлофт, выпрыгнув на парашюте, приземлился в районе расположения националистических частей. Первым немецким пилотом, погибшим в Испании, стал лейтенант Эккехард Хефтер. 28 сентября 1936 г. сразу после взлета с аэродрома у города Виттория у его Не-51В-1 неожиданно отказал двигатель, после чего самолет, задев крылом за высокую башню городского собора, упал и сгорел на Соборной площади города. Первым немцем, совершившим воздушный таран в небе Испании, стал лейтенант Оскар Хенрици. 19 октября 1936 г. О. Хенрици в составе пяти самолетов под командованием обер-лейтенанта Х. Кноппеля вылетел на перехват группы республиканских самолётов. В воздухе они обнаружили восемь лёгких бомбардировщиков «Бреге-19» во главе с «Фоккером»-F.VII, сопровождаемых тремя истребителями «Ньюпор-52», и атаковали их. Сначала немцы расправились с истребителями, а затем атаковали бомбардировщики. Но те шли плотным строем и их стрелки довольно эффективно отбивались. Хенрици удалось сбить «Фоккер», но «Бреге19» продолжали идти к цели. Вскоре боеприпасы кончились. Тогда Хенрици решил пойти на таран. Стойками шасси своего самолёта он снёс верхнее крыло «Бреге-19», который сразу рухнул на землю. Сам О. Хенрици благополучно приземлился на своём аэродроме. В конце сентября 1936 г. в Испанию прибыли еще десять немецких летчиков-истребителей, а 3 ноября 1936 г. в Германии был сформирован «Легион «Кондор», состоявший из 4500 добровольцев. Его командиром был назначен генерал-майор Хуго Шперле (1885-1953). Начальником штаба стал оберст Вольфрам фон Рихтхофен. Вместе с «Легионом «Кондор» в Испанию были направлены небольшие подразделения вермахта и кригсмарине, которые соответственно имели названия «Пчеловод» и «Северное море». Была образована истребительная авиагруппа группа J/88 во главе с майором Хубертом Мерхартом фон Бернеггом, в состав которой входило четыре эскадрильи, которыми командовали гауптман Вернер Пальма, обер-лейтенант Отто Лехманн, обер-лейтенант Юрген Рота, обер-лейтенант Крафт Эберхардт.
В состав «Легиона» входили следующие подразделения: А/88 - разведывательная эскадрилья, AS/88 -эскадрилья морских самолетовразведчиков, В/88 - рота аэродромного обслуживания, F/88 - подразделение зенитной артиллерии, включавшее четыре тяжелые и две легкие зенитные батареи, К/88 - бомбардировочная авиагруппа, также включавшая три или четыре эскадрильи, Laz/88 - полевой госпиталь, Ln/88 - разведывательный отдел, МА/88 - отдел снабжения, Р/88 - транспортный отдел, San/88 - санитарное подразделение, VB/88 - опытная бомбардировочная эскадрилья, VJ/88 - опытная истребительная эскадрилья, VS/88 - штаб связи с испанскими и итальянскими авиационными частями, W/88 - метеорологическая служба, S/88 - штаб. В небе Испании немецкие пилоты впервые столкнулись в открытом бою с советскими летчиками-добровольцами. 13 ноября с аэродрома Авила вылетели на Мадрид пять Ju-52 во главе с обер-лейтенантом Рудольфом фон Моро и три Не-46, которые пилотировали испанские пилоты. Их прикрывали девять Не-51 из 4.J/88. Вслед за ними к испанской столице направились и итальянцы - три Ro.37, которых сопровождали три CR.32. Над восточной окраиной Мадрида в районе Каса-де-Кампо они встретились с двенадцатью И-15, которые пилотировали советские летчики. Бомбардировщики, поспешно сбросив бомбы, стали уходить обратно, а между истребителями на высоте около 1500 метров произошел воздушный бой, в ходе которого четвертая эскадрилья J/88 «Кондора» потеряла четыре Не-51, среди которых были самолеты командира эскадрильи обер-лейтенанта Крафта Эберхардта и командира звена лейтенанта Оскара Хенрици. В том же бою были сбиты два CR.32: один итальянский пилот получил ранение, а второй пилот попал в плен к республиканцам. В свою очередь республиканцы потеряли три И-15: погибли три советских летчика, одному из которых лейтенанту Карпу Ковтуну было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. К. Эберхардт погиб, столкнувшись «лоб в лоб» с одним из И-15, который атаковал Ju-52. Самолет О. Хенрици догнал на И-16 советский лётчик С. Черных и сбил его. При этом пуля пробила у Хенрици легкое, но тот сумел долететь до территории, занятой франкистами и совершить вынужденную посадку. После падения самолёта О. Хенрици смог выбраться из-под обломков, но умер от ран до прихода помощи, скончавшись от большой потери крови. К. Эберхардт и О. Хенрици стали первыми пилотами «Легиона «Кондор» и Люфтваффе, погибшими в бою.
К тому времени выяснилось, что устаревшие бипланы Не-51, первоначально имевшиеся на вооружении «Легиона «Кондор», фактически не могли быть серьёзными соперниками для появившихся на стороне республиканцев советских самолетов И-16. По своим скоростным характеристикам они уже не могли догнать республиканские СБ-2. Поэтому с марта 1937 г. они в основном стали использоваться для атак наземных целей. В декабре в «Легион «Кондор» для проведения фронтовых испытаний были доставлены четыре прототипа нового истребителя Bf-109 V-3, V-4, V-5 и V-6, а 14 марта 1937 г. в Испанию прибыли первые три серийных Bf-109B-l. Обер-лейтенант Траутлофт стал одним из первых пилотов, испытавших «Мессершмитт» в бою: 8 декабря 1936 г. он одержал на прототипе Bf-109V3 W.Nr.760 свою первую победу в Испании, сбив один И-16. В тот период немецким летчикам-истребителям приходилось несладко: почти каждый вылет сопровождался воздушными боями. Республиканское командование сосредоточило в зоне Мадридского фронта большую часть своей авиации и оказывало националистам ожесточенное сопротивление, причем, перехватывались практически все группы следовавших к Мадриду Ju-52. Это вынудило националистов отказаться от действий в дневное время и перейти к ночным бомбардировкам.
В январе-феврале 1937 г. в VB/88 «Легиона «Кондор» для боевых испытаний прибыли «настоящие» бомбардировщики Ju-86, Не-111 и Do-17. В мае 1937 г. уже все три эскадрильи Kommando-88 были оснащены бомбардировщиками Не-111В. Они тут же вступили в боевые действия, шедшие в стране Басков до конца июня. В ходе сражения за Бильбао Kommando-88 потерял первые два Не-111. «Кондор» вернулся в эти места в конце июля, после окончания операции на центральном участке фронта. В конце сентября Kommando-88 попал в полосу неудач. 30 сентября один за другим в авиакатастрофу попало сразу три бомбардировщика Не-111, один из которых пришлось в дальнейшем использовать на запчасти. Меньше повезло двум самолетам, попавшим в катастрофы 21 и 24 октября: их пришлось списать. Эти инциденты были в большой степени связаны с тем, что как раз в это время осуществлялся переход всех бомбардировочных эскадрилий на Не-111. К концу октября Kommando-88 состоял из четырех эскадрилий по двенадцать Не-111В в каждой. Всего в отряде было более 50 Хейнкелей-111, в том числе 28 типа В-2. 17 апреля 1938 г. немцы провели два массированных налета на Картахену и Альмерию, которые были основными портами республиканцев. Ценой одного бомбардировщика немцы потопили торпедный катер, повредили броненосец «Хайме I» и вызвали несколько пожаров в доках. Фактически вся операция заняла три дня - 15-18 апреля: прибытие с базы в район боевых действий, налет и возвращение на базу. В ходе ее выполнения отряд потерял в действительности восемь машин. Только один бомбардировщик был сбит республиканцами, а еще 16 самолетов получило повреждения. 25 апреля И-16 сбили в районе Валенсии еще три Не-111. 25 мая 1938 г. республиканцы начали форсирование реки Эбро. Почти вся тяжесть поддержки сухопутных войск легла на Kommando88. Задача осложнялась тем, что пополнение в составе 25 Не-111Е-1 начало прибывать только в начале июля и растянулось до сентября. Еще одна, и последняя партия в количестве 10 машин поступила в «Кондор» в начале декабря 1939 г. Битва над Эбро продолжалась до ноября 1938 г. и характеризовалась массированным применением авиации, в результате чего происходили многочисленные и яростные воздушные бои. В этих боях участвовали уже две части бомбардировщиков: немецкая Kommando-88 и испанская Gruppo IO-G-25. Обе стороны несли тяжелые потери, но в Kommando-88 потери были относительно не велики: они потеряли один Не-111. К концу сражения на 23 декабря в немецких частях было всего 30 боеспособных «Хейнкелей», из них 25 - в Kommando-88. В целом националисты потеряли сбитыми и поврежденными 19 бомбардировщиков из 24.
В течение 1938 г. все эскадрильи J/88 были оснащены новыми самолетами Bf-109B. Эти самолеты имели более лучшие технические характеристики в сравнении с советскими самолетами И-16 и И-15. Но летчики «Легиона «Кондор» еще не могли в полной мере использовать все преимущества «Мессершмиттов», поскольку продолжали придерживаться традиционной тактики воздушного боя, летая звеньями из трех самолетов.
14 апреля 1938 г. в Испанию прибыл обер-лейтенант Вернер Мёльдерс, который стал командиром третьей эскадрильи J88. В ходе боев в Испании он пришел к выводу, что прежняя тактика действий истребителей, рассчитанная на применение больших групп малоскоростных бипланов, безнадежно устарела. Летая плотными «тройками» на новых, более скоростных истребителях, пилоты большую часть времени должны были следить за тем, чтобы не столкнуться друг с другом. Именно В. Мёльдерс разработал и начал применять на практике новую тактику, в основе которой лежало использование не звена из трех истребителей, а пары истребителей или двух пар. 15 июля 1938 г., вылетев на своём Bf-109В, В. Мёльдерс одержал свою первую победу, сбив республиканский самолет И-15. С этой минуты начался его четырёхмесячный путь от неизвестного лётчика до самого результативного немецкого пилота испанской войны. 5 декабря 1938 г. В. Мёльдерс вернулся в Германию, имея на своем счету 14 побед, еще три его победы не были официально признаны. Он стал самым результативным пилотом «Легиона «Кондор». Разработанная им тактика легла в основу действий не только истребительной авиации Люфтваффе, и затем была использована пилотами СССР и других стран. Истребитель Bf-109В оказался лучшим образцом авиационной техники применявшейся в Испании противоборствующими сторонами. Начиная с марта 1937 г., практически все воздушные победы националистов были одержаны на этом самолёте. Но первые серии Bf-109В еще не были доведены до своего совершенства: двигатель часто отказывал, кроме того, было видно, что самолёт имеет запас для совершенствования конструкции. 13 мая 1937 г. на Северном фронте был сбит лейтенант Виндель из состава «Легиона «Кондор». Это стало первой боевой потерей самолета Bf-109. Но в целом эта машина сумела выправить положение в воздухе и внести перелом в воздушную дуэль между двумя противоборствующими сторонами. Благодаря появлению этого самолёта, раскрылся талант немецких лётчиков-истребителей, который позволил им разработать новые приёмы ведения воздушного боя. Впоследствии всё это сыграло свою роль на начальном этапе Второй Мировой войны.
Воздушное присутствие Германии в испанском конфликте началось в июле 1936 года. 31 июля первые десять машин под командованием капитана Рудольфа фон Моро прибыли в испанское Марокко, находившееся под контролем восставших против марксистского правительства испанских национал-патриотов. Главной задачей группы стала переброска по воздуху марокканских добровольцев через Гибралтарский пролив на юг Испании. Перевозка войск морем была невозможна, так как в проливе патрулировали военные корабли республиканцев. Вторая десятка «Юнкерсов» прилетела в Испанию 8 августа. При этом один самолет, заблудившись, приземлился на республиканской территории, став первым немецким трофеем республиканских ВВС. За время существования «гибралтарского воздушного моста» с начала августа по 15 сентября 1936 г. Ju-52/3m перевезли из Марокко почти 14 тысяч солдат, а также 270 тонн военных грузов: 44 орудия, более 100 станковых пулеметов, 134 тонны боеприпасов и другую военную технику.
В первые дни начала работы воздушного моста Республиканский Красный флот пытался зенитным огнем помешать транспортировке восставших частей националистов по воздуху. В ответ 13 августа два Ju-52/3m гауптмана фон Моро и обер-лейтенанта графа фон Хойоса сбросили бомбы на броненосный крейсер «Хайме, тяжело повредив его. В конце июля 1936 г. для организации немецкой помощи и координации своих действий был создан особый штаб «W» (Sonderstab W) во главе с генерал-лейтенантом Гельмутом Вилбергом. 14 августа самолеты Ju-52 с испанскими экипажами во главе с команданте Франсиско Диасом Трихело атаковали позиции республиканцев южнее Мадрида, напав на колонну республиканских войск, а 28 августа уже бомбили и сам Мадрид.
Первый «Юнкерс» в Испании был сбит 28 сентября 1936 г. в воздушном бою над Толедо, а 4 ноября в небе Мадрида впервые встретились советские И-15 и немецкие Ju-52. В результате был сбит один Ju-52. В середине февраля 1937 г. по морю из Гамбурга прибыли первые четыре Не-111В-1, четыре Do-17E-1 и четыре Ju-88D-1. Эти двенадцать бомбардировщиков составили опытную эскадрилью бомбардировщиков в бомбовом дивизионе Kommando-88. Главной задачей дивизиона было проверить новые самолеты в боевых условиях и приобрести опыт использования машин. Самолет Не-111 быстро стал считаться лучшей машиной, и его выбрали для оснащения штабного звена эскадрильи, которую возглавил фон Моро. В марте 1937 г. Не-111 одержали свой первый крупный успех, уничтожив на республиканском аэродроме Алькала де Энарес 24 самолета и повредив еще большее количество боевых машин. Первый предсерийный самолет Ju-87A прибыл в Испанию в ноябре 1936 г., а за ним зимой 1937-1938 гг. последовали еще три Ju87A. «Штуки» - так стали называть Ju-87. Это было сокращение от слова «Sturzkampfflugzeug», означавшего тип этого самолёта, - пикирующий бомбардировщик. В Испании «Штуки» впервые действовали в реальных боевых условиях. На самолётах всё время летали разные экипажи. Через определённый промежуток времени они возвращались обратно в Германию, а им на смену прибывали новые. Подобная ротация позволила приобрести ценный боевой опыт большому числу пилотов и бортрадистов-стрелков. Срок пребывания в Испании лётного состава составлял девять месяцев. На основе опыта боевых действий в Испании в конструкцию «Штуки» были внесены соответствующие изменения, и летом 1938 г. началось производство её новой модификации - Ju-87B. В частности самолёт получил более мощный двигатель Jumo-211B и теперь спокойно поднимал в воздух 500 килограмм бомб вместе с бортрадистом. В октябре 1938 г. все Ju-87A-l вернулись в Германию, а им на смену прибыли пять новых Ju-87 серии B-l. Теперь они могли нести до 500 килограмм бомб. Их включили в состав бомбардировочной группы «Легиона «Кондор» в качестве отдельной эскадрильи под обозначением 5.К/88. Особенно отличилась третья эскадрилья Ju-88 во главе с оберлейтенантом Адольфом Галландом, который впоследствии закончил Вторую мировую войну в звании генерал-лейтенанта, имея на своем счету 104 победы. А. Галланд первым разработал и опробовал в боевых условиях тактику действий по непосредственной поддержке войск на поле боя. Пилоты его эскадрильи успешно действовали против небольших целей, таких, как артиллерийские батареи. Именно А. Галланд ввёл в практику своей эскадрильи важнейшее тактическое новшество - создание и использование передовых полевых аэродромов, которые затем стали называть «аэродромами подскока». Однако только из собственного опыта боёв в Испании я понял, что между тактикой действий истребителей и штурмовиков существует большое различие. Мы имели задачу поддерживать наступление пехоты националистов. Мы атаковали позиции республиканской артиллерии, подходящие резервы, препятствовали подвозу боеприпасов. Немецкие штурмовики стали необходимым реквизитом каждой операции националистов. Тогда наш противник не имел ничего равноценного.»
Опыт, полученный Люфтваффе в результате действий десятка «Штук» во время боевых действий в Испании, был действительно неоценим. Лётный и наземный персонал штурмовых авиагрупп получил возможность на практике отработать все свои действия и получить необходимый боевой опыт, а в конструкцию Ju-87 были внесены необходимые изменения и улучшения. Для прикрытия «Юнкерсов», доставлявших из Испанского Марокко в Севилью части испанских националистов, были необходимы истребители. 1 августа 1936 г. из Гамбурга вышло немецкое судно «Усарамо», на борту которого находились шесть истребителей Не-51В-1, двадцать 20-мм зенитных орудий и 86 человек во главе с оберегом Александер фон Шееле. В Испанию были направлены шесть летчиков-истребителей: обер-лейтенанты Ханнес Траутлофт, Крафт Эберхардт, Хервиг Кпюппель, и лейтенанты Вольф-Генрих фон Хоувальд, Эккехард Хефтер и Герхард Кляйн. Все шесть доставленных самолетов были направлены на аэродром Эскалоп дель Прадо в районе Саламанки. Туда же 17 августа через Португалию были доставлены еще девять истребителей Не-51В-1, которые должны были поддерживать наступление частей генерала Э. Молы на Мадрид. Немецкие пилоты сначала выступали только в роли инструкторов, помогая испанцам освоить новые для них самолеты. 18 августа 1936 г. испанские пилоты- капитан Гарсия Морато и лейтенант Хулио Сальвадор одержали свои первые победы, сбив сразу пять самолетов республиканцев. Но большинство остальных испанских пилотов имели очень низкий уровень летной подготовки, вследствие чего за одну неделю четверть доставленных из Германии истребителей была ими потеряна. Так, 18 августа во время посадки был серьезно поврежден один Не-51, а 23 августа после налета на республиканский аэродром Хетафе в районе Мадрида трех Не-51 по прикрытию восьми Ju-52/3m при посадке испанцы повредили два из трех истребителей, принимавших участие в налете. При этом самолеты получили такие серьезные повреждения, что уже не подлежали ремонту. 24 августа республиканцами в воздушном бою был сбит еще один Не-51. После этого командир первого немецкого соединения, прибывшего в Испанию, Александер фон Шееле связался с Берлином, и немецким летчикам было разрешено участвовать в боевых вылетах. Результаты не замедлили себя ждать: уже на следующий день, 25 августа 1936 г., Ханнес Траутлофт и Крафт Эберхардт сбили два республиканские бомбардировщика «Бреге-19». Это были не только первые победы немецких пилотов в Испании, но и вообще первые победы истребителей Люфтваффе. В течение 26-30 августа немецкие пилоты Траутлофт, Эберхардт и Хервиг Кнюппель сбили еще семь самолетов республиканцев: четыре бомбардировщика «Потез-540», два «Бреге-19» и один истребитель «Ньюпор-52». 30 августа Ханнес Траутлофт стал первым летчикомистребителем Люфтваффе, сбитым в бою: 30 августа 1936 г. его Не51В-1 был сбит республиканским истребителем «Девуатин-371», но Траутлофт, выпрыгнув на парашюте, приземлился в районе расположения националистических частей. Первым немецким пилотом, погибшим в Испании, стал лейтенант Эккехард Хефтер. 28 сентября 1936 г. сразу после взлета с аэродрома у города Виттория у его Не-51В-1 неожиданно отказал двигатель, после чего самолет, задев крылом за высокую башню городского собора, упал и сгорел на Соборной площади города. Первым немцем, совершившим воздушный таран в небе Испании, стал лейтенант Оскар Хенрици. 19 октября 1936 г. О. Хенрици в составе пяти самолетов под командованием обер-лейтенанта Х. Кноппеля вылетел на перехват группы республиканских самолётов. В воздухе они обнаружили восемь лёгких бомбардировщиков «Бреге-19» во главе с «Фоккером»-F.VII, сопровождаемых тремя истребителями «Ньюпор-52», и атаковали их. Сначала немцы расправились с истребителями, а затем атаковали бомбардировщики. Но те шли плотным строем и их стрелки довольно эффективно отбивались. Хенрици удалось сбить «Фоккер», но «Бреге19» продолжали идти к цели. Вскоре боеприпасы кончились. Тогда Хенрици решил пойти на таран. Стойками шасси своего самолёта он снёс верхнее крыло «Бреге-19», который сразу рухнул на землю. Сам О. Хенрици благополучно приземлился на своём аэродроме. В конце сентября 1936 г. в Испанию прибыли еще десять немецких летчиков-истребителей, а 3 ноября 1936 г. в Германии был сформирован «Легион «Кондор», состоявший из 4500 добровольцев. Его командиром был назначен генерал-майор Хуго Шперле (1885-1953). Начальником штаба стал оберст Вольфрам фон Рихтхофен. Вместе с «Легионом «Кондор» в Испанию были направлены небольшие подразделения вермахта и кригсмарине, которые соответственно имели названия «Пчеловод» и «Северное море». Была образована истребительная авиагруппа группа J/88 во главе с майором Хубертом Мерхартом фон Бернеггом, в состав которой входило четыре эскадрильи, которыми командовали гауптман Вернер Пальма, обер-лейтенант Отто Лехманн, обер-лейтенант Юрген Рота, обер-лейтенант Крафт Эберхардт.
В состав «Легиона» входили следующие подразделения: А/88 - разведывательная эскадрилья, AS/88 -эскадрилья морских самолетовразведчиков, В/88 - рота аэродромного обслуживания, F/88 - подразделение зенитной артиллерии, включавшее четыре тяжелые и две легкие зенитные батареи, К/88 - бомбардировочная авиагруппа, также включавшая три или четыре эскадрильи, Laz/88 - полевой госпиталь, Ln/88 - разведывательный отдел, МА/88 - отдел снабжения, Р/88 - транспортный отдел, San/88 - санитарное подразделение, VB/88 - опытная бомбардировочная эскадрилья, VJ/88 - опытная истребительная эскадрилья, VS/88 - штаб связи с испанскими и итальянскими авиационными частями, W/88 - метеорологическая служба, S/88 - штаб. В небе Испании немецкие пилоты впервые столкнулись в открытом бою с советскими летчиками-добровольцами. 13 ноября с аэродрома Авила вылетели на Мадрид пять Ju-52 во главе с обер-лейтенантом Рудольфом фон Моро и три Не-46, которые пилотировали испанские пилоты. Их прикрывали девять Не-51 из 4.J/88. Вслед за ними к испанской столице направились и итальянцы - три Ro.37, которых сопровождали три CR.32. Над восточной окраиной Мадрида в районе Каса-де-Кампо они встретились с двенадцатью И-15, которые пилотировали советские летчики. Бомбардировщики, поспешно сбросив бомбы, стали уходить обратно, а между истребителями на высоте около 1500 метров произошел воздушный бой, в ходе которого четвертая эскадрилья J/88 «Кондора» потеряла четыре Не-51, среди которых были самолеты командира эскадрильи обер-лейтенанта Крафта Эберхардта и командира звена лейтенанта Оскара Хенрици. В том же бою были сбиты два CR.32: один итальянский пилот получил ранение, а второй пилот попал в плен к республиканцам. В свою очередь республиканцы потеряли три И-15: погибли три советских летчика, одному из которых лейтенанту Карпу Ковтуну было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. К. Эберхардт погиб, столкнувшись «лоб в лоб» с одним из И-15, который атаковал Ju-52. Самолет О. Хенрици догнал на И-16 советский лётчик С. Черных и сбил его. При этом пуля пробила у Хенрици легкое, но тот сумел долететь до территории, занятой франкистами и совершить вынужденную посадку. После падения самолёта О. Хенрици смог выбраться из-под обломков, но умер от ран до прихода помощи, скончавшись от большой потери крови. К. Эберхардт и О. Хенрици стали первыми пилотами «Легиона «Кондор» и Люфтваффе, погибшими в бою.
К тому времени выяснилось, что устаревшие бипланы Не-51, первоначально имевшиеся на вооружении «Легиона «Кондор», фактически не могли быть серьёзными соперниками для появившихся на стороне республиканцев советских самолетов И-16. По своим скоростным характеристикам они уже не могли догнать республиканские СБ-2. Поэтому с марта 1937 г. они в основном стали использоваться для атак наземных целей. В декабре в «Легион «Кондор» для проведения фронтовых испытаний были доставлены четыре прототипа нового истребителя Bf-109 V-3, V-4, V-5 и V-6, а 14 марта 1937 г. в Испанию прибыли первые три серийных Bf-109B-l. Обер-лейтенант Траутлофт стал одним из первых пилотов, испытавших «Мессершмитт» в бою: 8 декабря 1936 г. он одержал на прототипе Bf-109V3 W.Nr.760 свою первую победу в Испании, сбив один И-16. В тот период немецким летчикам-истребителям приходилось несладко: почти каждый вылет сопровождался воздушными боями. Республиканское командование сосредоточило в зоне Мадридского фронта большую часть своей авиации и оказывало националистам ожесточенное сопротивление, причем, перехватывались практически все группы следовавших к Мадриду Ju-52. Это вынудило националистов отказаться от действий в дневное время и перейти к ночным бомбардировкам.
В январе-феврале 1937 г. в VB/88 «Легиона «Кондор» для боевых испытаний прибыли «настоящие» бомбардировщики Ju-86, Не-111 и Do-17. В мае 1937 г. уже все три эскадрильи Kommando-88 были оснащены бомбардировщиками Не-111В. Они тут же вступили в боевые действия, шедшие в стране Басков до конца июня. В ходе сражения за Бильбао Kommando-88 потерял первые два Не-111. «Кондор» вернулся в эти места в конце июля, после окончания операции на центральном участке фронта. В конце сентября Kommando-88 попал в полосу неудач. 30 сентября один за другим в авиакатастрофу попало сразу три бомбардировщика Не-111, один из которых пришлось в дальнейшем использовать на запчасти. Меньше повезло двум самолетам, попавшим в катастрофы 21 и 24 октября: их пришлось списать. Эти инциденты были в большой степени связаны с тем, что как раз в это время осуществлялся переход всех бомбардировочных эскадрилий на Не-111. К концу октября Kommando-88 состоял из четырех эскадрилий по двенадцать Не-111В в каждой. Всего в отряде было более 50 Хейнкелей-111, в том числе 28 типа В-2. 17 апреля 1938 г. немцы провели два массированных налета на Картахену и Альмерию, которые были основными портами республиканцев. Ценой одного бомбардировщика немцы потопили торпедный катер, повредили броненосец «Хайме I» и вызвали несколько пожаров в доках. Фактически вся операция заняла три дня - 15-18 апреля: прибытие с базы в район боевых действий, налет и возвращение на базу. В ходе ее выполнения отряд потерял в действительности восемь машин. Только один бомбардировщик был сбит республиканцами, а еще 16 самолетов получило повреждения. 25 апреля И-16 сбили в районе Валенсии еще три Не-111. 25 мая 1938 г. республиканцы начали форсирование реки Эбро. Почти вся тяжесть поддержки сухопутных войск легла на Kommando88. Задача осложнялась тем, что пополнение в составе 25 Не-111Е-1 начало прибывать только в начале июля и растянулось до сентября. Еще одна, и последняя партия в количестве 10 машин поступила в «Кондор» в начале декабря 1939 г. Битва над Эбро продолжалась до ноября 1938 г. и характеризовалась массированным применением авиации, в результате чего происходили многочисленные и яростные воздушные бои. В этих боях участвовали уже две части бомбардировщиков: немецкая Kommando-88 и испанская Gruppo IO-G-25. Обе стороны несли тяжелые потери, но в Kommando-88 потери были относительно не велики: они потеряли один Не-111. К концу сражения на 23 декабря в немецких частях было всего 30 боеспособных «Хейнкелей», из них 25 - в Kommando-88. В целом националисты потеряли сбитыми и поврежденными 19 бомбардировщиков из 24.
В течение 1938 г. все эскадрильи J/88 были оснащены новыми самолетами Bf-109B. Эти самолеты имели более лучшие технические характеристики в сравнении с советскими самолетами И-16 и И-15. Но летчики «Легиона «Кондор» еще не могли в полной мере использовать все преимущества «Мессершмиттов», поскольку продолжали придерживаться традиционной тактики воздушного боя, летая звеньями из трех самолетов.
14 апреля 1938 г. в Испанию прибыл обер-лейтенант Вернер Мёльдерс, который стал командиром третьей эскадрильи J88. В ходе боев в Испании он пришел к выводу, что прежняя тактика действий истребителей, рассчитанная на применение больших групп малоскоростных бипланов, безнадежно устарела. Летая плотными «тройками» на новых, более скоростных истребителях, пилоты большую часть времени должны были следить за тем, чтобы не столкнуться друг с другом. Именно В. Мёльдерс разработал и начал применять на практике новую тактику, в основе которой лежало использование не звена из трех истребителей, а пары истребителей или двух пар. 15 июля 1938 г., вылетев на своём Bf-109В, В. Мёльдерс одержал свою первую победу, сбив республиканский самолет И-15. С этой минуты начался его четырёхмесячный путь от неизвестного лётчика до самого результативного немецкого пилота испанской войны. 5 декабря 1938 г. В. Мёльдерс вернулся в Германию, имея на своем счету 14 побед, еще три его победы не были официально признаны. Он стал самым результативным пилотом «Легиона «Кондор». Разработанная им тактика легла в основу действий не только истребительной авиации Люфтваффе, и затем была использована пилотами СССР и других стран. Истребитель Bf-109В оказался лучшим образцом авиационной техники применявшейся в Испании противоборствующими сторонами. Начиная с марта 1937 г., практически все воздушные победы националистов были одержаны на этом самолёте. Но первые серии Bf-109В еще не были доведены до своего совершенства: двигатель часто отказывал, кроме того, было видно, что самолёт имеет запас для совершенствования конструкции. 13 мая 1937 г. на Северном фронте был сбит лейтенант Виндель из состава «Легиона «Кондор». Это стало первой боевой потерей самолета Bf-109. Но в целом эта машина сумела выправить положение в воздухе и внести перелом в воздушную дуэль между двумя противоборствующими сторонами. Благодаря появлению этого самолёта, раскрылся талант немецких лётчиков-истребителей, который позволил им разработать новые приёмы ведения воздушного боя. Впоследствии всё это сыграло свою роль на начальном этапе Второй Мировой войны.